У р о к 62.
ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ
НА ДВУЗНАЧНОЕ ЧИСЛО. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Цели: познакомить учащихся со способом деления многозначного числа на двузначное; совершенствовать умение решать задачи; закреплять навыки письменного деления; развивать логическое мышление.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 62.
ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ
НА ДВУЗНАЧНОЕ ЧИСЛО. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Цели: познакомить учащихся со способом деления многозначного числа на
двузначное; совершенствовать умение решать задачи; закреплять навыки
письменного деления; развивать логическое мышление.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а н и е № 538.
– Выберите выражение, которое является решением задачи:
а) (48 + 35) – 57
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Заполните таблицу:
б) (48 + 35) + 57
Множитель
60
60
60
60
а
)Множитель
Произведение
б
)
Делимое
Делитель
Частное
400
40
4
1
240
240
240
240
80
60
40
20
2. Разгадайте правило, по которому составлен первый столбик. Составьте
по тому же правилу второй и третий столбики выражений:
а) 24 : 8 = 3
24 : 3 = 8
3 ∙ 8 = 24
8 ∙ 3 = 24
128 : 8 = 16
…
…
…
144 : 6 = 24
…
…
…
3. Р е ш и т е з а д а ч у.
Масса куска дерева 3 кг. Чему равна масса 3 кусков железа таких же
размеров, как кусок дерева, если дерево в 12 раз легче железа?
О т в е т: 3 ∙ 3 ∙ 12 = 108 (кг).
4. З а д а н и е н а с м е к а л к у.
На какое число надо умножить 285714, чтобы получить шестизначное
число, записанное теми же цифрами? Вторая цифра этого числа равна 5.
Р е ш е н и е:
2 8 5 7 1 4
W
WWWWW
5
285714
3
857142
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (выполнение задания № 231).
– Вычислите значения выражений в первом столбике.
Учащиеся самостоятельно в тетрадях выполняют деление уголком.
Двое учащихся работают на закрытой части доски.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
– Сравните выражения первого и второго столбиков:
а) 252 : 7
276 : 4
...
...
б) 252 : 36
276 : 69
...
...– Как, не выполняя вычислений, можно найти значения частных во втором
столбике? (Если делимое разделить на значение частного, то получим
делитель.)
– Проверьте свои ответы. Вычислите значения выражений второго
столбика, используя запись деления уголком с объяснением.
В ы в о д: способ вычисления результата остается тем же, что и при
делении на однозначное число.
– Сравните выражения первого и третьего столбиков. Чем они похожи?
Чем отличаются? (Делители – одни и те же числа, а делимое увеличено на
несколько единиц.)
а) 252 : 7
276 : 4
в) 259 : 7
284 : 4
– Как изменится значение частного? Найдите значения частных в третьем
столбике, не выполняя деления.
Учащиеся, используя значения частных выражений первого столбика,
находят значения частных третьего столбика устно.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 232.
– Прочитайте задачу.
– Заполните таблицу:
1й трактор
2й трактор
Количество бревен
за 1 рейс
? бр.
? бр.
Работая вместе ? бр.
Количество рейсов
16 р.
18 р.
? р.
Общее количество
бревен
192 бр.
162 бр.
294 бр.
Р е ш е н и е з а д а ч и п о в о п р о с а м:
1) Сколько бревен за 1 рейс перевозит 1й трактор?
192 : 16 = 12 (бр.)
2) Сколько бревен за 1 рейс перевозит 2й трактор?
162 : 18 = 9 (бр.)
3) Сколько бревен за 1 рейс перевозят оба трактора?
12 + 9 = 21 (бр.)
4) Сколько рейсов надо сделать, чтобы перевезти 294 бревна, работая
вместе?О т в е т: 14 рейсов.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Повторение пройденного материала.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 233.
– Прочитайте задачу.
– Что известно?
– Что требуется найти?
– Начертите схему к данному условию.
– Можно сразу найти массу 7 посылок?
– Что для этого надо знать?
– Как узнать массу 18 посылок?
– Самостоятельно запишите решение задачи выражением.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
82 – 3 ∙ 18 = 28 (кг)
– Можно ли сказать, чему равна масса каждой из 7 посылок? (Нет,
потому что в задаче не сказано, что посылки были одинаковые.)
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 234.
– Прочитайте задачу.
– Начертите схему, она поможет вам решить задачу.
– Начертите два равных отрезка. Что они будут обозначать? (Сколько
пассажиров осталось в каждом вагоне после остановки.)
– Покажите, сколько человек вышло из каждого вагона на станции.– Можно сразу ответить на главный вопрос задачи?
– Как узнать, сколько пассажиров вышло из второго вагона?
– Как узнать, сколько пассажиров стало в каждом вагоне?
– Запишите решение задачи по действиям с пояснением.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
– Объясните, что обозначают выражения:
3 5
65
3 5
(65
3 5) : 2
в)
б)
а)
О т в е т ы:
а) сколько пассажиров вышло из двух вагонов;
б) сколько пассажиров осталось в двух вагонах;
в) сколько пассажиров осталось в одном вагоне.
VI. Итог урока.
Домашнее задание: тетрадь с печатной основой № 1 (задания № 132, 133,
134).