Конспект урока по теме: ГДЕ И КАК ИСПОЛЬЗУЮТ ГОРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 25 ГДЕ И КАК ИСПОЛЬЗУЮТ ГОРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ Цели: – рассмотреть свойства горючих ископаемых; – познакомить учащихся с использованием горючих ископаемых; – развивать экологическое мышление, умение читать карту, пользоваться условными знаками наиболее распространенных полезных ископаемых; – воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр. Оборудование: коллекция горючих ископаемых; молоток; лупа; вата; стакан с водой; бумага; карточки для составления схемы-рисунка.
Иконка файла материала Окружающий мир.docx
ГДЕ И КАК ИСПОЛЬЗУЮТ ГОРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ  У р о к  25 ИСКОПАЕМЫЕ Ц е л и : – рассмотреть свойства горючих ископаемых; – познакомить учащихся с использованием горючих ископаемых; – развивать экологическое мышление, умение читать карту, пользоваться условными знаками наиболее распространенных полезных ископаемых; – воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр. О б о р у д о в а н и е : коллекция горючих ископаемых; молоток; лупа; вата; стакан с водой; бумага; карточки для составления схемы­рисунка. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. Б е с е д а   п о   в о п р о с а м : – Какие свойства известняка используют строители?  (Легко поддается обработке.) – Почему берега рек укрепляют гранитом? –   Для   чего   используют   глину   и   песок?  (Для   изготовления   кирпичей, посуды, цемента, стекла.) – Какое свойство глины используют для изготовления посуды? – Сравните свойства гранита, песка и глины. –   Какие   находки   археологов   подтверждают,   что   наши   далекие   предки умели плавить металлы? –   Как   могли   возникнуть   названия   периодов   в   истории   человечества: каменный век, бронзовый век, железный век? –   Каким   образом   могли   Уральские   горы   защищать   наших   предков   от нашествий иноземцев? – Почему из меди не делают ножи и магниты? – Где используют магнитные свойства железной руды? – Под какой пластинкой, деревянной или стальной, быстрее растает снег, если в солнечный день их положить на снег? 2. Р а б о т а   п о   к а р т о ч к а м . К а р т о ч к а  1 1. Соедини линией условный знак и название полезного ископаемого.2. Найди «лишнее» слово: а) гранит, известняк, глина, бурый железняк; б) серебро, медный колчедан, золото, платина; в) алюминий, медь, цинк, серебро; г) мрамор, гранит, песок, природный газ. К а р т о ч к а  2 1. Соедини линией условный знак и название полезного ископаемого. 2. Найди «лишнее» слово: а) песок, алюминиевые руды, глина, мрамор; б) гранит, серебро, золото, платина; в) цинк, медь, нефть, алюминий; г) базальт, гранит, песок, железная руда. 3. Прочитайте ребусы – названия полезных ископаемых.– Как используются эти полезные ископаемые? III. Сообщение темы урока. –   Сегодня   на   уроке   мы   узнаем,   где   и   как   используются   горючие ископаемые. – Какие полезные ископаемые относятся к горючим? IV. Изучение нового материала. 1. Где и как используют горючие полезные ископаемые. КАМЕННЫЙ УГОЛЬ – Отгадайте з а г а д к у : Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло, От него в домах светло, Помогает плавить сталь, Делать краски и эмаль. (Каменный уголь.) – Чем отапливают помещения в крупных городах? – Что вы знаете о каменном угле? П р а к т и ч е с к а я   р а б о т а . Одновременно учащиеся заполняют таблицу в рабочей тетради на с. 37. – Выявите основные свойства каменного угля. 1) Определите цвет каменного угля. Блестит ли его поверхность? 2) Положите кусочек каменного угля на металлическую клетку и ударьте по   нему   молотком.   Что   произойдет   с   кусочком   каменного   угля?   Какое свойство вы обнаружили?3) Опустите кусочек каменного угля в стакан с водой. Что вы наблюдаете? Сделайте в ы в о д . Каменный уголь имеет черный цвет, блестит на солнце, тонет в воде, он твердый, но хрупкий, его можно разбить на мелкие кусочки. Основное свойство его – горючесть. Это свойство и использует человек. Каменный уголь идет на отопление жилых   помещений,   используется   как   топливо   на   фабриках,   заводах   и железных   дорогах.   Из   него   изготовляют   кокс,   который   применяют   при выплавке   чугуна   и   стали.   Из   каменноугольной   смолы   получают   краски, лекарства и много других полезных веществ. Уголь (с греческого «антракос», отсюда и название сорта угля – антрацит) образовался   из   отмерших   древних   растений,   накопившихся   в   торфяных болотах.   