Конспект урока по теме: КАК ЛЮДИ ОТКРЫВАЛИ ЗЕМЛЮ(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 59 по теме : КАК ЛЮДИ ОТКРЫВАЛИ ЗЕМЛЮ Цели и задачи : – повторить, какие знания необходимы каждому путешественнику; – познакомить учащихся с российскими путешественниками; – развивать умение читать карту; – воспитывать чувство гордости за наших соотечественников, внесших вклад в открытие новых земель. Оборудование: карты путешествий; физическая карта России; карточки с заданиями; ребус; кроссворд.
Иконка файла материала Окружающий мир.docx
У р о к  59 КАК ЛЮДИ ОТКРЫВАЛИ ЗЕМЛЮ Ц е л и : – повторить, какие  знания необходимы каждому путешественнику; – познакомить учащихся с российскими путешественниками; – развивать умение читать карту; –   воспитывать   чувство   гордости   за   наших   соотечественников,   внесших вклад в открытие новых земель. О б о р у д о в а н и е :   карты   путешествий;   физическая   карта   России; карточки с заданиями; ребус; кроссворд. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний. – Для чего люди путешествуют? – Какие новые знания получают люди, путешествуя? – На каких видах транспорта можно путешествовать? – Что необходимо знать и уметь каждому путешественнику? – Что надо знать, чтобы мысленно путешествовать по карте или глобусу? –   Можно   ли   представить   земную   поверхность,   ее   рельеф,   водоемы, ландшафты, читая карты? Какую информацию можно получить по карте о формах суши, высоте гор, глубине водоемов? – Чем сходны и чем различаются материк и остров? Остров и полуостров? – Чтобы изучать материки и океаны Земли, надо хорошо знать карту и глобус. Н а   д о с к е   з а п и с ь : Глобус   –   это   значительно   уменьшенная,   достоверная   …   …   .   Самую северную точку Земли … … , а самую южную – … … . На одинаковом расстоянии от полюсов проходит … – линия, условно делящая земной шар пополам.   Чтобы   объехать   по   экватору   Землю   кругом,   надо   проделать путь в … км. Условные линии на карте и на глобусе, по которым можно узнать направление на север, называют … . Линии, параллельные экватору, называют … . – Вставьте пропущенные слова в данном тексте. Далее у ч а щ и е с я   р е ш а ю т   к р о с с в о р д .В о п р о с ы : П о   г о р и з о н т а л и :   1.   Линии,   указывающие   на   глобусе   направление север – юг. 2. Часть океана, вдающаяся в сушу. 3. Океан, названный в честь мифологического   героя.   4.   Условная   линия,   делящая   земной   шар   на   два полушария. 5. Самый большой океан. 6. Самая северная или самая южная точка   Земли.   7.   Название   космического   корабля,   на   котором   Ю.   Гагарин облетел Землю. П о   в е р т и к а л и :   1.   Океан,   разделяющий   Африку   и   Австралию.   2. Огромный   участок   суши,  омываемый   со   всех   сторон   океанами.  3.   Модель земного шара. 4. Участок суши, окруженный со всех сторон водой. 5. Линии, указывающие   на   глобусе   направление  запад   –   восток.  6.   Водное пространство, разделяющее материки. О т в е т ы : П о   г о р и з о н т а л и : 1. Меридиан. 2. Море. 3. Атлантический. 4. Экватор. 5. Тихий. 6. Полюс. 7. Восток. П о   в е р т и к а л и :   1.   Индийский.   2.   Материк.   3.   Глобус.   4. Остров.   5. Параллели. 6. Океан. III. Сообщения темы урока. – Решите р е б у с :О т в е т : корабль. – Сегодня мы на корабле своих знаний отправимся в путешествие и узнаем, как люди открывали Землю. IV. Зачем путешественники отправлялись в опасные экспедиции. Учитель предлагает прочитать текст на с. 126 учебника. – Что необходимо знать и уметь, отправляясь  в путь? – А умеете ли вы ориентироваться по Солнцу, звездам и компасу? Учитель предлагает выполнить следующие з а д а н и я : З а д а н и е   1 .   Корабль   плывет   по   Атлантическому   океану.   Определите приблизительное его местонахождение на каждом из рисунков по положению Полярной звезды. З а д а н и е   2 . Вы заблудились в безбрежном море или в пустыне. Но у вас есть на руке часы. Ниже даны два рисунка. Сделайте вывод, как определить по часам направление север – юг. З а д а н и е   3 . В путешествиях очень важно уметь ориентироваться. Ниже написаны   слова,   найдите   «лишнее»   слово.   Оставшиеся   распределите   на группы: север, северо – восток, влево, запад, назад, утро, юго­запад, вперед, восток.Дополните каждую группу слов. З а д а н и е   4 .  В  Санкт­Петербурге   на   Невском   проспекте   высится   Дом книги. На крыше этого дома сооружена башня­купол. Ее вершину венчает большой стеклянный шар – глобус. Если вы знаете географию, ответьте, глядя на картинку, на такие вопросы: а) Не допустил ли архитектор, который строил Дом книги, какой­нибудь грубой   ошибки   против   основных   законов   географии,   когда   размещал скульптурную группу с глобусом? б) Где на рисунке юг, север, запад и восток? в)   Кстати:   который   час   на   этом   рисунке   показывают   большие   уличные часы? Ф и з к у л ь т м и н у т к а Учащиеся выполняют упражнения за учителем. По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим, До лужайки добежим. На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. Стоп. Немного отдохнем И домой пешком пойдем. V. Кто из россиян исследовал Азию. – В 1910 году на самой восточной точке материка Евразии (мыс Дежнева) был   поставлен   памятник   (двенадцатиметровый   крест   с   медной   табличкой) выдающемуся русскому землепроходцу С. И. Дежневу, который в 1648 году первым открыл пролив между Азией и Америкой. – Отметьте на контурных картах мыс Дежнева.