У р о к 76.
ЕДИНИЦЫ ДЛИНЫ И ПЛОЩАДИ
Цели: повторить известные единицы длины и площади, соотношение этих единиц; совершенствовать навыки решения геометрических задач; развивать умение анализировать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 76.
ЕДИНИЦЫ ДЛИНЫ И ПЛОЩАДИ
Цели: повторить известные единицы длины и площади, соотношение этих
единиц; совершенствовать навыки решения геометрических задач; развивать
умение анализировать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Поставьте знак «>», «<» или «=», чтобы записи были верными.
900 м … 9 км
6 км … 6000 м
5034 м … 5 км 34 м
400 см2 … 4 дм2
7 дм 8 см … 78 см
4 см2 … 400 дм2
5 км 12 м … 512 м
5 дм2 … 50 см2
2. Догадайтесь, какой единицей длины пользовались при измерении, и
прочитайте, заполняя пропуски.
а) Длина карандаша – 18 … .
б) Ширина стола – 6 … .
в) Расстояние от города до поселка – 18 … .
г) Высота телеграфного столба – 6 … .
3. З а д а ч а.а) Орел поднимается на высоту до 3000 м, аисты – до 2000 м, журавли –
до 4000 м. Выразите высоту полета этих птиц в километрах.
б) Наибольшая глубина океана на Земле достигает 11 022 м. Сколько это
километров и метров?
4. З а д а н и е н а с м е к а л к у.
Капроновый шнур длиной 30 м разрезали на 3 части. Причем одна из них на
10 см больше другой и на 1 м меньше третьей. Найдите длину каждой части.
О т в е т:
1) 300 – 10 – 1 – 1 = 288 (дм).
2) 288 : 3 = 96 (дм) – длина первой части.
3) 96 + 1 = 97 (дм) – длина второй части.
4) 97 + 10 = 107 (дм) – длина третьей части.
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (выполнение задания № 287).
Определяя лишнюю величину, учащиеся используют знание единиц, в
которых измеряются такие величины, как длина, масса и площадь.
а) Какая лишняя величина в пункте а)? (Лишняя величина 4078 кг, так
как это масса. Если эту величину убрать, то останутся только длины.)
– Сколько дециметров в 3080 см?
– Сколько метров в 3080 см?
– Сколько метров в 6027 дм?
б) Какая лишняя величина в пункте б)? (38004 см2, так как см2 – это
единицы площади. Если эту величину убрать, то останутся только
длины.)
– Сколько километров в 12070 м?
– Сколько метров в 4507 см?
– Сколько сантиметров в 2 дм?
в) Какая лишняя величина в пункте в)? (16 м, так как метры – это
единицы длины. Если эту величину убрать, то останутся только
площади.)
– Сколько квадратных сантиметров в 12 м2?
– Сколько квадратных дециметров в 12 м2?
– Сколько квадратных сантиметров в 15 дм2?г) Кто догадался, как найти лишнюю величину в пункте г)?
О т в е т: здесь нужно все величины, данные в строке, выразить в одних
единицах.
120 см
120 см
12 дм
120 см
1 м 2 дм
120 см
1 м 20 см
120 см
1 м 2 см
102 см
Теперь можно выполнить задание, ориентируясь на числовые значения
величин.
Если учащиеся будут испытывать затруднения, то учитель может
провести работу по вопросам:
– Сравните строку г) со строкой в).
– Чем они отличаются друг от друга? (В строке в) даны величины – длина
и площадь, а в строке г) все величины являются длиной.)
– Значит, надо подумать, как нужно действовать в новой ситуации.
Учитель выслушивает предложения учащихся.
Н а д о с к е можно выписать соотношения единиц длины:
1 м = 100 см
1 дм = 10 см
1 м = 10 дм
Если учащиеся не предлагают нужного способа действия, то учитель
может предложить следующее:
– Давайте начертим на доске отрезок, длина которого равна 120 см. А
теперь отрезок 12 дм и т. д.
Аналогичны действия в пунктах д) и е).
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 288.
Располагая в порядке возрастания величины, данные в задании № 288 (а,
б), учащиеся замечают, что в каждой строке их числовые значения одинаковы,
поэтому следует ориентироваться на единицы величин: самая маленькая
единица длины – см, затем идут дм, м и км.
В пункте в) этого задания сначала нужно выразить все величины в
одинаковых единицах. В качестве такой единицы можно выбрать сантиметр.
Тогда ряд величин переписывается так: 305 см, 306 см, 283 см, 2803 см.
Располагая теперь эти величины в порядке возрастания, учащиеся могут
ориентироваться на их числовые значения.
V. Продолжение работы по теме урока.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 289.
В пункте а) нужно догадаться, что данные величины необходимо выразить
в одинаковых единицах длины: 93 см, 86 см, 79 см, 72 см, 65 см.
Ориентируясь на числовые значения величин, можно найти в их
последовательности определенную закономерность: каждая следующая
величина уменьшается на 7 см.
– Продолжите первый ряд по этому же правилу.
В пункте б) данные величины необходимо выразить в дециметрах.
Получим: 53 дм, 48 дм, 43 дм, 38 дм, 33 дм. Теперь видно, что каждая
следующая величина уменьшается на 5 дм.
В пункте в) переводить величины в одинаковые единицы не обязательно,
так как можно проследить закономерность в изменении количества метров
(увеличивается на 1 м) и дециметров (уменьшается на 2 дм).
2. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.
а) Постройте отрезки 1 дм 2 см и 1 дм 5 см.
– На сколько один отрезок больше другого?
б) З а д а н и е н а с м е к а л к у.
– Начертите и вырежьте два квадрата: со стороной 4 см и со стороной 2 см.
Первый квадрат разрежьте на части, как показано на рисунке. Из
полученных треугольников и квадрата 2 сложите квадрат 3. Найдите его
площадь.
в) Решите задачу.
– Начертите квадрат, площадь которого равна 16 см2.
– Начертите квадрат, площадь которого 9 см2.
– На сколько сантиметров больше периметр первого квадрата, чем
второго?
VI. Итог урока.
Домашнее задание: тетрадь с печатной основой № 2 (задания № 1, 4).