Урок 154
ИЗЛОЖЕНИЕ. ПОВЕСТВУЕМ, ОПИСЫВАЕМ, ОЦЕНИВАЕМ,
РАССУЖДАЕМ
Цель: познакомить с жанром рассказа, его особенностями; развивать умения передавать письменно содержание рассказа.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 154
ИЗЛОЖЕНИЕ. ПОВЕСТВУЕМ, ОПИСЫВАЕМ, ОЦЕНИВАЕМ,
РАССУЖДАЕМ
Ц е л ь : познакомить с жанром рассказа, его особенностями; развивать
умения передавать письменно содержание рассказа.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Знакомство с жанром рассказа.
– Вы часто используете в речи слова РАССКАЗЫВАТЬ, РАССКАЗ. Что
называют последним из слов?
– Прочитайте сообщение авторов (с. 102, учебник).
– Что вы поняли из сообщения?
– Поясните план ответа на вопрос об особенностях рассказа.
1. Наличие сюжета (говорится о событии, случае).
2. Особое построение (особый, напряженный момент, подготовка читателя
к нему, а затем завершение действия, концовка).
III. Работа с текстом для изложения (упражнение 631).
1. П е р в и ч н о е ч т е н и е т е к с т а .
– Прочитайте рассказ.
– О каком случае говорится в рассказе?
– Какой момент в рассказе, на ваш взгляд, самый напряженный?
– Какими словами его выделяет автор?
2. Б е с е д а п о с о д е р ж а н и ю .
– Как вы оцениваете поступок петуха?
– Какова главная мысль рассказа?
– Как можно озаглавить текст по теме? («Как петух проучил обидчика».)
– Из скольких частей состоит рассказ?
– Какова роль первой части рассказа?
– О чем говорится во второй части?
– Прочитайте третью часть. Почему она состоит из одного предложения?3. Составление плана.
– Из скольких пунктов будет состоять план?
– Дайте название каждой части текста так, чтобы была ясна главная мысль.
Можете использовать и слова автора.
П р и м е р н ы й п л а н .
1. Выстрел. (Или: «Попал!», «Попал в петуха!».)
2. Проучил обидчика! (Или: «Отомстил!», «Постоял за себя», «Вот так
петух!».)
3. Не стало житья от петуха!
4. Повторное чтение текста.
– Понаблюдайте, как связаны между собой части текста и отдельные
предложения.
– Кого автор показывает особенно ярко?
– Как вы думаете, почему?
– Слова каких частей речи он при этом использует?
– Какую оценку события можно добавить в конце текста?
IV. Орфографическая работа с текстом.
(Проводится коллективно.)
Дети находят орфограммы в словах и объясняют правописание.
V. Индивидуальная подготовка к изложению.
VI. Написание изложения.
Самопроверка.
VII. Итог урока.
– С каком жанром мы познакомились?
– Каковы его особенности?
– Прочитайте записанные вами рассказы.