У р о к 50.
ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ.
ДЕЛЕНИЕ СУММЫ НА ЧИСЛО
Цели: закреплять знания взаимосвязи компонентов и результата деления (без остатка и остатком); повторить правила деления суммы на число, запись многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых; совершенствовать навыки деления с остатком, деления многозначного числа на однозначное вида 4200 : 7; развивать умение рассуждать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 50.
ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ.
ДЕЛЕНИЕ СУММЫ НА ЧИСЛО
Цели: закреплять знания взаимосвязи компонентов и результата деления
(без остатка и остатком); повторить правила деления суммы на число, запись
многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых; совершенствовать
навыки деления с остатком, деления многозначного числа на однозначное
вида 4200 : 7; развивать умение рассуждать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Найдите значения выражений:
48 : 4
46 : 2
36 : 3
96 : 3
72 : 6
90 : 5
2. Вставьте пропущенные числа, чтобы равенства были верными:
7203 = + 200 + 3
31015 = + 1000 + + 5
843001 = + 40000 + + 1
99099 = 90000 + 9000 + +
11001 = + +
3. Восстановите запись:
g g
1
g
3 2
g g
3
g g
3 2 0
g g g
1 8 3
а)
gg
5
gg
3
gg
5
2
g
13 00
ggg
00
б)
4. Какая ошибка допущена при делении с остатком?
17 : 4 = 3 (ост. 5)
6 : 8 = 0 (ост. 8)
30 : 7 = 3 (ост. 2)
30 : 12 = 2 (ост. 7)
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 179.
– Как вычислить значение выражения 84 : 4?
З а п и с ь: 84 : 4 = (80 + 4) : 4 = 80 : 4 + 4 : 4 = 21.
(Делимое надо представить в виде суммы разрядных слагаемых либо в
виде суммы удобных слагаемых.)
– Сравните выражения в каждом столбике? Чем они похожи? Чем
отличаются?
– Как вычислить значения выражений во втором и третьем столбиках?
З а п и с ь: 884 : 4 = (800 + 80 + 4) : 4 = 800 : 4 + 80 : 4 + 4 : 4 = 221.
4884 : 4 = (4000 + 800 + 80 + 4) : 4 = 4000 : 4 + 800 : 4 + 80 : 4 + 4 : 4 =
= 1221.
– Найдите значения всех выражений, используя правило деления суммы на
число.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 180.
Учащиеся повторяют нумерацию многозначных чисел, случаи
табличного деления.
З а п и с ь: а) 32 дес. : 8 = 4 дес.
320 : 8 = 40 и т. д.
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 181 (а).
– Сравните выражения. Что их объединяет? (Деление с остатком.)
– Каким способом найдете частное? (Методом подбора.)
З а п и с ь:
– Каким должен быть остаток?Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Продолжение работы по теме урока.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 182.
Учащиеся работают самостоятельно.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
– Объясните, как рассуждали.
О т в е т: сумма слева делится на число. Если разделить первое
слагаемое на число, то можно вставить число в «окошко» справа 45000 : 9 =
= 5000. Если разделить второе слагаемое на число, то получится число 3.
Значит, в «окошко» слева нужно вставить число 27, так как 27 : 9 = 3.
З а п и с ь: (45000 + 27) : 9 = 5000 + 3.
– Как найти неизвестное делимое?
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 183 (1й столбик).
– Что объединяет данные выражения? (Необходимо выполнить деление с
остатком.)
– Какое правило при делении с остатком всегда должны помнить?
(Остаток должен быть меньше делителя.)
– Каким может быть остаток в первом выражении? во втором? в третьем?
З а п и с ь в т е т р а д я х: 322 : 37 = 8 (ост. 26)
37
7
296
322
296
26
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 184 (а, б).
Учащиеся выполняют самостоятельно.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
– Назовите число, в котором 4 сотни, 93 сотни, 601 сотня, 30 десятков и т.
д.
4. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 185.
З а п и с ь: 5 6 7 8 4, 6 4 2 8 1, 1 2 1 0 8 0, 3 0 8 5 4 5.
VI. Итог урока.
Домашние задание: № 181 (б, в), № 183 (2й столбик), № 184 (в).