Уроки 12-13 (вариант 1). «Гуси-лебеди» (русская народная сказка)
Цели уроков: ознакомить детей с русской народной сказкой «Гуси-лебеди»; ознакомить с новым видом сказок; учить делить текст на части; обогащать словарный запас детей; раз¬вивать внимание, память; развивать творческие способности детей и навыки выразительного чтения; учить анализировать сказку, отвечать на вопросы по тексту.
Оборудование: картинки-иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» и к любой другой сказке.
Уроки 1213 (вариант 1). «Гусилебеди» (русская народная сказка)
Цели уроков: ознакомить детей с русской народной сказкой «Гусилебеди»;
ознакомить с новым видом сказок; учить делить текст на части; обогащать
словарный запас детей; развивать внимание, память; развивать творческие
способности детей и навыки выразительного чтения; учить анализировать
сказку, отвечать на вопросы по тексту.
Оборудование: картинкииллюстрации к сказке «Гусилебеди» и к любой
другой сказке.
I.Проверка домашнего задания
Учитель распределяет роли. Чтение сказки по ролям.
Ход урока 1
II.Постановка цели урока:
Какие виды сказок, мы с вами знаем? {Бытовые, о животных.)
Чем отличаются бытовые сказки от сказок о животных?
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом сказок. А как они
называются, вы узнаете, если впишите в клеточки первые буквы слов.
Чтобы узнать слова, ответьте, как называется подругому:
1) Снежная буря. {Вьюга.)
2) Глаз. {Око.)
3) Неправда. {Ложь.)
4) Временное легкое жилище. {Шалаш.)
5) Непоседа. {Егоза.)
6) Любимая и дорогая мамина мама. {Бабушка.)
7) Потоп. (Наводнение.)
8) Пятая буква в алфавите с конца. (Ы.)
9) Пища. (Еда.)
Какое слово получилось? (Волшебные.)
Правильно. В волшебных сказках все необыкновенно: люди, земля, реки,
деревья, птицы, вещи. Все приобретает чудесные свойства. Топор сам
рубит лес, мельница мелет зерно, печка разговаривает.
Назовите волшебные предметы, которые вы помните? (Скатерть
самобранка, коверсамолет и др.)
В волшебных сказках всегда добро побеждает зло, благодаря какому
нибудь чуду. Волшебные сказки наделены троекратным повторением
какогонибудь эпизода.
—. Откройте учебники. Прочитайте название сказки.
Сегодня на уроке, мы познакомимся с волшебной сказкой.
Героиня сказки попала в беду.
кто
ей помог обо всем этом мы узнаем, если внимательно
прочитаем сказку.
Как это произошло,III. Изучение нового материала
1. Первичное чтение.
Читают дети, по ходу чтения идет словарная работа. кликать громко
звать;
кудель пучок льна, приготовленный из пряжи; веретено — используется
для прядения; устьице выходное отверстие у печи.
2.Первичная проверка понимания.
Вопросы после чтения:
Понравилась сказка?
Что в сказке было волшебного?
Назовите героев сказки.
Что же случилось у сестрицы?
Как она потеряла брата?
Был ли у нее план спасения братца?
Кого она встретила по дороге, когда искала братца?
Помогли они в поиске? Почему?
Почему она не стала ничего кушать?.
Где она нашла своего брата?
Кто ей помог увести оттуда братца? Почему?
Кто потом помогал им добраться до дома?
Удалось ли им вернуться домой?
3. Составление плана сказки.
На сколько частей можно разделить текст?
Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим ее. На доске появляется
запись:
1) Потеря брата.
2) Поиск.
3) В избушке у БабыЯги.
4) Возвращение домой.
IV. Физкультминутка
V.Закрепление нового материала
На доске иллюстрации к сказке «Гусилебеди» и к другим сказкам.
Посмотрите, они все перепутаны.
Давайте расставим иллюстрации по ходу развития событий сказки.
На доске получается ряд сюжетных иллюстраций к сказке «Гусилебеди».
Какие иллюстрации оказались лишними? Почему?
. О чем рассказывает каждая иллюстрация?
Что за эпизод изображен на первой иллюстрации? На вто
рой и т. д.
VI. Итог урока
К какому виду сказок относится сказка, которую мы с вами читалисегодня?
Какие волшебные предметы в ней встречаются?
Какой троекратный повтор есть в сказке?
В чем главная мысль сказки? Чему она учит?
Домашнее задание
Перечитать сказку. Подготовиться к выборочному чтению.
Ход урока 2
I. Организационный момент
П. Речевая разминка
Работа над скороговоркой.
У гусыни усов ищи не ищи не сыщешь.
III. Проверка домашнего задания
С какой сказкой познакомились на прошлом уроке?
К какому виду сказок она относится? Почему сказка волшебная?
Вы хорошо знаете содержание сказки?
Сейчас мы проверим, как вы умеете ориентироваться в сказке.
Выборочное чтение.
Найдите в тексте и прочитайте: Какую ошибку совершила девочка?
Какими словами описана игра девочки?
Прочитайте, как гусилебеди унесли мальчика?
Как испугалась девочка?
Кто первый в сказке помог девочке? Что просила печка?
Кто после печки ей встретился по дороге? Что просила яблоня?
Кого она встретила в последний раз? Что просила речка?
Кого девочка встретила в избушке у БабыЯги?
Как помогла мышка девочке?
Как девочка с братцем возвращались домой?
IV. Постановка цели урока
Сегодня на уроке мы будем учиться анализировать сказку
и сочинять свою.
V.Работа над новым материалом
1.
Анализ сказочных примет.
По каким признакам можно определить,
что это сказка?
Давайте запишем их в тетрадь.
Дети записывают в тетрадь, учитель на доске:
а)зачин;
б) волшебные предметы;
в) троекратный повтор;
г)борьба добра и зла;
д) добро побеждает зло;
е)концовка. Давайте проанализируем сказку «Гусилебеди». Есть ли зачин в сказке?
Какой?
Какие волшебные предметы есть в сказке?
Прочитайте, какой в сказке троекратный повтор?
Где в сказке зло, а где добро?
Победило ли добро?
2.Работа над пословицами.
На доске записаны пословицы,
ходят к сказке «Гусилебеди».
словиц.)
выберете те,
которые под
(Обсуждение смысла по
1) Глаза боятся, руки делают.
2) Не дорого начало, похвален конец.
3) Дерево смотри в плодах, а человека в делах.
4) Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
5) Красна птица перьями, а человек знанием.
VI.Физкультминутка
VII. Сочинение сказки
Как вы думаете, что нужно для того, чтобы сочинить свою волшебную сказку?
(Ответы детей.)
Постараемся определить последовательность действий в работе над
сказкой. Подумайте:
О чем будет сказка? Чему она должна учить?
Придумайте героя или героев вашей сказки?
Что с ними произойдет? Какие приключения их ждут?
Какие волшебные предметы будут в сказке?
Кто будет противостоять героям?
Как добро победит зло?
Какие троекратные повторы вы будете использовать?
VIII. Итог урока
Чему научились на сегодняшнем уроке?
Что нового узнали о волшебных сказках?
Домашнее задание
Сочинить собственную сказку, проиллюстрировать самый захватывающий
момент.