Под   микроскопом   в   угле   можно   рассмотреть   пыльцу   древних растений, споры древних папоротников, остатки тканей древесины. Древние болота высыхали, их засыпало песком или заносило илом. Слои накапливались миллионы   лет.  Со   временем   под   давлением   этих   слоев  торф   превращался сначала в бурый уголь, потом в каменный, а затем в антрацит и графит. Каменный уголь залегает в земле пластами. Для его добычи строят шахты. Роют   глубокие   колодцы   –   стволы   шахт.   В   них   устанавливают   подъемные машины. От ствола шахты по направлению пласта роют подземные коридоры. По ним прокладывают рельсы. Добытый каменный уголь перевозят в особых вагонетках до ствола шахты. Здесь подъемные машины поднимают уголь на поверхность земли, где его грузят в вагоны и отправляют туда, где он нужен. Труд шахтеров облегчен различными машинами. Есть   места,  где   уголь   добывают   открытым   способом.  Сначала   снимают верхний   почвенный   слой,   затем   котлован   углубляют   до   слоя   угля.   Уголь огромными   экскаваторами   поднимают   вверх   и   грузят   в   автомашины   или железнодорожные   вагоны.   В   них   уголь   перевозится   в   те   места,   где   он необходим. По запасам каменного угля наша страна первая в мире. Посмотрите на физическую   карту   –   вы   видите   черные   квадраты;   это   обозначены месторождения   каменного   угля.   Их   можно   найти   в   разных   местах   нашей страны. 70 % угля сжигается в качестве топлива. Производят из угля пластмассы, смазочные и другие вещества. Древесный уголь хорошо поглощает вредные вещества. Его используют даже для очистки крови. Сажу (продукт горения угля)   используют   для   изготовления   резины,   типографских   красок,   туши. Бурый уголь – прекрасное удобрение. НЕФТЬБегут   по   дорогам   автомашины.   Рокочут   тракторы   на   полях.   Летят самолеты   в   воздухе.   По   железным   дорогам   мчатся   тепловозы.   Плавно рассекая воды, плывут корабли. Знаете ли вы, какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение все эти машины? (Нефть.) П р а к т и ч е с к а я   р а б о т а . – Изучите свойства нефти. 1) Перед вами стеклянная бутылочка, наполненная нефтью. Рассмотрите ее. Чем нефть отличается от других полезных ископаемых? (Она жидкая.) 2) Какого цвета нефть в бутылочке? 3) Налейте в стакан с водой несколько капель нефти. Что вы наблюдаете? Какое свойство нефти вы обнаружили? (Маслянистая жидкость.) 4) Если взять вату и пропитать ее нефтью, то от ваты пойдет особый запах. Каким еще свойством обладает нефть? 5) Если же кусочек ваты положить на лист бумаги, то на нем обнаружится пятно. Какое свойство нефти вы наблюдаете при этом? Нефть   –   маслянистая   жидкость,   легче   воды,   темного   цвета,   с   резким запахом. Главное свойство нефти – горючесть. Это свойство в основном и использует человек. При сгорании нефть дает больше тепла, чем каменный уголь. Нефть залегает глубоко  в земле.  Чтобы ее достать,  пробуривают  узкие скважины, в которые опускают трубы. По этим трубам нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища. Из нефти получают бензин, керосин, машинное масло, другие продукты. Посмотрите на физическую карту – на ней вы увидите условные знаки в виде вышек; это месторождения нефти. –   Составьте   рисунок­схему   «Путь   нефти   к   потребителю»,   используя таблички:– Какие негативные последствия могут возникнуть на каждом этапе? – Отгадайте з а г а д к у : ПРИРОДНЫЙ ГАЗ На кухне у мамы помощник отличный, Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ.) – Вместе с нефтью глубоко в земле находится природный газ. Многие из вас видели, как голубым пламенем горит на кухне газ, но не знают, откуда он берется и какие у него свойства. Природный газ – ценное топливо. Из газа получают многие вещества, такие как пластмассы, искусственное волокно, искусственный каучук, из которого изготовляют   резину   и   многие   другие   ценные   вещества.   Природный   газ бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняется. При горении выделяют много тепла. От   месторождений   газа   проводят   многокилометровые   газопроводы,   по которым он поступает в крупные города и небольшие поселки нашей страны. – Узнайте полезное ископаемое: ТОРФ Росли на болоте растения… А теперь это топливо и удобрение. (Торф.) П р а к т и ч е с к а я   р а б о т а . Одновременно учащиеся заполняют таблицу в рабочей тетради на с. 37. 1) Определите цвет сухого и сырого торфа. В чем между ними различие? 2)   Рассмотрите   кусочек   сухого   торфа   под   лупой.   