Конспект урока по теме: ГОДЫ СВЯЩЕННОЙ ВОЙНЫ. КАК НАЧАЛАСЬ ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 54 ГОДЫ СВЯЩЕННОЙ ВОЙНЫ. КАК НАЧАЛАСЬ ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА Цели: – сформировать представление о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.; – показать героическую борьбу советского народа против немецких захватчиков; – развивать умения добывать информацию, пользуясь картой; – воспитывать гордость за свой народ, освободивший нашу страну. Оборудование: историческая карта «Великая Отечественная война»; запись песен «Священная война, «Марш защитников Москвы».
Иконка файла материала Окружающий мир.docx
У р о к  54 ГОДЫ СВЯЩЕННОЙ ВОЙНЫ. КАК НАЧАЛАСЬ ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА Ц е л и : – сформировать представление о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.; –   показать   героическую   борьбу   советского   народа   против   немецких захватчиков; – развивать умения добывать информацию, пользуясь картой; – воспитывать гордость за свой народ, освободивший нашу страну. О б о р у д о в а н и е : историческая карта «Великая Отечественная война»; запись песен «Священная война, «Марш защитников Москвы». Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. Ф р о н т а л ь н ы й   о п р о с . – Как стало называться наше государство после 1922 года? – Сколько республик входило в состав СССР? – Кто возглавил Советский Союз? – Кому принадлежали заводы и фабрики в Советском Союзе? – Что такое колхозы? – Кто такие пионеры и комсомольцы? – Почему СССР называли большой стройкой? 2. Соотнесите даты и исторические события. Н а   д о с к е   з а п и с ь : 1922 г. 1961 г. 1914 г. 1917 г.  3. Соотнесите название государства и его руководителя (основателя). Н а   д о с к е   з а п и с ь : Древняя Русь  Киевская Русь  Советский Союз Московское государство Российская империя  4. Назовите памятники архитектуры. полет Ю. А. Гагарина в космос образование СССР Октябрьская революция Первая мировая война Сталин Петр I Иван III князь Олег князь Рюрик.– Какому историческому событию они посвящены? Н а   д о с к е   ф о т о г р а ф и и :  памятник «Тысячелетие России»;  памятник Петру I в Санкт­Петербурге;  памятник Минину и Пожарскому;  храм Христа Спасителя. III. Сообщение темы урока. Начало Великой Отечественной войны. Много видела Россия войн и нашествий. Но не сломили ее враги. После нашествия Наполеона все разрушенные города были отстроены заново. В   начале   ХХ   века   прогремели   залпы   Первой   мировой   войны.   Мировая война! В ней участвовало не две страны, как в прежних войнах, а много стран: Германия, Австрия, Турция воевали против Франции, Англии, России. Народ устал от войн. И эта мировая война унесла много жизней. Трудное   наступило   время.   Страна   была   разрушена   войной.   Надо   было пахать и сеять, строить фабрики и заводы. Наш   талантливый,   мужественный   и   терпеливый   народ   возводил   заводы, фабрики, школы и институты, рыл шахты, добывал уголь и нефть. Россия опять стала великой страной. Но не прошло и трех десятков лет, как вновь была прервана мирная жизнь русский людей. 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война. – Почему эта война называется Отечественной? – Почему она называется Великой? – Эту войну еще называют Второй мировой войной, так как воевали между собой многие государства мира. – В каком году началась Первая мировая война? – Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года. Многие страны не оказывали решительного сопротивления, а некоторые вели тяжелую борьбу, отстаивая свою независимость. IV. Работа с картой. –  Рассмотрите  карту «Великая  Отечественная  война. Военные  действия 1941–1942 гг.» (с. 101). – Какие территории удалось фашистам оккупировать? – Найдите на карте места, где возникало партизанское движение. –   Вспомните,   когда   еще   помогли   партизаны   в   войне   против   сильного противника.– Сравните начало войны 1912 и 1941 года. – Какие старинные русские города были захвачены немецкими фашистами? (Смоленск, Киев, Харьков и др.). – Какие государства воевали на стороне Германии? – Рядом с какими городами проходила линия фронта в декабре 1941 года? – Какие города были освобождены к весне 1942 года? V. Героическая борьба советского народа. – Первой приняла бой с фашистами пограничная Брестская крепость. В ней жил гарнизон – бойцы, командиры с семьями – женами и детьми. Эта крепость была окружена такими сильными, крепкими стенами, что через них нельзя было войти в гарнизон. И вот 22 июня 1941 года в 4 часа утра немцы, спрятавшиеся   в   густых   зарослях   по   берегу   реки   Буг,   открыли   огонь   по крепости из пушек и пулеметов, и тут же самолеты стали осыпать ее с воздуха бомбами. Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворения. В то утро погибли сотни женщин, детей, бойцов. Крепость враг бомбил каждый день – были разбиты склады с боеприпасами с продовольствием, а также   водопровод.   Лето   было   жаркое.   