У р о к 66.
ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ
НА ДВУЗНАЧНОЕ ЧИСЛО. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Цели: закреплять умение производить деление многозначных чисел уголком; повторить способы прикидки результата деления на однозначное число; совершенствовать навыки решения задач; развивать умение сравнивать выражения.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 66.
ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ
НА ДВУЗНАЧНОЕ ЧИСЛО. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Цели: закреплять умение производить деление многозначных чисел
уголком; повторить способы прикидки результата деления на однозначное
число; совершенствовать навыки решения задач; развивать умение сравнивать
выражения.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Найдите значения выражений:
21147 : 7
565656 : 56
48168 : 8
727272 : 72
15550 : 5
818181 : 81
2. Вставьте пропущенные цифры.
1748 : 23 = 6
9522 : 46 = 07
65088 : 72 = 04
7147 : 7 = 11
812 : 4 = 3
9018 : 9 = 2
3. В квадрате проведены два отрезка, соединяющих противоположные
вершины. Сколько всего получилось треугольников?О т в е т: 8 треугольников.
4. По схеме придумайте задачу и решите ее:
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 241.
Требуется сравнить выражения, используя прикидку результата
(определение количества цифр в частном).
– Как определить количество цифр в частном?
– Проверьте свои ответы, вычислив значения выражений. (Для выполнения
деления уголком учитель может выбрать выражения по своему
усмотрению (в зависимости от состава класса), в том числе деление на
трехзначное число.)
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 242.
– Прочитайте задачу.
– Что известно?
– Что требуется найти?
Р а б о т а н а д з а д а ч е й:
I в а р и а н т
– Начертите прямоугольник со сторонами 5 см и 4 см.
– Вычислите длину второго прямоугольника (5 ∙ 2 = 10 см), его ширину (4 ∙
3 = 12 см) и начертите этот прямоугольник.
– Покажите, сколько раз первый прямоугольник помещается во втором
прямоугольнике.
– Заполните таблицу:
II в а р и а н т– Самостоятельно найдите площадь каждого прямоугольника и ответьте на
вопрос задачи.
III в а р и а н т
– Прочитайте задачу.
– Кто догадался, как быстро ответить на вопрос, поставленный в задаче?
(Если стороны второго прямоугольника увеличить в 2 раза и 3 раза,
значит, площадь увеличится в 6 раз, так как 2 ∙ 3 = 6.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Повторение пройденного материала.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 243.
– Прочитайте задание.
– Объясните, как будете рассуждать.
В а р и а н т ы р а с с у ж д е н и й:
а) Если трехзначное число умножить на однозначное число, то в значении
произведения можно получить число трехзначное или четырехзначное:
253
3
759
253
9
2277
В тетрадях выполняется з а п и с ь:
759 : 3 = 253
2277 : 9 = 253
б) Если в частном получили трехзначное число, то первое неполное
делимое обозначает сотни. Если делитель – однозначное число, то первое
неполное делимое может быть записано одной цифрой (в этом случае делимое
будет числом трехзначным) или двумя цифрами (делимое будет числом
четырехзначным).
Для составления равенств с помощью калькулятора дети могут
пользоваться только умножением. Учитель сам решает вопрос, как
выполнить в этом случае умножение – в столбик или на калькуляторе.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 244.
Заполните таблицу:– Самостоятельно запишите решение задачи по действиям.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
– Объясните, что обозначают выражения:
а) 420 ∙ 58 + 3480 (р.)
б) (420 ∙ 58 + 3480) : 58 (р.)
О т в е т ы: а) стоимость торшеров; б) цена торшера.
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 246.
– Прочитайте задачу.
Заполните таблицу:
Длина
? в 2 раза б.
Ширина
?
Периметр
240 м
Площадь
?
Начертите схему, она поможет вам решить задачу.
Р е ш е н и е з а д а ч и п о в о п р о с а м:
1) Чему равна длина и ширина катка?
240 : 2 = 120 (м)
2) Чему равна ширина?
120 : 3 = 40 (м)
3) Чему равна длина?
40 ∙ 2 = 80 (м)
4) Чему равна площадь катка?
40 ∙ 80 = 3200 (м2)
VI. Итог урока.
Домашнее задание: № 245; тетрадь с печатной основой № 2 (задание №
138).