Конспект урока по теме: КАК ОТКРЫВАЛИ АФРИКУ(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 61 по теме : КАК ОТКРЫВАЛИ АФРИКУ Цели и задачи : – сформировать знания о материке Африка ; – познакомить с растительным и животным миром Африки, историей ее открытия ; – развивать умения читать карту ; – воспитывать познавательный интерес . Оборудование: карта полушарий ; глобус ; фотографии растительного и животного мира Африки, ребусы.
Иконка файла материала Окружающий мир.docx
У р о к  61 КАК ОТКРЫВАЛИ АФРИКУ Ц е л и : – сформировать знания о материке Африка; – познакомить с растительным и животным миром Африки, историей ее открытия; – развивать умения читать карту; – воспитывать познавательный интерес. О б о р у д о в а н и е : карта полушарий; глобус; фотографии растительного и животного мира Африки, ребусы. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. С о о б щ е н и я   у ч а щ и х с я   о растительном и животном мире Евразии. 2. З а д а н и е   №   6 . О т в е т :   дикобраз,   раффлезия,   хлопчатник,   павлин,   хамелеон,   ананас, бизон. 3. И н д и в и д у а л ь н ы е   к а р т о ч к и . К а р т о ч к а  1. Вставьте пропущенные буквы. Самый густонаселенный материк – …  (Евразия).  Здесь находятся самые крупные государства мира: по численности населения – (Китай), по площади территории – … (Россия). Здесь насчитывается более … (80) государств. К а р т о ч к а  2. Найдите «лишний» географический объект: а) Обь, Волга, Нил, Енисей; б) Байкал, Каспийское, Ладожское, Мичиган; в) китайцы, американцы, японцы, французы; г) сайгак, панда, кенгуру, белый медведь. К а р т о ч к а  3. Соотнесите названия государств и их столицы: 4. Прочитайте р е б у с ы ,  и вы узнаете обитателей Евразии.III. Сообщения темы урока. – На какой материк мы отправимся сегодня? Истреблены леса, загрязнена вода. Пустыни постоянно наступают – Заносят пирамиды, города. Там баобабы и жирафы исчезают. (Африка.) IV. Как открывали Африку. – Что вы уже знаете об Африке? –   Покажите   на   карте   Африку   и   расскажите   о   ее   географическом положении. –   Материк   Африка   отделен   от   Евразии   на   северо­востоке   нешироким Красным и на севере – Средиземным морями. Эти моря соединяют прорытый в конце прошлого века Суэцкий канал: один его берег африканский, другой – азиатский. С Атлантическим океаном Средиземное море сообщается узким проливом Гибралтар. Здесь расстояние между Африкой и Европой составляет всего   14 км.   Берега   Африки   омывают   два   океана:   с   западной   стороны – Атлантический, с восточной – Индийский. Размер материка по направлению север – юг (вдоль меридиана) почти вдвое превышает размер вдоль параллели. Центральная часть материка расположена вблизи экватора. Круглый год там стоит жаркая или теплая погода, никогда не бывает морозов, и местные жители никогда не видят снега. Большая часть территории Африки занята пустынями и горами.В   Африке   нет   таких   крупных   горных   систем,   какие   есть   в   Евразии. Высочайшая вершина Африки и одна из красивейших гор мира – украшенная сверкающими   ледниками   гора   Килиманджаро.   Она   находится   недалеко   от самого   большого   озера   Африки   Виктория   и   имеет   высоту   5895   м.   Самое глубокое озеро Африки Танганьика своим очертанием на карте не случайно напоминает озеро Байкал: так же, как и Байкал, оно образовалось в глубокой и узкой расщелине среди гор. Только такой могучей реке, как Нил, оказалось под силу пробиться через просторы величайшей пустыни Африки и мира – Сахары,   занимающей   почти   всю   северную   часть   материка.   Территория центральной   и   южной   Африки   богата   реками,   текущими   с   гор   к   берегам Атлантического океана. Крупнейшие из них – реки Конго и Нигер. У ч а щ и е с я   ч и т а ю т   с т а т ь ю   «Как   открывали   Африку»   на   с.   133 учебника. – Что нового вы узнали? –   Покажите   на   контурной   карте   в   рабочей   тетради   (с.   44)   путь путешественника:   «Слава   первого   европейца,   совершившего   беспримерное плавание из Португалии по Атлантическому океану, обогнувшего с юга берега Африки и далее по Индийскому океану открывшего морской путь из Европы в Индию, принадлежит  великому  португальскому  мореплавателю   Васко   да Гама. –   Проведите   на   контурной   карте   Африки   линию   экватора.   