Конспект урока по теме: И. СОКОЛОВ-МИКИТОВ. «РУССКИЙ ЛЕС»(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 51 И. СОКОЛОВ-МИКИТОВ. «РУССКИЙ ЛЕС» Цели: развивать мышление, речь учащихся; совершенствовать навык чтения и работы с текстом; прививать любовь к природе, бережное отношение к ней; расширять кругозор учащихся. Оборудование: репродукции картин художников на тему «Лес». Научить определять основную мысль произведений, обобщать информацию и делать выводы, работать со словарём. Развивающая: развивать воображение, технику чтения, выразительность, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли.
Иконка файла материала чтение.docx
И. СОКОЛОВ­МИКИТОВ. «РУССКИЙ ЛЕС» У р о к   51 Ц е л и :  развивать   мышление,   речь   учащихся;   совершенствовать   навык чтения и работы с текстом; прививать любовь к природе, бережное отношение к ней; расширять кругозор учащихся. О б о р у д о в а н и е : репродукции картин художников на тему «Лес». Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. Пересказ текста учащимися. 2–3   ученика   пересказывают   текст.   Остальные   учащиеся   класса дополняют и привлекаются к анализу. 2. Вопросы учителя. –   В   чем   заключается   основная   мысль   текста   М.   Пришвина?   Ответьте словами из текста. – С чего началась для М. Пришвина Родина? – Почему  говорят,  что  охранять  природу  –  значит  охранять  Родину? (Природа является частью Родины.) III. Работа по теме урока. 1. Целевая установка. – Сегодня мы продолжим разговор о Родине, о природе. – Кто из вас, ребята, бывал в лесу? – Чем он нравится вам? – Где легче дышится: в городе или в лесу? Почему в лесу нельзя сорить? Почему в лесу надо стараться ходить по тропинкам или дорожкам? – Итак, сегодня мы узнаем много интересного, а для этого отправимся в лес. Звучит   тихая   музыка.   Учитель   медленно   открывает   доску,   где помещены   репродукции   картин   на   тему   «Лес».   Параллельно   учитель читает стихотворение С. Погореловского «Лес»:  Здравствуй, лес,  Дремучий лес,  Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою,  Что нам шепчешь на заре Весь в росе, как в серебре?Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь, мы свои. – Русские писатели любовно называли леса лесными хоромами. Что же представляет собой лес? 2. Чтение  текста  И. Соколова­Микитова  «Русский  лес»  учащимися. 3. Беседа по содержанию текста. – О каких деревьях вы прочитали? Что нового узнали? Какие еще деревья растут в лесу? Что вы можете рассказать о них? – Как автор говорит о каждом дереве? –   Какие   деревья   автор   «нарядил»   в   золотой   наряд?   Как   ты   думаешь, почему?  (На   дубе   весной   позже   всех   распускаются  почки;   в   это   время обычно дует холодный северный ветер.)  –   А   в   какое   время   года   автор   описывает   ель?   Почему   это   нельзя определить? –   Как   же   автор   относится   к   русской   природе?   Какие   слова   из   текста помогут вам ответить на этот вопрос? 4. Работа по вопросам учебника. В о п р о с ы   3, 4, с. 18. План записывается коллективно. Учащиеся по порядку рассказывают о каждом из деревьев. 5. И г р а  «Я – художник». – «Путешествуя» по лесу, наверное, каждому из вас захотелось нарисовать рисунок, изобразить красивую летнюю полянку с множеством цветов и трав или лес, одетый в белую одежду. Учащиеся выполняют свои рисунки. 6. Загадки о лесе. – Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что если отправиться в лес по з а г а д к и ? Кто сегодня во время путешествия был самым внимательным? Вот сейчас мы и посмотрим! 1)  Весной веселит,       Летом холодит,       Осенью питает.      Зимой согревает. (Лес.) 2)  Стоит Алена,       Платок зеленый,       Тонкий стан,      Белый сарафан.(Береза.) 3)  Что за дерево стоит –       Ветра нет, а лист дрожит? (Осина.) 4)  Весной цвету,        Летом плод приношу,       Осенью не увядаю,       Зимой не умираю. (Ель.) 5)  Я на розу так похож,       Разве что не так хорош,       Но зато мои плоды      Всем пригодны для еды. (Шиповник.) 6)  Есть у родственницы елки      Неколючие иголки,       Но, в отличие от елки,       Опадают те иголки. (Лиственница.) – А что вы можете рассказать об этом дереве? – Различные деревья любимы нами. Вот послушайте, ребята, что о себе в нашем волшебном лесу расскажет лиственница. Заранее подготовленный ученик рассказывает от лица лиственницы. –   Королевой   сибирских   лесов   называют   люди   лиственницу.   Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю, отсюда и произошло название дерева. Древесина этого дерева не знает износа. Знаете ли вы, что внутренние детали Московского кремля сделаны из лиственницы и служат уже по 400– 500 лет! 25 веков пролежали изделия из лиственницы в алтайских курганах, пока археологи не нашли их. Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы! Древесина ее не гниет, а со временем становится еще тверже и как бы каменеет. 7. Викторина о лесе. 1) Из какого дерева делают спички? (Из осины.) 2) Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза.) 3) Какое дерево цветет первым, а какое – последним? (Ольха и липа.) 4) Почему  так  говорят:  дуб  летний,  дуб  зимний?  (Зимний  сбрасывает прошлогоднюю   листву   весной,   во   время   набухания   почек,   а   летний   – осенью.) 5) Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.) IV. Подведение итогов урока.– В каком лесу мы сегодня побывали? – Какие растения встретили в лесу? – Что же интересного рассказал автор статьи о деревьях? –   Почему   Соколов­Микитов   озаглавил   свое   произведение   именно   так: «Русский лес»? – А закончить путешествие по лесу я хочу стихотворением, которое так и называется – «Русский лес». Под тихую музыку учитель или заранее подготовленный ученик читает стихотворение. Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет,  Накормит русский лес. А будет жажда мучить,  То мне лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничок. Нагнусь к нему напиться – И видно все до дна. Течет вода­водица,  Вкусна и холодна. Нас ждут в лесу рябина,  Орехи и цветы, Душистая малина На кустиках густых. Ищу грибов поляну Я не жалея ног,  А если и устану – Присяду на пенек. Лес очень любит пеших, Для них совсем он свой, Здесь где­то бродит леший С зеленой бородой. Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит. Домашнее  задание:  подготовить   рассказ   о   любом   дереве,   по   желанию подобрать   загадку   о   нем   и   нарисовать   рисунок;   или   ответить   на   вопрос учебника (с. 18).