У р о к 29.
ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Цели: развивать у учащихся умение выполнять деление с остатком; учить пользоваться правилом нахождения делимого по делителю, значению частного и остатку; совершенствовать навыки решения задач; развивать умение анализировать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
У р о к 29.
Цели: развивать у учащихся умение выполнять деление с остатком; учить
пользоваться правилом нахождения делимого по делителю, значению частного
и остатку; совершенствовать навыки решения задач; развивать умение
анализировать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое
действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Найдите ошибку, которую допустил ученик при выполнении деления:
а)
б)
в)
2. Придумайте числа, которые при делении на 5 дают в остатке 1. (2,
3, 4.)
3. Вставьте пропущенные числа, чтобы получились верные записи.
: 6 = 6
: 5 = 4 : 8 = 7
: 3 = 4
: 9 = 8
: 7 = 4
– Назовите компоненты действия деления.
– Как найти неизвестное делимое?
4. Составьте по схеме задачу и решите ее:
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а.
– Определите, какая запись верная, и объясните, почему это так.
– Каким должен быть остаток?
– Сравните записи:
: 534 = 4 (ост. 209).
: 4 = 534 (ост. 209).
– Какие числа нужно вставить в «окошки»?
– Какой записью можно доказать правильность вашего ответа?
4 ∙ 534 + 209
534 ∙ 4 + 209
– Значения произведений одинаковы, так как от перестановки множителей
они не изменяются и оба произведения увеличиваются на число 209.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 97.
– Прочитайте рассуждения Маши. Сравните со своими ответами.
9 ∙ 5 + 4 = 45 + 4 = 49
З а п и с ь: 12 ∙ 6 + 3 = 72 + 3 = 75
49 : 5 = 9 (ост. 4)
75 : 6 = 12 (ост. 3)
Задание № 97 выполняется на доске с объяснением.
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 98.– Вычислите значения выражений. Используя полученные равенства,
выполните деление с остатком.
З а п и с ь: а) 3007 ∙ 9 + 7 = 27063 + 7 = 27070
27070 : 9 = 3007 (ост. 7)
27070 : 3007 = 9 (ост. 7)
Задание № 98 (а, б) выполняется коллективно с объяснением, а № 98
(в) – самостоятельно.
В з а и м о п р о в е р к а в парах.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Продолжение работы по теме урока.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 99.
– Проанализируйте выражения. В какой записи делимое будет
наибольшим? (В том выражении, где наибольший остаток.)
– Проверьте свой ответ, выполнив вычисления.
Двое учащихся работают на закрытой части доски.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а работы.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 531.
– Выполните схему к условию данной задачи.
– Можно сразу ответить на главный вопрос задачи?
– Как узнать массу 10 пачек масла?
– Самостоятельно запишите решение задачи по действиям.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
– Выберите выражение, которое является решением задачи:
а) 250 ∙ 8 : 10 б) 250 ∙ 8 ∙ 103. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 532.
Под руководством учителя учащиеся составляют схему к задаче:
Хватит ли?
– Запишите выражение, которое обозначает, сколько было пакетиков кофе
в 8 упаковках. Вычислите его значение.
25 ∙ 8 = 200 (п.)
– Запишите выражение, которое обозначает, сколько надо пакетиков кофе
12 туристам.
3 ∙ 7 ∙ 12 = 252 (п.)
– Хватит ли 200 пакетиков кофе?
200 < 252
VI. Итог урока.
Домашнее задание: № 100; тетрадь с печатной основой № 1 (задание №
68).