Конспект урока по теме: ЕВРАЗИЯ. КАКИЕ НАРОДЫ НАСЕЛЯЮТ ЕВРАЗИЮ(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 60 ЕВРАЗИЯ. КАКИЕ НАРОДЫ НАСЕЛЯЮТ ЕВРАЗИЮ Цели: – познакомить учащихся с географическим положением, растительным и животным миром материка, историей его открытия; – развивать пространственное воображение, умение работать с картой полушарий и глобусом; – воспитывать познавательный интерес, чувство гордости за соотечественников, внесших вклад в открытие новых земель. Оборудование: карта полушарий; физическая карта Евразии; глобус; портреты путешественников; российский и американский флаги; кроссворд; фотографии растительного и животного мира Евразии.
Иконка файла материала Окружающий мир.docx
У р о к  60 ЕВРАЗИЯ. КАКИЕ НАРОДЫ НАСЕЛЯЮТ ЕВРАЗИЮ Ц е л и : – познакомить учащихся с географическим положением, растительным и животным миром материка, историей его открытия; –   развивать   пространственное   воображение,   умение   работать   с   картой полушарий и глобусом; –   воспитывать   познавательный   интерес,   чувство   гордости   за соотечественников, внесших вклад в открытие новых земель. О б о р у д о в а н и е : карта полушарий; физическая карта Евразии; глобус; портреты путешественников; российский и американский флаги; кроссворд; фотографии растительного и животного мира Евразии. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. Ф р о н т а л ь н ы й   о п р о с . – Чему надо научиться, чтобы открывать новые земли? – Когда началась эпоха Великих географических открытий? – К берегам какого океана стремились россияне при освоении Сибири? –   Покажите   на   карте   географические   объекты,   названные   именами российских путешественников. 2. К р о с с в о р д  «Путешественники». – Прочитайте кроссворд, и вы узнаете ключевое слово. В о п р о с ы : 1. Самая длинная параллель. (Экватор.) 2. Часть суши, со всех сторон окруженная водой. (Остров.) 3.   Обширное   пространство   земли,   омываемое   морями   и   океанами. (Материк.) 4. Самая северная точка Евразии – мыс … (Челюскин.) 5. Центр Солнечной системы. (Солнце.) 6. Имя Беринга. (Витус.) 7. Условные  линии  на  глобусе,  указывающие  направление  север – юг. (Меридианы.)8. Город названный в честь казака Ерофея Хабарова. (Хабаровск.) 9. Прибор для определения сторон света (с магнитной стрелкой, всегда указывающей на север). (Компас.) 10. Самая восточная точка материка Евразия – мыс … (Дежнева.) 11. Условные линии на глобусе, указывающие направление запад – восток. (Параллели.) 12. Фамилия тверского купца, составившего путевые записки «Хождение за три моря». (Никитин.) 13. Шесть лет Афанасий Никитин путешествовал в этой стране.(Индия.) 14. Фамилия именитого купца, в честь которого назван один из городов­ спутников Иркутска. (Шелехов.) К л ю ч е в о е   с л о в о : ориентирование. – Что значит «ориентирование»? III. Сообщение темы урока. – О каком материке мы сегодня поведем речь, нам подскажет з а г а д к а : Все океаны умывают Сей огромный материк. Его странно называют, К раздвоенью он привык. Состоит из двух частей, Из Европы, Азии. Интересных ждем вестей И разнообразных. Из холодной Арктики,Где деревья­карлики. И от шумной детворы Из тропической жары. (Евразия.) IV. Географическое положение Евразии. – Евразия – самый большой из всех материков. Он составляет более трети всей суши Земли: примерно столько же, сколько вместе составляют Северная и   Южная   Америка,   или   же   Африка   вместе   с   Антарктидой   и   Австралией. Евразия целиком располагается в Северном полушарии. Евразию условно делят на две части – Европу и Азию. При этом границу между   ними   проводят   по   хребту   Уральских   гор,   далее   –   по   реке   Урал, впадающей в Каспийское море, и затем по хребту Кавказских гор. Учитель   показывает   на   физической   карте   названные   географические объекты. – Какие океаны омывают берега Евразии? –   Берега   Евразии   омывают   воды   всех   четырех   океанов.   