У р о к 84.
ЕДИНИЦЫ ВРЕМЕНИ. СООТНОШЕНИЕ ЕДИНИЦ ВРЕМЕНИ
Цели: закреплять знание соотношений единиц времени; отрабатывать навыки перевода из одних единиц времени в другие; совершенствовать навыки решения задач с единицами времени; учить выполнять сложение и вычитание величин; развивать умение рассуждать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
ЕДИНИЦЫ ВРЕМЕНИ. СООТНОШЕНИЕ ЕДИНИЦ ВРЕМЕНИ
У р о к 84.
Цели: закреплять знание соотношений единиц времени; отрабатывать
навыки перевода из одних единиц времени в другие; совершенствовать навыки
решения задач с единицами времени; учить выполнять сложение и вычитание
величин; развивать умение рассуждать.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а н и е № 331.
– Выберите выражение, которое является решением задачи:
а) (8 + 2 ∙ 32) ∙ 4 б) (8 + 2 ∙ 32) : 4
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Найдите в каждой строке лишнюю величину:
а) 4 ч, 3 мин, 4 мм, 4 сут, 4 с;
б) 6 кг, 6 т, 6 мин, 6 г, 6 ц;в) 8 см, 8 мм, 8 км, 8 дм, 8 сут.
2. Вставьте пропущенные числа:
1000 г = … кг
100 кг = … ц
60 мин = … ч
24 ч = … сут.
3600 с = … ч
1 мин = … с
3. Решите задачу.
Солнце взошло в 6 ч и зашло в 19 ч. Узнайте продолжительность дня.
О т в е т: 19 – 6 = 13 (ч).
4. З а д а н и е н а с м е к а л к у.
Из Чайковского в Пермь самолет летит 1 час 20 мин, а обратно 80 мин.
Чем объяснить такую разницу?
О т в е т: 1 ч 20 мин = 80 мин.
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (выполнение задания № 333).
– Прочитайте задачу.
– Что необходимо сделать, чтобы решить задачу? (Перевести величины в
одни единицы.)
– Самостоятельно выполните задание.
– Сравните свое решение с вариантами решения, которые приведены в
учебнике.
– Как рассуждали Маша и Миша?
I с п о с о б
1) 15 ч 35 мин – 13 ч 50 мин = 1 ч 45 мин.
2) 1 ч 45 мин – 15 мин = 1 ч 30 мин.
II с п о с о б
14ч 95 мин
13ч 50 мин
1ч 45 мин
1)
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 334.
Для ответа на вопрос задачи учащиеся должны только сравнить
данные в ней величины: 1 мин 25 с, 125 с, 95 с и сказать, что первое место
занял тот, кто пробежал 400 м за меньшее время.
– Как можно сравнить данные величины?
О т в е т: надо перевести 1 мин 25 с в секунды. Получим, что 1 мин 25 с
= 85 с. Сравним величины, выраженные в одних наименованиях. Первое место
занял Вова, так как он пробежал за 85 с.3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 335.
– Самостоятельно выполните задание.
В случае затруднений учитель беседует с учащимися по вопросам.
– Сейчас 8 ч 25 мин. Сколько времени будет через час? (9 ч 25 мин.)
– Сколько времени будет через 2 ч? (10 ч 25 мин.)
– Сколько времени будет через 2 ч 15 мин? (10 ч 40 мин.)
Складывая при решении данной задачи минуты, следует помнить, что 1 ч =
60 мин.
8 ч 25 мин + 2 ч 50 мин = 10 ч 75 мин = 11 ч 15 мин.
4. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 336.
З а п и с ь: а) 13 ч 49 мин – 12 мин = 13 ч 37 мин.
б) 14 ч 10 мин – 12 мин.
– Может ли Сережа выйти из дома в 14 ч и успеть на автобус? (Нет, на
дорогу нужно не 10 минут, а 12 минут. Значит, Сереже надо выйти в 13 ч
58 мин.)
15 ч 15 мин – 12 мин.
в) Выполняется аналогично пункту б).
Д о п о л н и т е л ь н о е з а д а н и е.
– Следует представить реальную ситуацию и обсудить вопрос о том, в
какое время должен выйти Сережа, чтобы иметь 10 мин в запасе.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Продолжение работы по теме урока.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 337.
– Сколько времени необходимо, чтобы выполнить намеченный план?
– Как будете рассуждать?
Учащиеся (рассуждают). Сначала сложим все минуты:
30 мин + 40 мин + 15 мин + 20 мин + 45 мин + 30 мин = 180 мин.
180 мин = 3 ч.
Теперь сложим все часы:
1 ч + 1 ч + 2 ч + 3 ч = 7 ч.
– Во сколько Кирилл закончил все дела по плану, если пришел домой в 13
ч 30 мин?
О т в е т: 13 ч 30 мин + 7 ч = 20 ч 30 мин.
– Сможет ли Кирилл лечь спать в 21 час? (Да.)
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 338.– Что значит «отправление поезда задержано на 20 минут»? Как узнать, в
какое время отправился поезд?
О т в е т: 9 ч 55 мин + 20 мин = 10 ч 15 мин.
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 339.
– Прочитайте задачу.
– Самостоятельно запишите решение задачи.
– Сравните свое решение с вариантами решения Миши и Маши.
– Объясните, как рассуждали Миша и Маша.
VI. Итог урока.
Домашнее задание: № 332, № 341; тетрадь с печатной основой № 2
(задания № 18, 19).