У р о к 80.
ЕДИНИЦЫ МАССЫ
Цели: продолжить формирование представлений о массе конкретных предметов и тел; познакомить учащихся с новыми единицами массы – тонна и центнер; повторить деление с остатком; совершенствовать навыки решения задач с единицами массы; развивать логическое мышление.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 80.
ЕДИНИЦЫ МАССЫ
Цели: продолжить формирование представлений о массе конкретных
предметов и тел; познакомить учащихся с новыми единицами массы – тонна и
центнер; повторить деление с остатком; совершенствовать навыки решения
задач с единицами массы; развивать логическое мышление.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а н и е № 303 (б).
– Расположите значения разностей в порядке убывания.
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Рассмотрите рисунок. Чему равна масса кочана капусты? масса
арбуза?
2. Дополните до 1 килограмма:
543 г + = 1 кг
36 г + = 1 кг
927 г + = 1 кг
811 г + = 1 кг3. Решите задачу.
Масса новорожденного медвежонка 500 г, а масса взрослого медведя 500
кг. Во сколько раз масса взрослого медведя больше массы новорожденного
медвежонка?
4. З а д а н и е н а с м е к а л к у.
Малыш может съесть 600 г варенья за 6 мин, а Карлсон – в 2 раза быстрее.
За какое время они съедят это варенье вместе?
IV. Сообщение темы урока. Работа над темой.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (выполнение задания № 307).
– Какие единицы массы удобнее использовать при взвешивании ящика
яблок? одного яблока? (Килограмм, грамм.)
– Для измерения массы больших грузов используют более крупные, чем
килограмм и грамм, единицы массы – центнер и тонну: в 1 центнере 100
килограммов; в 1 тонне 1000 килограммов.
1 ц = 100 кг
1 т = 1000 кг
– Прочитайте задание № 307.
З а п и с ь: 1 т = 10 ц
1 ц = 100000 г
– Запишите единицы массы в порядке возрастания: 1 кг, 1 г, 1 ц, 1 т.
2) В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 308 (устно).
– Какими единицами пользуются при измерении массы конкретных
предметов и тел?
3) В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 309.
– Прочитайте задачу.
– Заполните таблицу:
Масса 1 шарфа (г)
Количество шарфов (шт.)
Общая масса (г)
Одинаковая
3
?
675
3000
Пользуясь таблицей, учащиеся находят массу шерсти, которая идет на
один шарф. Для ответа на вопрос задачи нужно 3 кг выразить в граммах.
Р е ш е н и е:
1) 675 : 3 = 225 (г) – масса 1 шарфа.
2) 3 кг = 3000 (г).
3) 3000 : 225 = 13 (ост. 75).О т в е т: из 3 кг можно связать 13 шарфов, и 75 г шерсти останется.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Повторение пройденного материала.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 310.
– Прочитайте задачу.
– Самостоятельно заполните таблицу и решите задачу.
Масса 1 желудя (г)
Количество желудей (шт.)
Общая масса (г)
Одинаковая
12
?
?
5
1000
5000
Учитель наблюдает за работой учащихся. (Некоторые учащиеся
попытаются использовать известный им способ действия, то есть узнать
массу одного желудя. Но здесь возникает проблема, так как они не
смогут 5 разделить на 12. Это заставит искать новый способ действия.)
Р а б о т а н а д з а д а ч е й:
I в а р и а н т
Если никто из учащихся не найдет нужного способа решения, то
учитель использует прием обсуждения готового решения.
– Посмотрите, как я буду решать задачу, и попробуйте объяснить мои
действия:
1) 1 кг = 1000 г.
2) 1000 : 5 = 200 (раз).
3) 12 ∙ 200 = 2400 (ж.).
– Что обозначает второе и третье действия? (5 г – масса не одного, а
двенадцати желудей. Ответ «200 раз» показывает, сколько раз по 12
желудей содержится в 1000 г. Поэтому, умножая 12 ∙ 200, мы узнаем
количество желудей в одном килограмме.)
– Может быть, теперь ктонибудь догадался, как нужно действовать, чтобы
узнать, сколько желудей в 5 кг?
Здесь возможны два способа.I с п о с о б
1) 5 кг = 5000 г.
2) 5000 : 1000 = 5 (раз).
3) 2400 ∙ 5 = 12000 (ж.).
II с п о с о б
1) 5 кг = 5000 г.
2) 5000 : 5 = 1000 (раз).
3) 12 ∙ 1000 = 12000 (ж.).
II в а р и а н т
Учитель может использовать прием переформулировки вопроса.
– Подумайте, как подругому можно сформулировать данные вопросы:
1) Сколько раз по 5 г содержится в 1 кг? (а) Во сколько раз 1 кг больше 5
г? б) Сколько раз по 12 желудей содержится в 1 кг?)
2) Сколько раз по 5 г содержится в 5 кг? (а) Во сколько раз 5 кг больше 5
г? б) Во сколько раз желудей в 5 кг больше, чем в 5 г? в) Сколько раз по 12
желудей содержится в 5 кг?)
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 311.
– Прочитайте задачу.
– Обозначьте на схеме известные и неизвестные величины, ориентируясь на
условие и вопрос задачи.
– С а м о с т о я т е л ь н о запишите решение задачи по действиям с
пояснением.
1) 2450 : 7 = 350 (г) – масса пакета печенья.
2) 350 + 150 = 500 (г) – масса пакета пряников.
3) 500 ∙ 9 = 4500 (г) – масса 9 пакетов пряников.
4) 4500 г = 4 кг 500 г.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
– Выберите выражение, которое является решением задачи:
а) (2450 : 7 – 150) ∙ 9 б) (2450 : 7 + 150) ∙ 9VI. Итог урока.
– Какими единицами массы пользуются для измерения больших грузов?
– Во сколько раз 1 тонна больше, чем 1 центнер?
– Во сколько раз 1 килограмм меньше, чем 1 центнер?
Домашнее задание: № 312; тетрадь с печатной основой № 2 (задания №
10, 11, 12).