Конспект урока по теме: ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

У р о к 61. ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ Цели: совершенствовать навык деления многозначных чисел на однозначное уголком; повторить правила нахождения неизвестного делителя и неизвестного делимого; рассмотреть случаи деления, когда частное оканчивается нулем; развивать внимание и умение рассуждать. Планируемые результаты образования: Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи. Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля. Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Иконка файла материала математика.docx
У р о к  61. ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ Цели:  совершенствовать   навык   деления   многозначных   чисел   на однозначное уголком; повторить правила нахождения неизвестного делителя и   неизвестного   делимого;   рассмотреть   случаи   деления,   когда   частное оканчивается нулем; развивать внимание и умение рассуждать. Планируемые результаты образования: Предметные:   оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи. Личностные:  проявляют   познавательный   интерес   на   основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля. Метапредметные: Регулятивные:  самостоятельно   определяют   учебную  задачу,   планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные   –   структурируют   знания;   логические   –   осмысленно   читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают   выводы   и   умозаключения.   Коммуникативные:   умеют   строить взаимодействие   со   сверстниками,   используя   конструктивные   способы общения, формулировать собственное мнение и позицию. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. З а д а н и е  № 228. – Объясните, что обозначают выражения: а) 17 ∙ 3 + 6 ∙ 5           б) 17 ∙ 3 – 6 ∙ 5         в) 750 – (17 ∙ 3 + 6 ∙ 5) III. Устный счет. З а д а н и я: 1. Выполните деление: 150 : 3 240 : 6 420 : 7 2800 : 4 7200 : 9 3600 : 92. Найдите делимое: 210 : 7 350 : 5 5400 : 6 2700 : 3  : 3 = 80  : 5 = 40  : 9 = 60  : 7 = 40  : 8 = 70  : 4 = 40 – Как найти неизвестное делимое? 3. И г р а  «Угадай число». Задумано число. При умножении его на 5 получилось: 10; 40; 20; 45; 35; 30; 5; 0; 15; 25. – Какое число было задумано? 4. З а д а н и е   н а   с м е к а л к у. На   одной   чаше   весов,   которые   находятся   в   равновесии,   лежит   одна морковка и две одинаковые редиски, на другой – такие же две морковки и 1 редиска. Что легче: морковка или редиска? О т в е т: массы морковки и редиски одинаковые. IV. Сообщение темы урока. Работа по теме. 1. В ы п о л н е н и е   з а д а н и я  № 229. Учащиеся пользуются способом прикидки и решают арифметическую задачу, обратную определению количества цифр в значении частного. – Самостоятельно наложите на страницу учебника прозрачный лист бумаги и запишите в «окошках» количество цифр в делимом точками. Учитель проверяет результаты самостоятельной работы и выбирает для обсуждения те случаи, в которых учащиеся допустили ошибки. –  Объясните,  как   рассуждали,   выполняя   задание    :  3 =  621.  (Первая цифра в значении частного обозначает сотни. Чтобы получить 6 сотен, надо 18 сотен : 3, так как 6 сот. ∙ 3 = 18 сот. Число, в котором 18 сотен, – четырехзначное.) – Проверьте свои ответы, выполнив умножение в столбик. – После нахождения делимого произведите деление уголком. З а п и с ь   в   т е т р а д я х.  8703 9 78327  : 9 = 8703.Аналогично   разбираются   те   выражения,   в   которых   были   допущены ошибки. 2. В ы п о л н е н и е   з а д а н и я  № 230. Учитель выносит на доску выражение: 1534 : 9. – Самостоятельно выполните деление уголком в тетрадях.  (Некоторые учащиеся, возможно, допустят ошибку, которая уже предусмотрена в учебнике в ответах Миши и Маши.) – Откройте учебники. Прочитайте задание № 230. – Кто выполнил задание так же, как Миша, а кто – как Маша? – Кто допустил ошибку? Почему допущена ошибка?  Большинство   учащихся  будут   ориентироваться   на количество цифр в частном, то есть основную причину ошибки Маши они увидят в том, что она не определила количество цифр в частном. Но в данном случае этого недостаточно. Важно обратить внимание учащихся на тот факт, что остаток и является в то же время третьим   неполным   делимым,   которое   меньше делителя. Именно поэтому в частном получается 0, а в остатке – 4. Для разъяснения этого факта учитель должен   сделать   на   доске   подробную   запись   деления уголком. Д о п о л н и т е л ь н о е     з а д а н и е: выполните деление уголком, рассуждая, как Миша в задании № 230. а) 7862 : 3 б) 4726 : 8 в) 3331 : 9 г) 4985 : 6  Ф и з к у л ь т м и н у т к а V. Повторение пройденного материала. 1. С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а  в тетради с печатной основой № 1 (задание № 129). Ф р о н т а л ь н а я   п р о в е р к а. – По какому правилу составлен первый столбик выражений?  (Делимое увеличивается на 3 единицы.) – Как будет изменяться частное?  О т в е т: частное будет увеличиваться на единицу, так как  9003 : 3 9006 : 3 = (9003 + 3) : 39009 : 3 = (9006 + 3) : 3 2. Р а б о т а   в   п а р а х.  (Тетрадь с печатной основой № 1, задание № 130.) – Как найти неизвестное делимое? Ф р о н т а л ь н а я   п р о в е р к а. 3. С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а. (Тетрадь с печатной основой № 1, задание № 131.) – Как найти неизвестный делитель, если деление выполнено с остатком? (Сначала   из   делимого   вычесть   остаток,   а   затем   полученное   число разделить на значение частного.) – Выполните вычисления. Двое учащихся работают на закрытой части доски.  Ф р о н т а л ь н а я   п р о в е р к а. 4. К о л л е к т и в н а я   р а б о т а  (задание на доске). Учащиеся   закрепляют   алгоритм   письменного   деления   многозначных чисел. Н а   д о с к е  записано число: 3217024512192867. – Я думаю, что никто из вас не сможет прочитать это число. Тем не менее попробуем разделить его на 5. У меня два вопроса: могу ли я определить количество цифр в частном? Могу ли выполнить деление уголком? – Итак, попробуем выполнить деление. Как вы думаете, сколько учеников могут принять участие в работе? – А сколько будет неполных делимых? (15. Значит, и 15 учащихся будут выполнять деление.) Учащиеся по очереди выходят к доске и выполняют деление. З а п и с ь   н а   д о с к е:VI. Итог урока. Домашнее задание: № 538; тетрадь с печатной основой № 1 (задание № 135).