Конспект урока по теме: «Гуси-лебеди» (русская народная сказка)(2 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Уроки 12-13 (вариант 1). «Гуси-лебеди» (русская народная сказка) Цели уроков: ознакомить детей с русской народной сказкой «Гуси-лебеди»; ознакомить с новым видом сказок; учить делить текст на части; обогащать словарный запас детей; раз¬вивать внимание, память; развивать творческие способности детей и навыки выразительного чтения; учить анализировать сказку, отвечать на вопросы по тексту. Оборудование: картинки-иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» и к любой другой сказке.
Иконка файла материала чтение.docx
Уроки 12­13 (вариант 1). «Гуси­лебеди» (русская народная сказка) Цели уроков:  ознакомить детей с русской народной сказкой «Гуси­лебеди»; ознакомить с новым видом сказок; учить делить текст на части; обогащать словарный запас детей; развивать внимание, память; развивать творческие способности  детей и навыки выразительного чтения; учить анализировать сказку, отвечать на вопросы по тексту. Оборудование:  картинки­иллюстрации   к   сказке   «Гуси­лебеди»   и   к   любой другой сказке. I.Проверка домашнего задания Учитель распределяет роли. Чтение сказки по ролям. Ход урока 1 II.Постановка цели урока: ­ Какие виды сказок, мы с вами знаем? {Бытовые, о животных.) ­ Чем отличаются бытовые сказки от сказок о животных? ­ Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом сказок.  А  как  они называются,  вы   узнаете,  если   впишите   в   клеточки   первые   буквы   слов. Чтобы узнать слова, ответьте, как называется по­другому: 1) Снежная буря. {Вьюга.) 2) Глаз. {Око.) 3) Неправда. {Ложь.) 4) Временное легкое жилище. {Шалаш.) 5) Непоседа. {Егоза.) 6) Любимая и дорогая мамина мама. {Бабушка.) 7) Потоп. (Наводнение.) 8) Пятая буква в алфавите с конца. (Ы.) 9) Пища. (Еда.) ­ Какое слово получилось? (Волшебные.) ­ Правильно. В волшебных сказках все необыкновенно: люди, земля, реки, деревья,  птицы,   вещи.  Все   приобретает  чудесные   свойства.   Топор   сам рубит лес, мельница мелет зерно, печка разговаривает. ­ Назовите   волшебные   предметы,   которые   вы   помните?  (Скатерть­ самобранка, ковер­самолет и др.) ­ В   волшебных   сказках   всегда   добро   побеждает   зло,   благодаря   какому­ нибудь   чуду.   Волшебные   сказки   наделены   троекратным   повторением какого­нибудь эпизода. —. Откройте учебники. Прочитайте название сказки. ­ Сегодня   на   уроке,   мы   познакомимся   с   волшебной   сказкой. Героиня   сказки   попала   в   беду.   кто ей   помог   ­   обо   всем   этом   мы   узнаем,   если   внимательно прочитаем сказку.   Как   это   произошло,III. Изучение нового материала 1. Первичное чтение. Читают дети, по ходу чтения идет словарная работа. кликать ­ громко  звать; кудель ­ пучок льна, приготовленный из пряжи; веретено — используется  для прядения; устьице ­ выходное отверстие у печи. 2.Первичная проверка понимания. Вопросы после чтения: ­ Понравилась сказка? ­ Что в сказке было волшебного? ­ Назовите героев сказки. ­ Что же случилось у сестрицы? ­ Как она потеряла брата? ­ Был ли у нее план спасения братца? ­ Кого она встретила по дороге, когда искала братца? ­ Помогли они в поиске? Почему? ­ Почему она не стала ничего кушать?. Где она нашла своего брата? ­ Кто ей помог увести оттуда братца? Почему? ­ Кто потом помогал им добраться до дома? ­ Удалось ли им вернуться домой? 3. Составление плана сказки. ­ На сколько частей можно разделить текст? ­ Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим ее. На доске появляется  запись: 1) Потеря брата. 