Люди   ползком   с   котелками пробирались к реке. Их обстреливали из пулеметов. Бойцы умирали от жажды и голода, но не сдавались. Немецкий фронт ушел уже далеко в глубь страны. Но крепость сражалась до последнего. Немцы захватили крепость, когда в ней оставалось   только   несколько   раненых   и   обессиленных   от   голода   и   жажды бойцов. Гитлер рвался к Москве. Начав войну 22 июня 1941 года, он рассчитывал, что к 15 августа  его войска будут уже в Москве! И сюда, на Москву, он двинул   огромные   силы,   чтобы   окружить   город:   ни   один   солдат,   ни   один житель  не  должны  были  покинуть  его. Гитлер  планировал  затопить   город. Там, где стоит Москва, по его замыслу, должно было разливаться огромное море, которое скрыло бы навсегда столицу Русского государства. Каждый   вечер   в   городе   ревели   сирены,   предупреждая   о   налете бомбардировщиков.   Люди   прятались   в   бомбоубежищах.   Многие   заводы эвакуировались на восток, чтобы там работать, делать оружие. Москва почти опустела.   Гитлеровские   войска   подошли   вплотную   к   Москве.   Они остановились у села Кунцево, недалеко от Поклонной горы, где теперь стоит памятник защитникам Москвы. Враг подошел к Москве, но цели не достиг. Защищали Москву не только солдаты, но и сами москвичи, главным образом женщины и молодежь. Они рыли   окопы,   сбрасывали   с   крыш   зажигательные   бомбы   при   налете бомбардировщиков, оборудовали огневые точки, чтобы сбивать самолеты.Всему   миру   известен   подвиг   28   панфиловцев.   По   мощеной   дороге   к Москве шли вражеские танки. Отряд бойцов из армии, которым командовал генерал Панфилов, оказался на пути движения немецких танков. За танками шли тягачи, артиллерия и войска для главного удара. Расположившись в лесу, пушки панфиловцев били по машинам немцев. Они смогли перерезать огнем дорогу к Москве. Немцы кромсали лес снарядами. Бой шел около 4 часов, 28 панфиловцев, по некоторым данным, уничтожили 18 вражеских танков и около 15 тысяч немцев. Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали, И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали… Город Ленинград немцы осаждали со всех сторон почти 3 года! Немцы перерезали   Дорогу   жизни,   по   которой   шел   подвоз   продуктов   в   город.   На Пискаревском кладбище одних только жителей, погибших от голода и холода, похоронено 470 тысяч. И в это время голодные женщины и подростки работали на заводах. Люди получали по 200 граммов хлеба в сутки, но работали! Делали танки, оружие для фронта. Это тоже богатыри духа! Выстоял Ленинград, Дорога жизни была отбита, а блокада прорвана. МОЙ ГОРОД …Давно ль, пройдя равнины и болота, В него ломился разъяренный враг И об его чугунные ворота Разбил свой бронированный кулак. Свой город отстояв ценою бед, Не сдали Ленинграда ленинградцы, – Да, в нем ключи чужих столиц хранятся, – Ключей к нему – в чужих столицах            нет! И мы, огонь познавшие и голод, Непобедимы в городе своем, И не взломать ворота в этот город Ни голодом, ни сталью, ни огнем… В. Шефнер, 1943 г. Немцы рвались к Сталинграду. Они разбомбили город и превратили его в развалины. Здесь орден мужества надет на грудь земли,Недаром эта грудь истерзана снарядом, Со смертью билась жизнь, и смерть враги нашли, И победила жизнь в боях под Сталинградом. Пабло Неруда Богата наша земля людьми, которых можно назвать богатырями духа! Вот на что способен русский народ! Вот где проявился его соборный дух! Командиры и бойцы, женщины и дети работали на заводах, спасали раненых, стояли насмерть и разгромили врага. В этом соборном духе – главная сила нашего   народа,   которая   во   всех   испытаниях   помогала   выжить   любимой Родине. …Пусть тот бой не упомянут В списке славы золотой, День придет – еще повстанут Люди в памяти живой. И в одной бессмертной книге Будут все навек равны – Кто за город пал великий, Что один у всей страны; Кто за гордую твердыню, Что у Волги у реки, Кто за тот, забытый ныне, Населенный пункт Борки. И Россия – мать родная – Почесть всем отдаст сполна. Бой иной, пора иная, Жизнь одна и смерть одна. А. Твардовский Великая Отечественная война окончилась в мае 1945 года. Наши войска под   командованием   маршала   Г.   К.   Жукова   вошли   в   Берлин   –   столицу Германии. И над главным зданием – рейхстагом – водрузили красное знамя. Вечно народ будет чтить подвиги воинов, отдавших свою жизнь за Родину. Поэтому и горит около памятников Вечный огонь. ПОСЛЕВОЕННАЯ ПЕСНЯ 1.  Задохнулись канонады.      В мире – тишина.      На большой Земле однажды      Кончилась война. 2.  Будем жить, встречать рассветы,      Верить и любить.Только не забыть бы это!      Лишь бы не забыть! 3.  Как всходило солнце в гари      И кружилась мгла,      А в реке – меж берегами –      Кровь­вода текла. 4.  Были черными березы,      Долгими – года.      Были выплаканы слезы –      Вдовьи – навсегда… 5.  Вот опять пронзает лето      Солнечная нить.      Только не забыть бы это!      Лишь бы не забыть! 6.  Эта память – верьте, люди, –      Всей земле нужна…      Если мы войну забудем,      Вновь придет война. Р. Рождественский VI. Итог урока. – Когда началась Великая Отечественная война? – Кто и с какой целью напал на нашу Родину? – Какие города прославились своей героической обороной? – Что вам известно о героической борьбе ленинградцев? Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задания № 37, 38 на с. 29–30); учебник (с. 100–103).