У р о к 25.
ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ
Цели: разъяснить детям предметный смысл деления с остатком; совершенствовать вычислительные навыки; развивать умение рассуждать Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 25.
ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ
Цели: разъяснить детям предметный смысл деления с остатком;
совершенствовать вычислительные навыки; развивать умение рассуждать
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое
действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Вставьте числа в «окошки», чтобы получились верные равенства:
7528 ∙ 4 = 3011
3549 ∙ 6 = 2129
90357 ∙ 8 = 72285
5906 ∙ 7 = 413
84003 ∙ 9 = 7560
58007 ∙ 4 = 232
2. И г р а «Цепочка»:3. З а д а ч а н а с м е к а л к у.
Утка на 2 кг легче, чем гусь. Утка на 4 кг тяжелее, чем курица. На сколько
килограммов курица легче, чем гусь?
IV. Сообщение темы урока. Работа над новым материалом.
Учитель предлагает вызванному ученику раздать трем ученикам 6
яблок.
– Сколько яблок получил каждый ученик?
– Все ли яблоки раздали?
– Запишите выражение: 6 : 3 = 2 (ябл.).
– А теперь нужно раздать трем ученикам 7 груш.
– По сколько груш получил каждый из учеников?
– Все ли груши раздали? (Нет, 1 груша осталась.)
– Запишите: 7 : 3 = 2 (ост. 1).
– А теперь каждый из вас должен решить следующую задачу:
«Надо 9 яблок разложить на 4 блюдца поровну. Сколько яблок будет на
каждом блюдце и сколько яблок останется?».
Ученики берут 9 кружков и раскладывают их в 4 ряда поровну: берут 4
кружка и кладут в каждый ряд по одному кружку, затем берут еще 4 кружка и
раскладывают по одному. В каждом ряду получается по 4 кружочка, и еще
останется один кружок. Значит, в каждом блюдце по 2 яблока, и еще
останется 1 яблоко.
9 : 4 = 2 (ост. 1).
– Подчеркните делитель одной чертой, а остаток – двумя чертами.
– А теперь сравните их. Что вы заметили? (Остаток меньше
делителя.)
V. Работа по учебнику.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 85.– Что обозначают записи под каждым рисунком?
– Соотнесите рисунки и записанные примеры.
– Что вы можете сказать о делителе и остатке в каждом равенстве?
2. К о л л е к т и в н а я р а б о т а.
– Сравните рисунки на доске.
а) |
б) ||
в) ||
г) ||
д) |||
В случае а) мы получили 2 равные части.
В случаях б), в), г) две части равны (содержат по 4 круга), а третья часть
как бы неполная, она содержит остаток. В этой части кругов меньше, чем в
каждой из двух других.
Поэтому в значении частного первое число обозначает количество равных
частей, а число, записанное в скобках, – количество кругов в «неполной»
части.
– Прочитайте рассуждения Маши и Миши (с. 28–29 учебника).
В ы в о д: при делении с остатком результат записывают двумя числами.
Первое число называют неполным частным, второе – остатком.
29 : 4 = 7 (ост. 1).
7 ∙ 4 + 1 = 29.
Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
VI. Закрепление новой темы.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 86.
– Выполните рисунки, которые соответствуют записям.
а) 3 ∙ 2 + 1 = 7.
||
7 : 3 = 2 (ост. 1);
7 : 2 = 3 (ост. 1).
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 87.
– Какому рисунку соответствуют все три записи? (Рисунку 6.)
– Выполните такие же записи к другим рисункам.
3. Р а б о т а в т е т р а д и с п е ч а т н о й о с н о в о й № 1 (задание
№ 59).VII. Итог урока.
Домашнее задание: № 527; тетрадь с печатной основой № 1 (задания №
60, 61).