Ближайшими «соседями»   Евразии   являются   Африка,   которая   до   сооружения   Суэцкого канала между Красным и Средиземным морями составляла с Евразией единый материк; Северная Америка, берега которой на востоке отстоят от берегов Евразии   всего   на   86   км   (такова   минимальная   ширина   Берингова   пролива, соединяющего Тихий и Северный Ледовитый океаны). Наша Родина – Россия – занимает более трети территории Евразии. Часть России находится в Европе и часть – в Азии. Особенности   форм   поверхности   Евразии   можно   выявить, рассматривая глобус, карту полушарий или физическую карту материка. – Каков рельеф Евразии? – Большая область на карте Евразии окрашена в темный коричневый цвет. Здесь находится крупнейшая в мире горная система и высочайшая вершина мира – гора Эверест (или Джомолунгма) высотой 8 км 848 м. Здесь, в высоких горах,   множество   сияющих   белизной   ледников,   таяние   которых   питает стекающие с гор реки. Более низкие горы и плоскогорья, отмеченные на карте бледным   коричневым   цветом,   занимают   значительную   часть   Евразии.   В северной   части   материка,   на   территории   России,   находятся   обширные Восточно­Европейская и Западно­Сибирская равнина. – Какие водоемы есть на материке Евразия? – Евразия богата реками и озерами. Здесь находится самое глубокое озеро в мире – Байкал, образовавшееся в узкой и длинной расщелине гор глубиной до  1620  м,  в  которую   с  окрестных   гор  стекают  воды   более 336  рек  и  изкоторой вытекает только одна красавица – река Ангара. А в другой части Евразии, широкой низменности, образовалось самое большое озеро в мире – Каспийское. На физической карте видно, что уровень воды в нем ниже уровня Мирового океана. В разных направлениях пересекают карту материка синие прожилки текущих среди гор и равнин многочисленных рек. Среди них шесть рек входят в десятку крупнейших рек мира: реки Обь, Амур и Лена в России, реки Янцзы и Хуанхэ в Китае, река Меконг во Вьетнаме. Учащиеся находят и показывают эти реки и озера,  о т м е ч а ю т   названные географические объекты  н а   к о н т у р н о й   к а р т е  в рабочей тетради (с. 40– 41). – Назовите географические объекты, которые разделяют Европу и Азию. (Географические объекты: Уральские горы, река Урал, Каспийское море, Кавказские   горы,   Черное   море,   Средиземное   море,   Красное   море, Индийский океан – Азию отделяют от Африки.) – Послушайте с т и х о т в о р е н и е  и отметьте на контурной карте места, о которых в нем говорится. Не на Дальнем, а на крайнем Востоке Утро мира свои обретает истоки. Над Чукоткой, в полярном тумане пролива, Флаг российский горит на скале горделиво. Над Аляской, на острове серого цвета, Флаг чужой, полосатый – Америка это. Между флагами двух полушарий граница, Здесь рождается утро и с первого шага Направляется в сторону нашего флага! С. Смирнов Учитель предлагает на классной карте полушарий прикрепить заранее подготовленные   бумажные   изображения   флагов:   над   Чукоткой российский флаг, а над Аляской – американский. Ф и з к у л ь т м и н у т к а Учащиеся выполняют упражнения за учителем. V. Поисковая работа по карте на с. 129 учебника. – Найдите на карте город, название которого изменилось со времени его основания. (Обдорск – Салехард.) – По какой крупной реке проходит граница России с Китаем и Монголией? (Амур.) – Вставьте пропущенные в тексте слова.З а д а н и е   н а   д о с к е : Мыс …  (Дежнева)  является самой восточной точкой материка Евразии. …  (Уральские)  горы   старые,   низкие,   богаты   полезными   ископаемыми. Полуостров   на   востоке   России   …  (Камчатка)  знаменит   вулканами   и гейзерами. Самое глубокое озеро Земли – … (Байкал). Самое большое озеро Земли – … (Каспийское море). Самая северная точка Евразии находится в … (России) – это мыс … (Челюскин). VI. Какие народы населяют Евразию. –   Рассмотрите   иллюстрации   на   с.   131   учебника.   Представители   каких народов Евразии здесь изображены?  (Здесь представлены народы тундры, лесных, горных, тропических районов.) –   Чукчи   на   собачьей   упряжке,   домик   в   Псковской   области   (Россия), Эйфелева башня – символ Франции, цветущая сакура (вишневое дерево) – символ   Японии,   китайский   дом,   индийский   мальчик   на   слоне,   афганская семья на верблюдах. – Кто в России первым встречает Новый год? (Жители Чукотки.) – Благодаря громадным размерам Евразии и разнообразию ее рельефа   в разных   уголках   материка   сложились   столь   разные   условия   жизни,  что   это привело к богатству растительного и животного мира, большой численности населяющих ее народов. – Укажите   на   контурной   карте,   где расположены государства Европы (задание № 1 на с. 40 в рабочей тетради). –   