У р о к 97.
ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Цели: повторить единицы измерения объема; совершенствовать навыки деления многозначных чисел уголком; развивать умение анализировать и обобщать; учить решать задачи.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
У р о к 97.
Цели: повторить единицы измерения объема; совершенствовать навыки
деления многозначных чисел уголком; развивать умение анализировать и
обобщать; учить решать задачи.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Узнайте, каким мог быть делитель. Помните о «ловушках»:
2. Решите задачу.
а) За сутки из неисправного крана утекает 27 л воды. За сколько суток из
крана утечет 108 л воды? Сколько литров воды утечет за сутки из 20
неисправных кранов?
б) В двух бочках было 60 л воды. Когда из одной бочки взяли 12 л, то воды
в бочках осталось поровну. Сколько литров воды было в каждой бочке
сначала?3. Из кубиков составлены две фигуры. Объем кубика – 1 дм3.
– Чему равен объем каждой фигуры?
А
В
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 410.
– Вычислите значение первого выражения в каждом столбце. По какому
правилу составлены все столбцы?
а) 1364 : 44
136 : 44
44 : 44
(Первое неполное делимое – 136, второе делимое – 44.)
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 411.
– Прочитайте задачу.
– Начертите схему к данному условию.
– Заполните таблицу:
Количество литров в
1 пакете
Количество пакетов
Общее количество
литров?
Одинаковое
38 п.
?
?
?
76 л
120 л
240 л
480 л
Р е ш е н и е:
1) 76 : 38 = 2 (л) – в 1 пакете.
2) 120 : 2 = (60 п.) – для 120 л сока.
3) 240 : 2 = 120 (п.) – для 240 л сока.
4) 480 : 2 = 240 (п.) – для 480 л сока.
– Как подругому узнать количество пакетов для 240 л сока и 480 л
сока?
3) 240 : 120 = 2 (раза) – больше пакетов для 240 л, чем для 120 л.
4) 480 : 120 = 4 (раза) – больше пакетов надо для 480 л, чем для 120
л сока.
5) 60 ∙ 2 = 120 (п.) – для 240 л сока.
6) 60 ∙ 4 = 240 (п.) – для 480 л сока.
– Какое решение является рациональным?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Повторение пройденного материала.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 412.
– Сколько кубиков окрашено с трех сторон? (По одному кубику в каждой
вершине, то есть 8 кубиков.)
– Сколько кубиков окрашено с двух сторон? (На каждом ребре куба по 8
кубиков, то есть 8 ∙ 12 = 96 кубиков.)
– Сколько кубиков окрашено с одной стороны? (На каждой грани таких
кубиков 8 ∙ 8. Значит, всего 6 ∙ (8 ∙ 8) = 6 ∙ 64 = 384 кубика.)
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 413 (а, б, в).
– Сравните выражения, не вычисляя их значений.
– Объясните, как будете рассуждать.
Учащиеся
(рассуждают). Используя способ прикидки результата
действия деления, определяем количество цифр в частном. Так как оба числа
в частном получились четырехзначные, то надо определить цифру в высшем
разряде.В выражении слева – 57365 : 35 – делим первое неполное делимое 57 тыс.
на 35, получаем 1 тыс. В выражении справа – 42936 : 12 – делим первое
неполное делимое 42 тыс. на 12, получаем 3 тыс. Знаем, что 1 тыс. < 3
тыс., значит, 57365 : 35 < 42936 : 12.
– Проверьте свой ответ, выполнив деление уголком.
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 414.
– Расставьте порядок выполнения действий в выражении и найдите его
значение.
VI. Итог урока.
Домашнее задание: № 413 (г, д, е); тетрадь с печатной основой № 2
(задания № 32, 33).