Урок 99
КАК ПО НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ УЗНАТЬ
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА?
Цель: развивать умения обосновывать написание безударных личных окончаний глаголов; совершенствовать умения распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 99
КАК ПО НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ УЗНАТЬ
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА?
Ц е л ь : развивать умения обосновывать написание безударных личных
окончаний глаголов; совершенствовать умения распознавать спряжение
глагола по суффиксу неопределенной формы.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие действия вы выполняли, чтобы определить безударное окончание
глагола?
– К какому спряжению относится глагол и какое окончание вы записали?
(Спряжение дети показывают сигнальными карточками, называют
окончание.)
III. Работа по теме урока.
1. – З а п о л н и т е с х е м ы .
– Заполните все недостающие фрагменты схемы.2. П и с ь м о с к о м м е н т и р о в а н и е м .
– Откройте в тетрадяхзадачниках страницу 35.
– Мы продолжим заполнять таблицу, но глаголы теперь я буду диктовать.
Что вы должны будете сделать, прежде чем закрыть «окошко» в окончании?
(Мама) кормит, варит, моет.
(Ты) мажешь, режешь.
(Ребята) ходят, бегают, лепят.
3. С р а в н е н и е родовых и личных окончаний.
Запись под диктовку (окончания остаются не записаны).
Поле белел.. Поле беле.т.
Небо потемнел.. Небо темне.т.
– Одинаковыми ли способами можно решить орфографические задачи в
окончаниях глаголов? Почему?
– Как решить задачу в окончании глагола прошедшего времени? А как у
глагола настоящего времени?
– Какие окончания называют родовыми, а какие личными?
4. Р а б о т а в п а р а х .
– Вставьте вместо точек безударные окончания глаголов. Устно объясните,
укажите спряжение глаголов, выделите окончания.
У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала.
Коля кол.т. Толя пол.т.
Паша паш.т. Варя вар.т.
Света свет.т. Соня дремл.т.
Тоня тон.т.
Но не дам ей утонуть.
Я спасу подружку Тоню,
Подрисую чтонибудь.
Вот мы по лесу шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Опускаем их легко.Упражненье повторяем
И дышать не забываем.
5. « И с к л ю ч и п о о д н о м у ».
– На доске записаны слова. Нужно из цепочки исключать по одному слову
по какомулибо признаку так, чтобы осталось только указанное слово.
Причину исключения лишних слов обосновывайте.
– Но прежде чем приступить к исключению, определите гласную в
окончаниях.
Мысл.м, душевный, обижа.т, зацементиру.т, закопа.т, налома.т,
запретит,
Душевный – лишнее слово, так как это прилагательное, а остальные слова
– глаголы.
Мыслим – лишнее слово, так как это глагол множественного числа, а
остальные – единственного.
Обижает – лишнее слово, так как это глагол настоящего времени, а
остальные – будущего.
Наломает – лишнее слово, так как оно с приставкой НА, а остальные с
приставкой ЗА.
Закопает – лишнее слово, так как имеет в корне гласную О, а в корнях
остальных слов ее нет.
Запретит – лишнее слово, так как это глагол II спряжения, а остальные
глаголы I спряжения.
Зацементирует – лишнее слово, так как имеет в корне две непроверяемые
гласные Е, а слово замелькает – одну проверяемую безударную гласную.
– Итак, осталось слово ЗАМЕЛЬКАЕТ.
– Для того чтобы записать это слово в других формах лица и числа, что
нужно сделать?
– Почему не нужно обращаться к неопределенной форме этого глагола?
(Окончание уже известно, оно относится к I спряжению, значит, и у других
форм будут окончания I спряжения.)
– Проспрягайте этот глагол, запишите формы через запятую, выделите
окончания.
6. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а .
– Глаголы I спряжения поставьте в 3е лицо единственного числа, а
глаголы II спряжения – в 3е лицо множественного числа.
I в а р и а н т .
Колоть, тушить, беседовать, готовить, получить, тонуть, сушить.
II в а р и а н т .
Стучать, шептать, торопить, стрелять, рубить, мокнуть, сушить.
(Проверка по готовому образцу.)IV. Итог урока.
– Как определить безударное окончание глагола?
Домашнее задание: упражнение 417.