Сравните,   чем   различаются   природные   условия,   в   которых   живут северные и южные народы Евразии. – Рассмотрите рисунок на с. 132 учебника. Какие животные и растения обитают в Евразии? – Назовите растения и животных Евразии, которые не обитают нашем крае. Где можно их увидеть? Учащиеся выполняют в рабочей тетради задание на с. 42. – Вставьте пропущенные слова. Заранее   подготовленные  у ч а щ и е с я   р а с с к а з ы в а ю т   о   некоторых представителях растительного и животного мира Евразии. Большая панда, или бамбуковый медведь, встречается только в густых бамбуковых зарослях Китая на высоте от 3500 до 4500 м над уровнем моря. Это   редкое   животное   отличается   красивой   черно­белой   окраской   и черными   «очками»   вокруг   глаз.   Отрыли   его   лишь   в   середине   XIX века. Главное занятие панды – кормежка: она ест по 10–12 часов в день, питаясь восновном тонкими ростками и корнями бамбука. Хотя панда очень похожа на медвежонка, многие ученые считают ее ближайшим родичем енота. Бешеный   огурец.   В   Крыму   и   на   Кавказе   есть   такое   растение,   плоды которого   похожи   на   небольшие   огурчики.   Подходить   к   нему   следует осторожно. Даже при слабом прикосновении плод открывается, и из него с сильным   хлопком   и   свистом   вырывается   слизь   с   семенами.  Огурец   может «плюнуть» в лицо и на одежду иногда на расстоянии до шести метров! Земляничное   дерево.   Кора   этого   дерева   совершенно   гладкая,   словно кожа загорелого человека. Верхний слой коры, тонкий, как бумага, ежегодно сбрасывается, а листья нет. Это единственное вечнозеленое лиственное дерево Крыма.   Плоды   его   напоминают   землянику:   маленькие,   оранжевые,   с бугристой поверхностью. Они сочные, сладковатые, их едят птицы. Росянка. Растение так названо потому, что на ее листочках всегда блестят капельки   росы.   Мелкие   мушки,   муравьи,   комары,   желая   попить   воды, попадают   на   растение   и   присасываются   этими   капельками.   Растение облепляет   насекомое,   растворяя   его   и   закрывая   при   этом   листья.   Через несколько дней лист раскрывается и ждет новую жертву. Росянка – растение болот. Цветочки у него белого цвета. Если случается попасться   крупному   насекомому,   например   стрекозе,   на   помощь   одному листочку приходят другие. Начинается целая битва. Раффлезия  – растение­паразит. Оно называется так потому, что живет, прицепившись к другому растению, питаясь его соками. Раффлезия имеет самый крупный цветок в мире. Но подойдешь к нему – и почувствуешь   очень   неприятный   запах.  Именно   яркой   окраской   и   запахом цветка раффлезия заманивает мух. Мухи переносят на лапках пыльцу, от которой вскоре появляется липкий плод с семенами. Сам цветок завянет, а плод будет «ждать», когда пройдет слон,   раздавит   его   и   на   ступнях   перенесет   семена.   Но   из   многих   семян прорастет   только   одно   или   два.   Поэтому   раффлезия   встречается   редко. Растет раффлезия в жарких лесах Индии. Железное дерево. Так называют тик за необычайную прочность, поэтому его используют при строительстве кораблей. Тик может быть высотой с 25­ этажный дом, толщиной – 1,5 м. Рубят тик так: сначала делают глубокий надрез вокруг ствола, через 2–3 года дерево подсыхает, и только тогда его спиливают. Если дерево спилить сразу, то оно при сплаве потонет. Сайгаки  населяют   полупустыни   и   сухие   степи   Евразии.   По   гладкой равнине эти стремительные антилопы могут мчаться со скоростью 70–80 км/ч. Но любая, даже маленькая канавка для них – серьезное препятствие. Рога у самцов полупрозрачные, лировидной формы. Самое примечательное у   сайгака   –   вздутая   горбатая   морда   со   свисающим   мягким   подвижным «хоботком» и ноздрями на конце. Длинный нос сайгака работает как фильтр.Находящиеся в нем волоски и железки очищают воздух от пыли, которую поднимает бегущее стадо животных. VII. Итог урока. – Какие государства Европы и их столицы вам известны? – Назовите самые крупные государства Азии. – Чем и почему отличаются одежда, пища, жилища народов севера и юга Азии? – Какими растениями и животными богата Евразия? Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задания № 2, 3, 6 на с. 40–43; учебник   (с.   130–132);   подготовить   сообщение   об   одном   растении   или животном Евразии.