У р о к 72.
ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Цели: рассмотреть случаи деления на трехзначное число; закреплять навыки прикидки результата деления; совершенствовать умение решать задачи; развивать умение анализировать, выделять общие признаки, классифицировать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
У р о к 72.
Цели: рассмотреть случаи деления на трехзначное число; закреплять
навыки прикидки результата деления; совершенствовать умение решать
задачи; развивать умение анализировать, выделять общие признаки,
классифицировать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а н и е № 542.
– Выберите схему, которая соответствует условию задачи:
а)
в)
б)
г)– Какое арифметическое действие необходимо выполнить, чтобы узнать,
сколько марок было у Сережи. (Используя схему а), можно сразу ответить
на вопрос задачи: у Сережи было 8 марок.)
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Найдите частное:
68 : 34
96 : 32
34 : 17
84 : 21
72 : 18
52 : 13
2. Зная первое неполное делимое, определите количество цифр в частном:
Для каждого примера запишите по одному числу, которое могло быть
делителем.
3. По схеме придумайте задачу и решите ее:
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 272 (а, б).
– Разбейте данные выражения на две группы.
В о з м о ж н ы д в а в а р и а н т а:
I в а р и а н т – ориентируясь на делитель (двузначное и трехзначное
числа);
II в а р и а н т – ориентируясь на количество цифр в частном.
– Найдите значения выражений столбиков а) и б), выполнив деление
уголком.
– Объясните, как рассуждали при делении на трехзначное число.
З а п и с ь в т е т р а д я х:
756
2
1512
756
4
3024
Учащиеся (рассуждают). Сначала прикидываем количество цифр в
значении частного. Первое неполное делимое – 1814 десятков, значит, в
значении частного две цифры.
Для определения первой цифры в частном также можно воспользоваться
способом прикидки. 1814 : 756. В числе 1814 содержится 18 сотен, в числе
756 содержится 7 сотен. В 18 сотнях содержится два раза по 7 сотен (2 ∙ 7 =
14). В 30 сотнях (число 3024) по 7 сотен содержится 4 раза.
Эти рассуждения выполняются устно.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 273.
– По какому признаку разбиты выражения на две группы? (Выражения
разбиты на две группы в зависимости от значения первого неполного
делимого или количества цифр в значении частного. В левом столбике
первое неполное делимое обозначает сотни, значит, в значении частного
три цифры. В правом столбике первое неполное делимое обозначает
тысячи (в значении частного 4 цифры.)
– Вычислите значения выражений уголком (столбик а).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Повторение пройденного материала.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 274.
– Прочитайте задачу.
– Что известно в задаче?
– Что требуется найти?
– Выполните схему к данному условию.
Р е ш е н и е з а д а ч и п о в о п р о с а м:
1) Сколько метров материи идет на четыре палатки?168 – 120 = 48 (м)
2) Сколько метров материи идет на одну палатку?
48 : 4 = 12 (м)
3) Сколько палаток сшили из первого куска?
168 : 12 = 14 (п.)
4) Сколько палаток сшили из второго куска?
120 : 12 = 10 (п.) или 14 – 4 = 10 (п.)
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 275.
– Сравните выражения в каждом столбике. Чем похожи выражения в
каждом столбике? (Выражения в первом столбике похожи тем, что
первое неполное делимое делится без остатка на данное число и
обозначает тысячи. Во втором столбике первое неполное делимое
обозначает сотни и тоже делится без остатка на данное число. В
третьем столбике в делимом отсутствуют разрядные сотни, то есть
второе неполное делимое равно нулю.)
– Чем похожи выражения во всех столбиках? (Сходство всех выражений
в том, что первое неполное делимое в каждом выражении делится без
остатка на данное число.)
– Найдите значения выражений (столбики а, б), не выполняя деления
уголком.
VI. Итог урока.
Домашнее задание: № 272 (в), № 273 (б), № 275 (в).