Урок 7
«ДЕДАЛ И ИКАР»
Цели: развивать речь, мышление, внимание учащихся; провести работу над содержанием мифа и обобщить знания учащихся по всему разделу; расширять кругозор учащихся.
Задачи:Развивать навыки поискового чтения
Сформировать умение составлять портретную характеристику героев
Развивать навык осознанного чтения
способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей
Оборудование: иллюстрации к мифам Древней Греции, плакат-кроссворд.
У р о к 7
«ДЕДАЛ И ИКАР»
Ц е л и : развивать речь, мышление, внимание учащихся; провести работу
над содержанием мифа и обобщить знания учащихся по всему разделу;
расширять кругозор учащихся.
О б о р у д о в а н и е : иллюстрации к мифам Древней Греции, плакат
кроссворд.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Подробный пересказ учащимися мифа «Орфей и Эвридика» с
опорой на пункты плана.
План учитель заранее записывает на доске.
2. Работа с иллюстрациями учебника (с. 16, 19).
– Какими словами из текста вы «подписали» бы каждую из иллюстраций?
Зачитайте эти слова.
III. Работа над новым материалом
1. Целевая установка.
– Сегодня на уроке нам с вами предстоит познакомиться с содержанием
еще одного древнегреческого мифа, главными героями которого являются
Дедал и Икар.
2. Чтение текста учащимися вслух, «цепочкой».
3. Работа над содержанием мифа.
– Назовите род деятельности Дедала. Чему он научил греков?
– В чем же афиняне обвиняли Дедала? Почему Дедалу пришлось покинуть
свою родину?
– Где поселился Дедал? Кто правил на острове Крит?
– Какое сооружение построил Дедал на острове? В чем уникальность этого
сооружения?
– Почему же Дедал думал о побеге с острова?
– Какой путь для побега с острова выбрал Дедал? Почему?
– Какая неосторожность Икара привела к гибели?
4. Выборочное чтение.
– Зачитайте, как Дедал готовился к побегу с острова.
– Зачитайте эпизод о том, как Дедал учил Икара летать.– Найдите в тексте эпизод, рассказывающий о гибели Икара.
5. Ответ на вопросы учебника.
Учащиеся отвечают на вопросы 1, 2, 3 учебника (с. 26), работая сначала
в парах, а затем коллективно.
6. Повторное чтение мифа учащимися и деление текста на части.
– На сколько частей разделили весь текст мифа? Как можно озаглавить
каждую из частей?
План записывается на доске.
IV. Обобщение по разделу.
– Какой раздел мы изучали? Почему он так называется? Какие
произведения читали?
– Имена каких мифических героев вы запомнили? Назовите их.
1. «Разгадай кроссворд».
– А сейчас, разгадав кроссворд, вы прочитаете имя еще одного героя
мифов Древней Греции.
1Г
Е
Р
4А
К
Л
2
5
3
6
1) Бог, покровитель торговли, юношества, гимнастики, придумавший числа
и азбуку и обучивший этому людей. (Гермес.)
2) Бог, правящий землей и небом, людьми и богами. (Зевс.)
3) Красавица, полюбившая Орфея за его песни. (Эвридика.)
4) Повелитель подземного царства. (Аид.)
5) Сын великого афинского художника и изобретателя Дедала. (Икар.)
6) Великан, хозяин сада. (Атлант.)
– Имя какого героя было «зашифровано» в кроссворде? Знакомо ли вам
это имя?
– Можете ли вы чтото рассказать об этом мифическом герое?
2. Рассказ о Геракле заранее подготовленными учениками.
Геракл, в древнегреческой мифологии величайший герой, был сыном бога
Зевса и жены фиванского царя Алкмены. Среди многочисленных мифов о
Геракле наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных
Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Еврисфея: Гераклубил немейского льва, лернейскую гидру, укротил чудовищную керинейскую
лань, истребил стимфалийских птиц, победил эриманфского вепря, очистил
авгиевы конюшни, укротил критского быка, одолел царя Диомеда
(бросавшего чужеземцев на съедение своим коням), победил амазонок,
похитил коров трехглавого великана Гериона, добыл золотые яблоки из сада
Гесперид, укротил и привел к Еврисфею стража Аида – Цербера. Согласно
древним мифам, Геракл освободил Прометея, победил Антея, принимал
участие в борьбе богов с гигантами, сражался с кентаврами и совершил много
других подвигов. Погиб он от отравленного платья, которое в неведении
послала ему его жена Деянира, желавшая вернуть себе Геракла. После смерти
Геракл был взят на Олимп и обручен с богиней вечной юности Гебой. Культ
Геракла был очень популярен в Греции, через греческих колонистов он
распространился в Италии, где Геракл почитался под именем Геркулеса.
Еще один из учеников может рассказать подробно об одном из подвигов
Геракла. В заключение учитель зачитывает:
Вот и закончен рассказ про двенадцать деяний Геракла.
Подвигов много еще совершил он до славной кончины,
Но невозможно певцу, богоравного славу исчерпав,
Все до конца передать, что о нем говорили потомки.
Время бежит да бежит. Над землею проносятся годы.
Слава людей увядает, но слава народов – бессмертна.
Греческий мудрый народ воплотил себя в дивном Геракле,
И до скончанья веков никогда мы о нем не забудем!
V. Подведение итогов урока.
– В заключение сегодняшнего урока постарайтесь ответить на такой
в о п р о с : зачем нам сейчас, спустя два с лишним тысячелетия, вспоминать
древнегреческие мифы? Ведь мы отлично знаем, что почти все
рассказываемое в них небылицы, неправда.
(Все мы не должны забывать одно очень важное обстоятельство:
древнегреческие мифы созданы не какимнибудь одним человеком – их на
протяжении долгих веков творил, изменял, поправлял великий художник –
греческий народ. В них он воплощал все, что было ему в те давние дни
известно о мире, все свои заветные чаяния, свои огорчения и надежды. И
малопомалу мифы эти стали сокровищницей великолепных образов,
прекрасными произведениями искусства.
Изображая своих богов и героев, древние греки с великим искусством
воплощали в них самые лучшие и самые дурные свойства человечества.
Как живые, глядят и сейчас на нас из этих древних преданий слагавшие
их тысячелетия назад люди – простодушные, доверчивые, любопытные и
посвоему мудрые. У них зоркие глаза, чуткие уши, сильные и умелые руки,мужественные, закаленные в борьбе с невзгодами жизни сердца. Мы с
глубоким интересом узнаем, что, страдая и радуясь, эти древние люди
мечтали стать могучими и справедливыми, стремились побеждать
врагов и покорять суровую природу.)
Домашнее задание: подготовить пересказ по составленному плану.