У р о к 59.
ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Цели: совершенствовать навыки деления многозначных чисел уголком; закреплять умение решать задачи разными способами; развивать умение анализировать и рассуждать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
У р о к 59.
Цели: совершенствовать навыки деления многозначных чисел уголком;
закреплять умение решать задачи разными способами; развивать умение
анализировать и рассуждать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Выполните деление:
20 : 2
99 : 9
30 : 3
860 : 2
33 : 3
864 : 2
26 : 2
900 : 9
40 : 2
800 : 2
42 : 2
1890 : 9
2. Для каждой схемы придумайте делимое и делитель. Найдите
частное.
– Где «ловушка»?
3. Р е ш и т е з а д а ч у.
Масса гуся 5 кг, что на 3 кг больше, чем масса курицы. Сколько весят гусь
и курица вместе?
– Какая схема подходит к данной задаче?а)
б)
в)
4. З а д а н и е н а с м е к а л к у.
Коля, Вася и Боря играли в шашки. Каждый из них сыграл всего 2 партии.
г)
Сколько всего партий было сыграно?
О т в е т: 3 партии.
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 220.
– Разгадайте правило, по которому записаны выражения каждого столбика.
(В первом столбике делимое увеличивается на 3 единицы. Во втором
столбике делимое уменьшается на 3. А в третьем столбике делимое
увеличивается на 4.)
– Как будет изменяться значение частного в первом столбике? (Значение
частного будет увеличиваться на единицу, так как 3 : 3 = 1.)
а) 2094 : 3
2097 : 3 = (2094 + 3) : 3
3000 : 3 = (2097 + 3) : 3
– Как будет изменяться значение частного во втором столбике? (Будет
уменьшаться на единицу, так как 3 : 3 = 1.)
б) 2094 : 3
2091 : 3 = (2094 – 3) : 3
2088 : 3 = (2991 – 3) : 3
Аналогично рассматривается третий столбик выражений.
– Проверьте свои ответы, выполнив деление уголком.
Учащиеся работают самостоятельно.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 221.
– Прочитайте задачу.
– Заполните таблицу:Р е ш е н и е з а д а ч и п о в о п р о с а м:
1) Сколько деталей изготавливает токарь на новом станке?
3 + 4 = 7 (дет.)
2) Сколько деталей изготовит на старом станке за 4 часа?
3 ∙ 4 = 12 (дет.)
3) Сколько деталей изготовит на новом станке за 4 часа?
7 ∙ 4 = 28 (дет.)
4) На сколько больше деталей выточит токарь за 4 часа на новом станке,
чем на старом?
28 – 12 = 16 (дет.)
5) Сколько деталей выточит на новом станке за 6 часов?
7 ∙ 6 = 42 (дет.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Повторение пройденного материала.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 222.
– Прочитайте задачу.
Под руководством учителя учащиеся чертят схему к данному условию.
– Начертите два одинаковых отрезка. Что они могут обозначать в данной
задаче? (Число стульев в одном и в другом кабинетах после того, как в
первый поставили 9, а во второй – 12 стульев.)
– Используя эти отрезки, обозначьте на них данные и искомые.
– Пользуясь схемой, решите задачу двумя способами.
1) 15 + 12 = 27 (ст.) – стало в каждом кабинете.
2) 27 – 9 = 18 (ст.) – было в первом кабинете.
I с п о с о бII с п о с о б
1) 12 – 9 = 3 (ст.) – было больше в первом кабинете, чем во втором.
2) 15 + 3 = 18 (ст.) – было в первом кабинете.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 223 (устно).
– Прочитайте задачу.
– Начертите в тетради отрезок (не более пяти клеток).
Выясняется, что лучше обозначить данным отрезком (шарики в красной
коробке) и каким отрезком в этом случае следует обозначить шарики в синей
коробке. Затем в соответствии с условием задачи на схеме фиксируется
отрезок, который обозначает 14 шариков:
Очевидно, что на 14 шариков приходится 2 отрезка. Отсюда следует: на 1
отрезок приходится 14 : 2 = 7 (ш.). А так как одним отрезком обозначены
шарики в красной коробке, значит, в ней 7 шариков, а в синей 7 ∙ 3 = 21 (ш.).
VI. Итог урока.
Домашнее задание: тетрадь с печатной основой № 1 (задания № 125, 126,
127).