Урок 108
ИЗЛОЖЕНИЕ
Цель: развивать умения передавать содержание зрительно воспринятого текста; точно употреблять глаголы, правильно писать безударные окончания.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 108
ИЗЛОЖЕНИЕ
Ц е л ь : развивать умения передавать содержание зрительно воспринятого
текста; точно употреблять глаголы, правильно писать безударные окончания.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Знакомство с содержанием текста для изложения.
(Упражнение 463, задачник.)
1. Ч т е н и е т е к с т а у ч а щ и м и с я .
– Деловой или картинный текст вы прочитали?
– Докажите, что это деловой текст. (В нем сообщаются точные сведения,
не передаются чувства автора.)
2. Б е с е д а п о с о д е р ж а н и ю .
– О чем рассказывается в тексте?
– Сколько частей в тексте?
– О чем рассказывается в первой части? Как называют первую часть
текста? (Вступление, введение в тему.)
– Что вы узнали из второй части текста?
– Можно ли дать одно определение второй и третьей части текста?
Почему?
– Какое значение у последней части?
– Как называют последнюю часть? (Заключение, завершение, итог
сказанного.)
3. О з а г л а в л и в а н и е т е к с т а .
– Подумайте, какое название тексту можно дать.
В а р и а н т ы : «Как делают тетради», «Фабрика тетрадей», «Тетрадочная
фабрика», «Там, где делают тетради».
(Дети могут выбрать заголовок, который им больше понравился.)
4. С о с т а в л е н и е п л а н а .
– Перечитайте текст.– Найдите в каждой части слова, которые могут стать основой плана,
подчеркните их.
1я часть: «из рулонов бумаги … тетрадки».
2я часть: «машинаножницы», «машина линует».
3я часть: «вкладывает в обложку».
4я часть: «путь, который … прошла».
(Выдержки из текста записывает учитель на доске.)
План составляется коллективно.
П р и м е р н ы й п л а н :
1. Откуда берутся тетради.
2. Работа машин: режет, линует.
3. Листы в обложку – тетрадь готова.
4. Путь тетрадки.
III. Орфографическая работа с текстом.
– Выделите в тексте окончания, написание которых нужно объяснить.
– Поставьте точку под всеми безударными гласными в корне,
проверяемыми ударением.
– Расскажите о роли мягкого знака в словах.
– Есть ли в тексте наречия? Выделите в них орфограммы.
– Назовите слова с парными согласными, требующими проверки. Какие
слова являются проверочными?
– Обратите внимание на постановку знаков внутри предложений.
– Какие вы можете объяснить?
(На доске учитель выписывает:
, КАК
, ПОЭТОМУ
, КОТОРЫЙ.)
IV. Пересказ текста.
– Перечитайте текст еще раз.
– Кто может пересказать его?
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места.
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два! Раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два! Раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два! Раз и два!
V. Повторное чтение текста.VI. Написание изложения.
Самопроверка.
VII. Итог урока.
Дети зачитывают написанные тексты.