У р о к 51.
ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ.
АЛГОРИТМ ПИСЬМЕННОГО ДЕЛЕНИЯ
Цели: познакомить учащихся с алгоритмом письменного деления многозначных чисел; учить при объяснении деления уголком использовать специальную терминологию (первое неполное делимое, количество цифр в частном и т. д.); закреплять умение записывать многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых и в виде суммы «удобных» слагаемых; развивать умение анализировать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 51.
ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ.
АЛГОРИТМ ПИСЬМЕННОГО ДЕЛЕНИЯ
Цели: познакомить учащихся с алгоритмом письменного деления
многозначных чисел; учить при объяснении деления уголком использовать
специальную терминологию (первое неполное делимое, количество цифр в
частном и т. д.); закреплять умение записывать многозначное число в виде
суммы разрядных слагаемых и в виде суммы «удобных» слагаемых; развивать
умение анализировать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Вместо точек подставьте нужные цифры. Найдите «ловушки»:
264
g
gggg
264
g
ggg
264
g
ggggg
264
g
gg
2. Выберите из чисел 0, 5, 7, 9, 14, 19, 21, 33,42, 49, 54, 57, 63 те, которые:
а) делятся на 7 без остатка;
б) делятся на 7 с остатком 5.
3. Найдите лишнее выражение:720 : 9
36 : 6
540 : 6
930 : 3
48 : 8
81 : 9
4. Вставьте знаки арифметических действий, чтобы записи были
верными:
40 … 40 … 40 = 40
3 … 8 … 2 = 12
IV. Сообщение темы урока. Объяснение нового материала.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (выполнение задания № 186).
Н а д о с к е записано деление уголком.
– Сравните записи. Чем они отличаются? Чем они похожи?
Чтение рассуждений Миши.
2. С о с т а в л е н и е п а м я т к и «Алгоритм деления многозначного
числа на однозначное»:
1. Выделяю первое неполное делимое.
2. Определяю количество цифр в значении частного.
3. Подбираю первую цифру частного.
4. Нахожу остаток. Сравниваю остаток с делителем.
5. Выделяю второе неполное делимое.
– Как выполнить деление 9504 : 4?
Один ученик выходит к доске и, используя алгоритм, выполняет
деление.
З а п и с ь н а д о с к е:3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 187.
– Объясните, как выполнено деление.
– Как рассуждала Маша? (Делимое записано в виде суммы удобных
слагаемых, каждое из которых делится на данный делитель.)
З а п и с ь:
296 : 4 = (280 + 16) : 4 = 70 + 4 = 74.
3843 : 9 = (3600 + 180 + 63) : 9 = 400 + 20 + 7 = 427.
– Выполните такую же запись для выражений первого и второго столбика.
275 : 5 = (250 + 25) : 5 = 50 + 5 = 55.
378 : 6 = (360 + 18) : 6 = 60 + 3 = 63 и т. д.
Первый столбик выполняется с объяснением у доски. Второй столбик
учащиеся выполняют самостоятельно.
В з а и м о п р о в е р к а в парах.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Закрепление нового материала.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 188.
– Если при делении чисел вам трудно подобрать значение частного или
представить делимое в виде суммы слагаемых, каждое из которых делится на
данное число, то вы можете использовать запись уголком.
Чтение диалога Миши и Маши о том, как нужно действовать,
выполняя деление уголком.
2. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (задание на доске).
– Подчеркните первое неполное делимое и определите количество цифр в
значении частного:VI. Итог урока.
Домашнее задание: № 187 (2й столбик б); тетрадь с печатной основой №
1 (задания № 109, 110).