У р о к 65.
ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ
НА ДВУЗНАЧНОЕ ЧИСЛО. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Цели: совершенствовать навыки деления многозначных чисел уголком на однозначное число; познакомить учащихся со способом деления многозначных чисел на двузначное число; закреплять умение решать задачи; развивать умение рассуждать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 65.
ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ
НА ДВУЗНАЧНОЕ ЧИСЛО. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Цели: совершенствовать навыки деления многозначных чисел уголком на
однозначное число; познакомить учащихся со способом деления
многозначных чисел на двузначное число; закреплять умение решать задачи;
развивать умение рассуждать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Покажите первое неполное делимое и определите количество цифр в
частном.
g
76 8
4
gg
06
g
64442
8138
g
ggg г)
1 6
8
gg
9
g
389
2. Восстановите пропущенные цифры:
gg g б)
47
а)
3. З а д а н и е н а с м е к а л к у.
в)а) Написано 99 чисел: 1, 2, 3, …, 98, 99. Сколько раз в записи встречается
цифра 5?
б) Сколько всего двузначных чисел?
4. По схеме придумайте задачу и решите ее.
III. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. П о в т о р е н и е а л г о р и т м а письменного деления многозначных
чисел (задание на доске).
– Найдите ошибки, допущенные при делении с остатком, и исправьте их:
б)
а)
2. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (выполнение задания № 236).
– Чем похожи все записи? (Делимое – число четырехзначное, делитель –
двузначное. Первое неполное делимое во всех случаях обозначает десятки,
поэтому в значении частного получается двузначное число.)
в)
– Можно ли в каждом случае назвать второе неполное делимое? (Да. Везде
известен остаток, который получен при делении первого неполного
делимого. Если записать рядом с ним цифру следующего, низшего, разряда,
то получим второе неполное делимое.)
– Как найти число, которое нужно вычесть из первого неполного
делимого? (В первом случае можно 78 ∙ 4, а можно из первого неполного
делимого вычесть остаток: 351 – 39 = 312.)
– Как найти число, которое нужно вычесть из второго неполного
делимого?
– Как можно подобрать цифры в частном? (Можно использовать способ
прикидки, округлив каждое число до круглых десятков (350 : 80). В этом
случае легче сориентироваться в подборе цифры в частном, используя
знания табличного умножения (80 ∙ 4 = 320). Получим число меньше, чем
350. Но и тут следует проверить подобранную цифру, выполнив
умножение, а затем найти остаток:
78
4
312
351
312
39
39 < 78.)
При подборе других цифр в частном учащиеся выполняют аналогичные
действия.
Учащиеся выполняют деление уголком у доски с объяснением.
3. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (выполнение задания № 237).
– Прочитайте вопрос в задании № 237.
– Как будете рассуждать? (Первое неполное делимое в первом столбике
обозначает сотни, поэтому в значении частного получим трехзначное
число. Во втором столбике – десятки, поэтому – двузначное число. В
третьем столбике первое неполное делимое обозначает тысячи, значит, в
значении частного получим число четырехзначное. Помимо этих
признаков в третьем столбике первое неполное делимое делится без
остатка.)
– Кто сможет назвать в выражениях третьего столбика второе и третье
неполное делимое? Что у них общего? (Они меньше делителя, поэтому в
значении частного в разряде сотен и десятков получаются нули.)
– Проверьте свои ответы, выполнив деление уголком выражений второго и
третьего столбиков.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Повторение пройденного материала.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 238.
Н а д о с к е записан текст: «Для плетения 8 одинаковых корзин нужно
5808 м проволоки».
– Можно ли этот текст назвать задачей?
– Поставьте к данному условию вопрос, на который вы сможете ответить.
(Сколько метров проволоки надо для плетения одной корзины?)
– С а м о с т о я т е л ь н о запишите решение задачи.
– Прочитайте задачу № 238.
– Можно ли ее считать продолжением уже решенной задачи?
– Как узнать, сколько таких корзин получится из 8712 м проволоки?
– Как можно ответить на второй вопрос задачи: сколько метров проволоки
понадобится, чтобы сплести 6 таких же корзин? (Можно ответить разными
способами).
I с п о с о б1) 5808 : 8 = 726 (м) – на 1 корзину.
2) 726 ∙ 6 = 4356 (м) – на 6 таких же корзин.
II с п о с о б
1) 8712 : 726 = 12 (к.) – можно сплести из 8712 м проволоки.
2) 12 : 6 = 2 (раза) – меньше потребуется проволоки на 6 корзин, чем на
двенадцать.
3) 8712 : 2 = 4356 (м) – надо на 6 корзин.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 240.
– Почитайте задачу.
– Начертите схему, она поможет вам решить задачу.
Если учащиеся не смогут самостоятельно нарисовать схему, то
учитель организует их деятельность с помощью следующих вопросов:
– Нарисуйте количество мест в 12 купейных вагонах, если их количество в
одном купейном вагоне мы изобразим отрезком:
(2 клетки). (Учащиеся повторяют данный отрезок 12 раз.)
– Нарисуйте отрезок, который будет соответствовать количеству мест в 8
(В соответствии с условием задачи нужно
плацкартных вагонах.
нарисовать отрезок такой же длины.)
Если учащиеся затрудняются, то учитель предлагает выбрать схему:
а)
– Обозначьте на схеме известные и неизвестные данные.
б)
в)*
Р е ш е н и е:
1) 54 ∙ 8 = 432 (м.) – в 8 плацкартных вагонах.
2) 432 : 12 = 32 (м.) – в одном купейном вагоне.
Выражение: (54 ∙ 8) : 12 = 36 (м.).
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 239.
– Почитайте задачу.
– Заполните таблицу:– Самостоятельно запишите решение задачи по действиям.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
– Объясните, что обозначают выражения:
а) 291 : 3 б) 679 : (291 : 3) в) 679 : (291 : 3) – 3
О т в е т ы: а) количество газет; б) цена журнала; в) на сколько рублей
журнал дороже газеты.
V. Итог урока.
Домашнее задание: тетрадь с печатной основой № 1 (задания № 136,
137); тетрадь с печатной основой № 1 (задания № 136, 137).