Далее учитель рассказывает о первооткрывателях, демонстрирует их портреты и показывает на карте географические объекты.   Беринг Витус Ионассен (1681–1741), офицер русского флота (датчанин по национальности). Исследовал берега Камчатки, Чукотского полуострова, достиг   берегов   Северной   Америки.   Умер   во   время   зимовки   на   одном   из Командорских островов. Остров назван его именем.   Дежнев   Семен   Иванович   (1605–1673),   землепроходец,   казак.   Плавал вокруг Чукотского полуострова, открыл пролив между Азией и Америкой (названный   позже   Беринговым).   Крайняя   восточная   материковая   часть Евразии носит его имя – мыс Дежнева. Плавал и по рекам: по  Колыме и Индигирке.   Лаптевы   Дмитрий   Яковлевич   (1701–1761),   вице­адмирал,   и   Харитон Прокофьевич   (1700–1763),   капитан   1­го   ранга,   исследователи   Арктики, участники   Великой   Северной   экспедиции.   Исследовали   берега   северо­ восточной Сибири. Открыли ряд островов.   Никитин Афанасий (1451–1506), тверской купец. В 466 году плавал из Твери   по   Волге   до   Дербента   (Каспийское   море).   Пересек   Каспий   и   через Персию достиг Индии. Через три года вернулся через Персию и Черное море. «Хождение     за     три     моря»     –     Хвалынское     (Каспийское),   Индийское (Персидский залив и Аравийское море) и Черное море.  Хабаров Ерофей Павлович (1610–1667), землепроходец, промышленник. Путешествовал по реке Амур и составил описание его берегов и «Чертеж реке Амуру».   Челюскин   Семен   Иванович   (1700–1760),   русский   мореплаватель, участник Великой Северной экспедиции. Описал берега полуострова Таймыр, достиг крайней северной точки Евразии (полуострова Таймыр).   Шелихов   (Шелехов)   Григорий   Иванович   (1747–1795),   русский   купец. Плавал   к   северо­западным   берегам   Северной   Америки.   Организовал поселения   на   Аляске   (ныне   Америка).   Он   первым   снаряжал   по   указу Екатерины Великой посольство в Японию. Город­спутник Иркутска Шелехов и Шелиховский залив в Охотском море названы в его честь. VI. Великая Северная экспедиция Беринга. – Рассмотрите карту путешествия Беринга. Какие географические объекты исследовал Беринг? Витус   Беринг,   уроженец   Дании,   в   самом   начале   XVIII   века   приехал   в Россию   и   нашел   здесь   вторую   родину,   где   его   ласково   величали   Иваном Ивановичем.К этому времени восточные рубежи Российской империи, Урал, Сибирь уже были исследованы. В XVII веке Федот Алексеев и Семен Дежнёв первые прошли берегами Ледовитого океана. Вскоре   Василий   Поярков   добирается   до   реки   Амур,   туда,   где   ныне находится город Благовещенск. Ерофей   Хабаров   предпринял   экспедицию   по   реке   Лене,   а   затем   на собачьих упряжках достиг Амура. В его честь назван город Хабаровск. Многие отважные исследователи погибали в суровых условиях сибирской зимы, терялись в бескрайних просторах. Экспедиции большей частью носили мирный характер, и местное население встречало   их   дружелюбно.   Путешественники   старались   завязать   торговые отношения, наладить обмен товарами. Петр I хотел знать, что находится дальше на Востоке. Часто рассматривал он   географические   карты,   вращал   глобус,   задавая   себе   вопрос:   «А   не смыкается ли там, на востоке, российская земля с землей американской?» Вот такую задачу и поставил император перед капитаном флота Витусом Берингом: снарядить большую экспедицию, оснастить ее всем необходимым, построить корабли и исследовать, что лежит за Камчаткой. Несколько экспедиций было организовано к берегам Камчатки и Чукотки. Главная   из   них,   получившая   название   Великая   Северная   экспедиция, продолжалась   десять   лет   (1733–1743).   Тысячи   людей   многие   тысячи километров   везли   на   крестьянских   подводах,   а   большей   частью   на   руках, грузы и оборудование. Не было тогда самолетов, не было даже нормальных дорог. Под парусами и на веслах, на собачьих и оленьих упряжках продвигались исследователи   все   дальше   и   дальше.   Были   измерены   глубины   по   всему побережью, проложены безопасные пути для кораблей. Беринг на корабле «Святой Петр» исследовал все Чукотское море, доплыл до берегов Америки. На обратном пути корабль попал в жесточайший шторм, с трудом морякам удалось довести его до твердой земли. Они­то считали, что это берега Камчатки. А это был безлюдный остров. Никто не смог прийти им на   помощь.   Из   остатков   судна   соорудив   временное   жилище,   отважные мореходы   вынуждены   были   в   жесточайших   условиях   провести   зиму   на острове. Здесь же скончался капитан­командир русского флота Витус Беринг, так и не увидев результатов своей героической экспедиции. – Посмотрите на карту. Она сохранила имя величайшего мореплавателя: Берингов пролив, Берингово море, остров Беринга напоминают нам о нем. VII. Творческое задание.Глядя на глобус, выберите любой маршрут путешествия. Напишите его, используя   географические   названия,   укажите   названия   сторон   горизонта   и транспортные средства. VIII. Итог урока. – Назовите имена первопроходцев Сибири. – Какие районы они исследовали? – С какими трудностями сталкивалась экспедиция Беринга? – Где находится Берингов пролив? Домашнее задание: составить кроссворд о российских путешественниках; учебник (с. 126–129).