У р о к 61.
ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ
Цели: совершенствовать навык деления многозначных чисел на однозначное уголком; повторить правила нахождения неизвестного делителя и неизвестного делимого; рассмотреть случаи деления, когда частное оканчивается нулем; развивать внимание и умение рассуждать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 61.
ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ
Цели: совершенствовать навык деления многозначных чисел на
однозначное уголком; повторить правила нахождения неизвестного делителя
и неизвестного делимого; рассмотреть случаи деления, когда частное
оканчивается нулем; развивать внимание и умение рассуждать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а н и е № 228.
– Объясните, что обозначают выражения:
а) 17 ∙ 3 + 6 ∙ 5 б) 17 ∙ 3 – 6 ∙ 5 в) 750 – (17 ∙ 3 + 6 ∙ 5)
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Выполните деление:
150 : 3
240 : 6
420 : 7
2800 : 4
7200 : 9
3600 : 92. Найдите делимое:
210 : 7
350 : 5
5400 : 6
2700 : 3
: 3 = 80
: 5 = 40
: 9 = 60
: 7 = 40
: 8 = 70
: 4 = 40
– Как найти неизвестное делимое?
3. И г р а «Угадай число».
Задумано число. При умножении его на 5 получилось: 10; 40; 20; 45; 35; 30;
5; 0; 15; 25.
– Какое число было задумано?
4. З а д а н и е н а с м е к а л к у.
На одной чаше весов, которые находятся в равновесии, лежит одна
морковка и две одинаковые редиски, на другой – такие же две морковки и 1
редиска. Что легче: морковка или редиска?
О т в е т: массы морковки и редиски одинаковые.
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 229.
Учащиеся пользуются способом прикидки и решают арифметическую
задачу, обратную определению количества цифр в значении частного.
– Самостоятельно наложите на страницу учебника прозрачный лист бумаги
и запишите в «окошках» количество цифр в делимом точками.
Учитель проверяет результаты самостоятельной работы и выбирает
для обсуждения те случаи, в которых учащиеся допустили ошибки.
– Объясните, как рассуждали, выполняя задание : 3 = 621. (Первая
цифра в значении частного обозначает сотни. Чтобы получить 6 сотен,
надо 18 сотен : 3, так как 6 сот. ∙ 3 = 18 сот. Число, в котором 18 сотен, –
четырехзначное.)
– Проверьте свои ответы, выполнив умножение в столбик.
– После нахождения делимого произведите деление уголком.
З а п и с ь в т е т р а д я х.
8703
9
78327
: 9 = 8703.Аналогично разбираются те выражения, в которых были допущены
ошибки.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 230.
Учитель выносит на доску выражение:
1534 : 9.
– Самостоятельно выполните деление уголком в тетрадях. (Некоторые
учащиеся, возможно, допустят ошибку, которая уже предусмотрена в
учебнике в ответах Миши и Маши.)
– Откройте учебники. Прочитайте задание № 230.
– Кто выполнил задание так же, как Миша, а кто – как Маша?
– Кто допустил ошибку? Почему допущена ошибка?
Большинство учащихся будут ориентироваться на
количество цифр в частном, то есть основную причину
ошибки Маши они увидят в том, что она не определила
количество цифр в частном. Но в данном случае этого
недостаточно. Важно обратить внимание учащихся на
тот факт, что остаток и является в то же время
третьим неполным делимым, которое меньше
делителя. Именно поэтому в частном получается 0, а
в остатке – 4. Для разъяснения этого факта учитель
должен сделать на доске подробную запись деления
уголком.
Д о п о л н и т е л ь н о е з а д а н и е: выполните деление уголком,
рассуждая, как Миша в задании № 230.
а) 7862 : 3
б) 4726 : 8
в) 3331 : 9
г) 4985 : 6
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Повторение пройденного материала.
1. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а в тетради с печатной основой № 1
(задание № 129).
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
– По какому правилу составлен первый столбик выражений? (Делимое
увеличивается на 3 единицы.)
– Как будет изменяться частное?
О т в е т: частное будет увеличиваться на единицу, так как
9003 : 3
9006 : 3 = (9003 + 3) : 39009 : 3 = (9006 + 3) : 3
2. Р а б о т а в п а р а х. (Тетрадь с печатной основой № 1, задание №
130.)
– Как найти неизвестное делимое?
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
3. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а. (Тетрадь с печатной основой № 1,
задание № 131.)
– Как найти неизвестный делитель, если деление выполнено с остатком?
(Сначала из делимого вычесть остаток, а затем полученное число
разделить на значение частного.)
– Выполните вычисления.
Двое учащихся работают на закрытой части доски.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
4. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (задание на доске).
Учащиеся закрепляют алгоритм письменного деления многозначных
чисел.
Н а д о с к е записано число: 3217024512192867.
– Я думаю, что никто из вас не сможет прочитать это число. Тем не менее
попробуем разделить его на 5.
У меня два вопроса: могу ли я определить количество цифр в частном?
Могу ли выполнить деление уголком?
– Итак, попробуем выполнить деление. Как вы думаете, сколько учеников
могут принять участие в работе?
– А сколько будет неполных делимых? (15. Значит, и 15 учащихся будут
выполнять деление.)
Учащиеся по очереди выходят к доске и выполняют деление.
З а п и с ь н а д о с к е:VI. Итог урока.
Домашнее задание: № 538; тетрадь с печатной основой № 1 (задание №
135).