У р о к 30.
ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ
Цели: развивать у учащихся умение выполнять деление с остатком; учить пользоваться правилом нахождения делителя по делимому, значению частного и остатку; совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 30.
ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ
Цели: развивать у учащихся умение выполнять деление с остатком; учить
пользоваться правилом нахождения делителя по делимому, значению частного
и остатку; совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое
действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Заполните таблицу:
Делимое
Делитель
Частное
45
5
72
9
63
7
6
6
4
7
64
8
7
3
5
4
– Как найти неизвестное делимое? неизвестный делитель?
2. Используя первую запись в каждом столбике, вставьте пропущенные
числа.
а) 362 : 15 = 24 (ост. 2)
б) 603 : 81 = 7 (ост. 36) : 15 = 24 (ост. 4)
: 15 = 24 (ост. 6)
: 15 = 24 (ост. 8)
: 15 = 24 (ост. 10)
: 15 = 24 (ост. 12)
: 81 = 7 (ост. 45)
: 81 = 7 (ост. 54)
: 81 = 7 (ост. )
: 81 = (ост. )
: 81 = (ост. )
3. Составьте по схеме задачу и решите ее:
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 101.
– Рассмотрите запись: 86 : = 9 (ост. 5).
– Какое число необходимо найти?
– Как найти неизвестный делитель?
О т в е т: сначала вычтем из делимого остаток, получим число, которое
будет делиться без остатка.
86 – 5 = 81
81 : = 9
81 : 9 = 9
Проверяем: 9 ∙ 9 + 5 = 86.
– Сравните свои рассуждения с ответом Миши.
– Выполните деление, рассуждая, как Миша.
Задание выполняется коллективно на доске с объяснением.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 102.
– На какие группы вы разбили выражения?
– Запишите группы Миши, а потом группы Маши.
Миша I группа (ост.
0)
72 : 8
48 : 4
28 : 7
II группа
55 : 9
37 : 6
20 : 3
65 : 8
53 : 8
59 : 6
84 : 9
Маша
I группа
II группа III группа IV
V(ост. 0).
72 : 8
48 : 4
28 : 7
(ост. 1).
55 : 9
37 : 6
65 : 8
(ост. 2).
20 : 3
группа
(ост. 3).
84 : 9
группа
(ост.
5)
53 : 8
59 : 6
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Продолжение работы по теме урока.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 103 (а, б, в).
Задание № 103 (а) выполняется коллективно на доске с объяснением.
– Как найти неизвестный делитель?
З а п и с ь: : 7 = 4083 (ост. 4)
4083 ∙ 7 + 4 = 28585
28485 : 7 = 4083 (ост. 4)
4083
7
28581
Задание № 103 (б, в). Самостоятельная работа.
I в а р и а н т – пункт б); II в а р и а н т – пункт в).
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 104.
Задание выносится заранее учителем на доску.
– Каким методом будем пользоваться, чтобы заполнить «окошки»?
(Методом подбора частного.)
З а п и с ь:
Все записи умножения, вычитания, сравнения остатка и делителя
19 > 17 (число 6
не подходит).
должны быть зафиксированы в тетради.
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 105.
а) 136 : 8 = 17
: 8 = 16 (ост. 5)
– Сравните записи в каждой паре.
– Что вы можете сказать о делителях в данных выражениях? (Они
одинаковые.)
– Что вы можете сказать о значении частных? (В первом равенстве в
значении частного нет остатка, во второй записи есть остаток, но
значение частного на 1 единицу меньше.)– Если бы во втором равенстве не было остатка, то есть было дано
равенство : 8 = 16, то могли бы мы воспользоваться первым равенством для
нахождения второго делителя? (Тогда второй делитель был бы на 8 меньше,
чем 136. Следовательно, 136 – 8 = 128.)
– Есть предложение, как можно действовать для нахождения делимого во
втором случае, используя первое равенство? (К числу 128 прибавить 5.)
– Объясните, почему 5.
– Проверим, верно ли мы нашли делимое во второй записи:
16 ∙ 8 + 5 = 133
133 : 8 = 16 (ост. 5)
Следующие пары записей выполняются коллективно на доске с
объяснением.
VI. Итог урока.
Домашнее задание: № 103 (г, д, е), № 106.