Урок 32.
И. СУРИКОВ. «ВЕСНА»
Цели: развивать память, воображение, наблюдательность учащихся, умение работать с поэтическим произведением; совершенствовать навык чтения; учить находить красочные средства изображения; воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование: репродукции картин художников на тему «Весна»; грамзапись пьесы «Весна» из фортепианного цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
У р о к 32.
И. СУРИКОВ. «ВЕСНА»
Ц е л и : развивать память, воображение, наблюдательность учащихся,
умение работать с поэтическим произведением; совершенствовать навык
чтения; учить находить красочные средства изображения; воспитывать
чувство прекрасного.
О б о р у д о в а н и е : репродукции картин художников на тему «Весна»;
грамзапись пьесы «Весна» из фортепианного цикла «Времена года»
П. И. Чайковского.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Конкурс «Лучший чтец».
Оценку прочитанному дает учитель.
III. Работа над новым материалом.
1. Целевая установка.
На доске записана тема урока: И. Суриков «Весна»
Э п и г р а ф к уроку: «Я русский человек, и русская природа любезна мне
и я ее пою» (В. Гусев).
– Эти слова, принадлежащие поэту Виктору Гусеву, целиком можно
отнести и к русскому поэту Ивану Захаровичу Сурикову (1841–1880 гг.),
который отобразил в своих произведениях яркие картины русской
природы.
– Сегодня мы познакомимся со стихотворением И. Сурикова «Весна», но
прежде рассмотрим репродукцию картины великого русского художника И.
И. Левитана «Март».
2. Работа по репродукции картины Левитана «Март».
– Соответствует ли название картины тому, что на ней изображено?
Почему вы так думаете?
– Как показал художник, что весна идет? (Потемневший, подтаявший
снег под яркими лучами мартовского солнца. Ктото настежь распахнул
дверь. На дерево уже ктото повесил скворечник.)
– Какими красками написана картина?
(Яркими, радостными
красками – это помогает нам видеть, чувствовать радостное
пробуждение природы.)3. Чтение стихотворения учителем.
– Какое настроение создалось у вас после прослушивания этого
стихотворения?
4. Чтение стихотворения учащимися вслух по предложению.
5. Работа над содержанием стихотворения.
– Как сам поэт относится к весне? Откуда радостные чувства автора?
– На какие признаки весны указывает поэт в своем стихотворении?
Найдите и прочитайте.
– Как дети относятся к приходу весны? Какие слова текста подтверждают,
что они рады?
6. Работа по вопросам учебника 1, 2, с. 150.
7. Подготовка к выразительному чтению.
– Давайте подумаем теперь, как мы будем читать это стихотворение.
С каким чувством будем читать? Все ли одинаково?
– В каком темпе будем читать это стихотворение: быстро или
неторопливо?
– А где будем делать небольшие остановки при чтении?
– Какие слова мы будем выделять голосом при чтении стихотворения?
Дети читают по строчке, выделяя голосом слова, обсуждают,
пробуют, спорят.
8. Выразительное чтение стихотворения.
– А теперь, когда мы уже подготовились к выразительному чтению,
давайте прочитаем стихотворение по частям.
Дети читают по частям и коллективно оценивают чтение каждого
ученика, делают замечания, стараются повторно прочитать еще лучше.
– Приготовьтесь прочитать стихотворение целиком. Кто лучше
прочитает?
Чтение каждого ученика обсуждается, оценивается.
9. Прослушивание музыкального произведения.
– Произведение И. Сурикова помогает нам почувствовать и полюбить это
время года – время пробуждения природы. А знаете ли вы, ребята, какой у
весны голос?
– Сейчас зазвучит музыка. Прислушайтесь, и вы обязательно услышите
голос весны. Музыка передает настроение, ощущение того, что происходит в
природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес,
на полянку, на речку.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Март».– Композитор Петр Ильич Чайковский передал в музыке свое настроение,
которое у него возникало с приходом весны. А какие чувства вызывает у вас
эта музыка?
– Что же общего в произведениях Сурикова и Чайковского, с
которыми мы сегодня познакомились? (Авторы горячо любили родную
природу, дали описание весны искренне, радостно, так, как они сами
относятся к ней.)
IV. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: выразительно читать стихотворение И. Сурикова
«Весна» (вопрос учебника 3, с. 150); по желанию нарисовать рисунок