Из   чего   он   состоит? Попробуйте отделить составьте части торфа. На что они похожи? 3)   Возьмите   кусочек   торфа   и   такой   же   по   величине   кусочек   глины. Сравните их по весу. 4) Кусочек сухого торфа бросьте в стакан с водой. Тонет ли торф? 5) Положите кусочек сухого торфа в блюдце с водой. Наблюдайте, что произойдет. Какое свойство торфа вы обнаружили? 6) Сухой торф горит. Какое свойство при этом можно установить? В ы в о д . Торф темно­коричневого цвета, состоит из остатков отмерших растений,  которые   легко   можно   отделить   друг   от   друга.  Торф   легкий,  он легче воды и глины. Сухой торф хорошо впитывает влагу, так как пористый. Он хорошо горит.Торф   образовался   в   тех   местах,   где   высокая   влажность   и   недостаток кислорода. В таких условиях растительные остатки полностью не разлагаются и накапливаются (по 1 мм в год) на дне болот. Таких болот в России много: в Сибири,   на   севере   европейской   части   и   на   Дальнем   Востоке.   Торф   богат ценнейшими органическими и неорганическими веществами. Для   археологов   торфяные   болота   тоже   представляют   интерес   –   в   них хорошо   сохранились   старинные   одежды,   оружие,   предметы   быта,   жилища. Близ Ярославля в болотах была найдена стоянка жилища древнего человека. В старину торф называли «горючей землей». Петр I в 1703 году издал указ: «Искать   всемерно   торфу,   чтобы   было   подспорье   дровам».   В   1920   году   в Подмосковье была построена Шатурская электростанция, которая до сих пор работает на торфе. Таких электростанций сейчас в России около 80. 80 % торфа используется как удобрение на полях, в теплицах и парниках, а также как подстилка для животных. Из торфа изготавливают и много ценных материалов:   воск,   парафин,   органические   красители,   уксусную   кислоту, смазочные масла, активированный уголь. Учащиеся выполняют задание № 20 в рабочей тетради на с. 38. О т в е т ы : 1. Каменный уголь. 2. Железо. 3. Гранит. 4. Апатит. 5. Медь. К л ю ч е в о е   с л о в о : нефть. 2. Какое ископаемое самое полезное. –  Конечно,   на   первое   место   стоит   поставить   воду.  Это   одно   из   самых полезных веществ. Ведь растения, животные и люди не могут жить без воды. Пресной воды не так много на Земле, да и то в основном она находится в ледниках и айсбергах. Ледники содержат столько воды, сколько ее приносят все реки мира за 650–700 лет. Морская   вода   –   это   целая   кладовая   различных   полезных   ископаемых. Человечество планирует забрать их у океана. Но такой проект надо тщательно продумать, чтобы не нарушить жизнь его обитателей. V. Повторение знаний об использовании полезных ископаемых. Учащиеся работают по карточкам. Заполни схему примерами полезных ископаемых. I   в а р и а н т Заполни схему примерами полезных ископаемых. I I   в а р и а н тУчитель читает стихотворение: ЗНАЕТЕ, А Я ИЗ НЕФТИ! Обмакнув в чернила ручки, Рисовали дети тучки. Рисовали дети тучки Или просто закорючки… И сказала Ручка: – Дети! Знаете, а я из нефти! Подскочил сердито Мячик, Хлопнул крышкой  Чемоданчик, Ваза, Хлебница и Лампа, Пылесос, Совок и Шляпа, И Будильник, и Горшок, Щетка, Счеты, Гребешок, – И запели: – Знайте, дети, Все мы сделаны из нефти! А из шкафа, где игрушки, Громыхнули Погремушки, Закричали Львы и Волки, Куклы ахнули на полке. Швабра, Мыльница и Терка, Полка, Скатерть и Клеенка Загалдели: – Знайте, дети, Что и мы, и мы из нефти!  А потом со всех сторон  Налетели: Телефон,    Стулья, Стол и Дождевик,     И Пенал, и Половик, Даже Слон – на что уж Слон! Но не выдержал и он… И вздохнул: – По правде, дети, Я и сам… из… этой… нефти! Честно! – Какие вещи и предметы сделаны из нефти? VI. Итог урока. – В каких местностях следует искать торф? – Какое полезное ископаемое в старину называли «греческий огонь»? –   Какой   вред   природе   наносит   разлившаяся   нефть,   угольный   карьер, осушение торфяных болот? – Какие вещества изготавливают из угля, торфа, нефти? – Почему наш великий ученый Д. И. Менделеев говорил, что жечь нефть – это то же самое, что топить печь ассигнациями (деньгами)? – Отгадайте з а г а д к у : Из глубоких скважин воду  извлекаем.Что вода полезная, мы, конечно, знаем. И прочная она, словно бы хрустальная, Называется вода – … (минеральная). – Как используют минеральную воду? Домашнее задание: рабочая тетрадь № 1 (задания № 10, с. 33; 12; с. 34; 21, с. 38); учебник (с. 99–102). О т в е т ы   к   з а д а н и ю   № 21: П о   г о р и з о н т а л и : 1. Известняк. 2. Уголь. 3. Гранит. 4. Уран. 5. Торф. П о   в е р т и к а л и : 6. Базальт. 7. Янтарь. 8. Глина. 9. Нефть.