2) Поиск. 3) В избушке у Бабы­Яги. 4) Возвращение домой. IV. Физкультминутка V.Закрепление нового материала ­ На доске иллюстрации к сказке «Гуси­лебеди» и к другим сказкам.  Посмотрите, они все перепутаны. ­ Давайте расставим иллюстрации по ходу развития событий сказки. На доске получается ряд сюжетных иллюстраций к сказке «Гуси­лебеди». ­ Какие иллюстрации оказались лишними? Почему? . ­ О чем рассказывает каждая иллюстрация? ­ Что за эпизод изображен на первой иллюстрации? На вто рой и т. д. VI. Итог урока ­ К какому виду сказок относится сказка, которую мы с вами читалисегодня? ­ Какие волшебные предметы в ней встречаются? ­ Какой троекратный повтор есть в сказке? ­ В чем главная мысль сказки? Чему она учит? Домашнее задание Перечитать сказку. Подготовиться к выборочному чтению. Ход урока 2 I. Организационный момент П. Речевая разминка Работа над скороговоркой. У гусыни усов ищи не ищи ­ не сыщешь. III. Проверка домашнего задания ­ С какой сказкой познакомились на прошлом уроке? ­ К какому виду сказок она относится? Почему сказка волшебная? ­ Вы хорошо знаете содержание сказки? ­ Сейчас мы проверим, как вы умеете ориентироваться в сказке. Выборочное чтение. ­ Найдите   в   тексте   и   прочитайте:   Какую   ошибку   совершила  девочка? Какими словами описана игра девочки? ­ Прочитайте, как гуси­лебеди унесли мальчика? ­ Как испугалась девочка? ­ Кто первый в сказке помог девочке? Что просила печка? ­ Кто после печки ей встретился по дороге? Что просила яблоня? ­ Кого она встретила в последний раз? Что просила речка? ­ Кого девочка встретила в избушке у Бабы­Яги? ­ Как помогла мышка девочке? ­ Как девочка с братцем возвращались домой? IV. Постановка цели урока ­ Сегодня   на   уроке   мы   будем   учиться   анализировать   сказку и сочинять свою. V.Работа над новым материалом 1. Анализ сказочных примет. По   каким   признакам   можно   определить,   что   это   сказка? Давайте запишем их в тетрадь. Дети записывают в тетрадь, учитель на доске: а)зачин; б) волшебные предметы; в) троекратный повтор; г)борьба добра и зла; д) добро побеждает зло; е)концовка.­ Давайте проанализируем сказку «Гуси­лебеди». Есть ли зачин в сказке? Какой? ­ Какие волшебные предметы есть в сказке? ­ Прочитайте, какой в сказке троекратный повтор? ­ Где в сказке зло, а где добро? ­ Победило ли добро? 2.Работа над пословицами. ­ На   доске   записаны   пословицы, ходят   к   сказке   «Гуси­лебеди». словиц.)     выберете   те,   которые   под (Обсуждение   смысла   по 1) Глаза боятся, руки делают. 2) Не дорого начало, похвален конец. 3) Дерево смотри в плодах, а человека в делах. 4) Хочешь есть калачи, не сиди на печи. 5) Красна птица перьями, а человек ­ знанием. VI.Физкультминутка VII. Сочинение сказки ­ Как вы думаете, что нужно для того, чтобы сочинить свою волшебную сказку? (Ответы детей.) ­ Постараемся   определить   последовательность   действий  в   работе   над сказкой. Подумайте: ­ О чем будет сказка? Чему она должна учить? ­ Придумайте героя или героев вашей сказки? ­ Что с ними произойдет? Какие приключения их ждут? ­ Какие волшебные предметы будут в сказке? ­ Кто будет противостоять героям? ­ Как добро победит зло? ­ Какие троекратные повторы вы будете использовать? VIII. Итог урока ­ Чему научились на сегодняшнем уроке? ­ Что нового узнали о волшебных сказках? Домашнее задание Сочинить собственную сказку, проиллюстрировать самый захватывающий  момент.