Обозначьте географические объекты, о которых говорится в тексте учебника. У ч а щ и е с я     в ы п о л н я ю т     з а д а н и е   в   рабочей   тетради  на   с.   45 (вставляют пропущенные в тексте слова). – Продолжим открытие Африки. Теперь нам поможет Корней Иванович Чуковский. Помните, в сказке «Айболит» он указывает адреса в Африке, по которым ждали помощи больные животные: Мы живем на Занзибаре, В Калахари и Сахаре, На горе Фернандо­По, Где гуляет Гиппо­попо По широкой Лимпопо. – Существуют ли в действительности эти географические названия? Учащиеся работают с картой полушарий. V. Какими растениями и животными богата Африка. –   Рассмотрите   иллюстрацию   на   с.   134   учебника.   Назовите   обитателей Африки.Далее у ч и т е л ь   д е м о н с т р и р у е т  рисунки с изображением обитателей Африки. Заранее подготовленные у ч а щ и е с я   р а с с к а з ы в а ю т  о растениях и животных Африки. Баобаб.   Когда   в   пустыне   засуха,   на   толстых   корявых   деревьях распускаются белые цветы. Это как улыбка природы. Листьев нет, а цветы как кружева! Ростом   он   невелик   –   12–15   м.   Но   очень­очень   толстый.   В   некоторых странах   внутри   баобаба   хоронят   людей,   в   других   –   дупло   дерева   служит клубом.   Если   у   дерева   сверху   нет   веток   и   ствола,   оно   служит   колодцем. Внутренность ствола очень мягкая и впитывает в себя воду. Баобабы очень любят   слоны,   они   едят   даже   кору.   А   обезьяны   любят   плоды   –   большие гладкие огурцы. Внутри они красные, как арбуз. Людям нравятся листья, они заменяют им все овощи. Баобаб   не   боится   пожара.   Сердцевина   сгорает,   а   ствол   остается.   Это дерево растет в одиночестве. Оно не терпит никаких соседей: кустарников, деревьев, поэтому не встречается в лесах. Живет баобаб 5000 лет. Африканский страус – самая крупная птица. Его рост достигает 270 см, а вес – 90 кг! В случае опасности страусы бегут со скоростью до 70 км/ч, делая шаги по 4–5 м. Убегающий страус вдруг исчезает из поля зрения. Он ложится, прижимается к земле и вытягивает шею. Самое   крупное   наземное   животное   нашей   планеты  африканский   слон. Масса   старых   самцов   достигает   7,5   т,   а   рост   –   4   м   в   холке.   Слоны единственные сохранившиеся до наших дней животные с хоботом. Хобот – это   верхняя   губа,   сросшаяся   с   носом.   Благодаря   особым   мышцам   и сухожилиям хобот обладает удивительной подвижностью и огромной силой. У слона есть костные бивни – резцы, которые постоянно растут и которыми животное   пользуется,   когда   кормится   или   защищается.   Слон   может   быть быстрым и ловким, он хорошо бегает. Ноги у него устроены замечательно. На подошве под кожей имеется особая студенистая пружинящая масса, которая делает шаги слона почти бесшумными. Жираф – самое высокое животное на планете. Его рост 5,5 метров, а вес – 1 тонна. По словам знаменитого зоолога А. Рэма, голову и туловище жираф заимствовал у лошади, шею и плечи получил от верблюда, уши – от быка, хвост – от осла, ноги – от антилопы, а кожу, покрытую красивым мехом, – от леопарда. Венценосный  журавль    населяет   африканские   саванны.  Пучок  тонких золотисто­желтых перьев образует своеобразный венец на голове, которому журавль обязан своим названием. В отличие от других журавлей, венценосный охотно садится на деревья и даже устраивает гнезда на их вершинах.У африканского  марабу  большая голова без перьев и громадный клюв. Спокойно сидящая птица кладет его на мясистый выступ шеи. Кормятся они в основном   падалью.   И   даже   грифы,   их   главные   конкуренты,   побаиваются марабу из­за их мощного клюва. За «торжественную» чинную походку марабу называют иногда адъютантами. Свои огромные гнезда эти птицы устраивают на деревьях. В горных лесах Центральной Африки живут самые крупные обезьяны на свете. Рост взрослых самцов горных горилл около 2 м, а вес – более 200 кг. VI. Итог урока. – Какие океаны омывают Африку? – Назовите имена европейских путешественников, исследовавших Африку. – Какую пустыню пересекает река Нил? – Какие государства Африки вам известны? –   Какое   из   легендарных   семи   чудес   света   сохранилось   с   древнейших времен в Египте? – Какие удивительные растения и животные встречаются в Африке? Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задание № 7 на с. 45); учебник (с. 133–135).