У р о к 53.
ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Цели: закрепить знание алгоритма письменного деления; совершенствовать умение решать задачи; развивать умение рассуждать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
У р о к 53.
Цели:
закрепить
знание алгоритма письменного деления;
совершенствовать умение решать задачи; развивать умение рассуждать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а н и е № 192.
– Найдите ошибку и исправьте ее.
III. Устный счет:
З а д а н и я:
1. Найдите значения выражений:
46 : 2
36 : 3
48 : 2
63 : 3
96 : 3
82 : 2
4246 : 2
9636 : 3
4848 : 42. Расположите выражения в порядке возрастания их значений:
5151 : 51
3615 : 3
5656 : 7
9018 : 9
8406 : 2
4112 : 6
2515 : 5
– Объясните, как рассуждали.
3. Найдите задачи с «ловушками»:
а) На овощной базе расфасовывали картофель в контейнеры. Сколько всего
килограммов картофеля расфасовали, если получилось 14 контейнеров по 876
кг в каждом?
б) В магазин привезли 16 ящиков лимонада по 20 бутылок в каждом.
Ящики разгрузили за 15 минут.
Сколько бутылок лимонада привезли в магазин?
в) Для детского сада купили 10 одинаковых наборов кубиков. Сколько
всего кубиков привезли в детский сад?
– Выберите выражение, которое является решением задачи а):
876
876 14
876 : 14
876
14
14
4. З а д а н и е н а с м е к а л к у.
– Напишите число 100 с помощью пяти единиц и знаков действий.
О т в е т: 111 – 11 = 100.
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (задание на доске).
– Вместо точек подставьте такие цифры, чтобы запись была
правильной.2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 195.
Р а б о т а н а д з а д а ч е й:
I в а р и а н т
– Прочитайте текст задачи.
– Рассмотрите схему в учебнике, она поможет вам решить задачу.
– Самостоятельно запишите решение задачи по действиям.
– Можно ли составить такие выражения по условию задачи:
(98 + 70) : 4 98 : 4 70 : 4?
– Почему? Разве в условии задачи нет числа 72 или числа 4? (Есть, но
число 4 обозначает, на сколько человек во второй группе больше, чем в
первой. А 98 р. – это те деньги, которые заплатила за экскурсию вторая
группа. Эти числа связаны между собой.)
– Может быть, можно узнать, сколько денег заплатили за билеты 4
человека?
– Какой способ решения можете теперь предложить вы?
1) 98 – 70 = 28 (р.) – стоят четыре билета;
2) 28 : 4 = 7 (р.) – цена билета;
3) 98 : 7 = 14 (чел.) – во второй группе;
4) 70 : 7 = 10 (чел.) – в первой группе.
– Прочитайте текст задачи.
II в а р и а н т– Сколько групп туристов отправились на экскурсию?
– Почему вторая группа заплатила за билеты больше денег, чем первая? (В
ней было на 4 человека больше.)
– Можем ли мы узнать, сколько денег заплатили за билеты эти 4 человека?
– Запишите решение задачи по действиям с пояснением.
Закончив работу с этой задачей, учитель предлагает проанализировать
другие задачи.
– Как следует находить цену одного билета в каждом случае?
З а д а ч и:
а) Одна группа туристов заплатила за экскурсию в музей 70 р., а другая –
98 р. Сколько человек было во второй группе, если в первой было 20 человек?
б) Одна группа туристов заплатила за экскурсию в музей 70 р., а другая –
98 р. Сколько человек было в первой группе, если во второй – 24 человека?
в) Одна группа туристов заплатила за экскурсию в музей 70 р., а другая –
98 р. Сколько человек было в каждой группе, если в двух группах было 44
человека?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Повторение пройденного материала.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 196.
– Прочитайте задачу.
– Выберите схему, которая соответствует ее условию:
а)
Учащиеся выбирают второй рисунок, но для решения задачи
б)
необходимо сначала уравнять количество девочек и мальчиков.
Р е ш е н и е з а д а ч и п о д е й с т в и я м:
1) 364 – 20 = 344 (ч.) – количество детей в лагере, если бы мальчиков и
девочек было поровну.
2) 344 : 2 = 172 (ч.) – девочки.3) 172 + 20 = 192 (ч.) – мальчики.
Теперь расселим в комнаты мальчиков по 6 человек, а девочек – по 4
человека:
4) 192 : 6 = 32 (к.) – для мальчиков.
5) 172 : 4 = 43 (к.) – для девочек.
6) 32 + 43 = 75 (к.) – потребуется, чтобы расселить всех детей.
О т в е т: 75 комнат.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 197.
– Прочитайте задачу.
– Начертите схему, она поможет вам решить задачу.
– Самостоятельно запишите решение задачи по действиям.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
– Выберите выражение, которое является решением задачи:
а) 138 : (13 – 7)б) 138 : (13 + 7)
VI. Итог урока.
Домашние задание: № 198; тетрадь с печатной основой № 1 (задание №
112).