У р о к 87.
ЕДИНИЦЫ ВРЕМЕНИ. ВЕК.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С РАЗЛИЧНЫМИ ВЕЛИЧИНАМИ
Цели: познакомить учащихся с новой единицей времени – век; систематизировать знания о величинах и их единицах; совершенствовать навыки решения задач с изученными величинами; повторение правил выполнения порядка действий в выражении; развивать логическое мышление.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 87.
ЕДИНИЦЫ ВРЕМЕНИ. ВЕК.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С РАЗЛИЧНЫМИ ВЕЛИЧИНАМИ
Цели: познакомить учащихся с новой единицей времени – век;
систематизировать знания о величинах и их единицах; совершенствовать
навыки решения задач с изученными величинами; повторение правил
выполнения порядка действий в выражении; развивать логическое мышление.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а н и е № 352.
Количество
деталей в 1 день
Количество дней
1я бригада
2я бригада
Вместе
? дет.
? дет.
? дет.
12 дн.
12 дн.
? дн.
Общее количество
деталей
1512 дет.
1260 дет.
1617 дет.
– Объясните, что обозначают выражения:
а) 1512 : 12
б) 1260 : 12
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. М а т е м а т и ч е с к и й д и к т а н т.
в) (1512 + 1260) : 12
г) 1617 : ((1512 + 1260) : 12)– Запишите ответ выражением, найдите его значение.
а) За один прыжок кенгуру продвигается на 12 м. На сколько метров
продвигается кенгуру за 3 прыжка?
б) Масса булочки 75 г, масса куска сыра 25 г. Какова масса
бутерброда?
в) Длина тела кита 26 м, а тюленя – 2 м. Во сколько раз тюлень короче
кита?
г) От Москвы до нашей станции по шоссе 400 км, а по железной дороге на
30 км меньше. Сколько километров от Москвы до нашей станции по железной
дороге?
д) Синица может пролететь за день 100 км, а скворец – 75 км. На сколько
километров больше может пролететь синица, чем скворец?
е) Электропоезд из Москвы отправляется в 18 ч 4 мин и прибывает во
Владимир в 20 ч 34 мин, не делая ни одной остановки. Сколько времени
электропоезд находится в пути?
2. З а д а н и е н а с м е к а л к у.
Два мальчика играли в шахматы 40 минут. Сколько времени играл каждый
из них?
3. Проверьте, верны ли равенства:
7 км 080 м = 70800 м
10 т 300 кг = 10300 г
4 ч 30 мин = 430 мин
8 мин 20 с = 500 с
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 356.
– Прочитайте задание.
– Самостоятельно разбейте в пункте а) единицы величин на группы и
запишите их в тетради.
З а п и с ь:
ч
мин
с
т
ц
кг
Учитель некоторое время наблюдает за работой учащихся. Если кто
то допустил ошибки при разбиении единиц величин на группы, то к доске
следует вызвать именно его.
– Как называются каждые единицы и те величины, которые измеряются с
их помощью?
– Какими единицами величин можно дополнить каждую группу?
Учащиеся называют единицы величин, учитель записывает их на
доске.– Сравните свои ответы с рассуждениями Миши и Маши.
Если учащиеся не называют в первую группу единицу времени – век, то
учитель сам знакомит учащихся с новой единицей.
– Более крупная единица времени, чем год, – век.
1 век равен 100 годам.
1 в. = 100 г.
– Рассмотрите чертеж. Века (столетия) изображены отрезками на прямой.
Покажите отрезки, обозначающие 4 века, 18 веков, 20 веков.
– Сколько лет в 3 веках? в 10 веках? в 19 веках?
Аналогично можно организовать деятельность учащихся при
выполнении пункта б) этого же задания.
Учащиеся самостоятельно устанавливают соотношения между
единицами площади:
1 дм2 = 100 см2
1 м2 = 100 дм2
1 км2 = 1 000 000 м2
1 см2 = 100 мм2
Для этого можно использовать схемы, на которых указана длина
стороны квадрата:
1 дм = 10 см
1 м = 10 дм
1 км = 1000 м
В зависимости от состава класса можно также познакомить
учащихся с такими единицами площади, как гектар (га) – площадь
квадрата со стороной 100 м, и ар (а) – площадь квадрата со стороной 10 м
(сотка).
Д о п о л н и т е л ь н о е з а д а н и е.
Длина прямоугольника 4 м, ширина 3 м. Вычислите площадь.
– Миша утверждает, что площадь прямоугольника равна 12 м2, а Маша – 12
см2. Кто из них прав?
Длина прямоугольника 5 км, ширина 980 м. Чему равна площадь
прямоугольника?
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 357.
– Прочитайте задачу.– Заполните таблицу:
– Запишите решение задачи по действиям с пояснением.
Р е ш е н и е:
1) 6 м 50 см = 650 см; 4 м = 400 см.
650 – 400 = 250 (см) – купила Настя.
2) 650 + 250 = 900 (см) – купили всего.
900 см = 9 м.
3) 7 р. 20 к. = 720 к.
720 : 9 = 80 (к.) – цена метра тесьмы.
4) 80 к. ∙ 6 = 480 (к.) – стоят 6 метров тесьмы.
80 : 2 = 40 (к.) – стоят 50 см тесьмы.
480 + 40 = 520 (к.) – заплатила Света.
520 к. = 5 р. 20 к.
5) 80 к. ∙ 2 = 160 (к.) – стоят 2 метра тесьмы.
80 : 2 = 40 (к.) – стоят 50 см тесьмы.
160 + 40 = 200 (к.) – заплатила Настя.
200 к. = 2 р.
– Как подругому узнать, сколько заплатила Настя?
6) 7 р. 20 к. – 5 р. 20 к. = 2 р.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Повторение пройденного материала.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 358.
– Прочитайте задачу.
– Нарисуйте схему, она поможет вам решить задачу.Р е ш е н и е з а д а ч и п о в о п р о с а м:
1) Сколько коробок конфет привезли в магазин?
67 кг 500 г = 67500 г
67500 : 450 = 150 (к.)
2) Сколько килограммов зефира привезли в магазин?
300 ∙ 150 = 45 000 (г)
150
300
45 0 00
45000 г = 45 кг
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 359 (устно).
– В каком году начался 15й век? (15й век начинается в 1401 году, так
как первый год каждого века начинается с 1 января.)
– К какому веку относится 2000 год? (К 21му веку.)
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 360 (устно).
– Сколько кругов пройдет за двое суток часовая стрелка? (4 круга.)
Минутная стрелка? (За одни сутки – 24 круга, так как в сутках 24 часа.
Значит, за двое суток – 48 кругов.)
4. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 361 (а, б).
Учащиеся работают по вариантам:
I в а р и а н т – пункт а); II в а р и а н т – пункт б).
– Расставьте порядок выполнения действий в выражении и найдите его
значение.
В з а и м о п р о в е р к а в парах.
VI. Итог урока.
– Назовите более крупную единицу времени, чем год.
– Чему равен 1 век?
Домашнее задание: № 361 (в, г), № 362.