Урок 13
КАК УСТРОЕН ГЛОБУС
Цели:
– формировать знания о глобусе как модели Земли;
– познакомить с условными точками и линиями на глобусе;
– развивать умение моделировать объекты окружающего мира, работать со схемами;
– воспитывать желание применять полученные знания на практике.
Оборудование: глобусы, нитка, линейка. иллюстрации (представления древних о форме Земли, изображения старинных глобусов); карта полушарий.
У р о к 13
КАК УСТРОЕН ГЛОБУС
Ц е л и :
– формировать знания о глобусе как модели Земли;
– познакомить с условными точками и линиями на глобусе;
– развивать умение моделировать объекты окружающего мира, работать со
схемами;
– воспитывать желание применять полученные знания на практике.
О б о р у д о в а н и е : глобусы, нитка, линейка. иллюстрации (представления
древних о форме Земли, изображения старинных глобусов); карта полушарий.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. У ч а щ и е с я р а с с к а з ы в а ю т , как в древности народы представляли
Землю.
2. В ы с т а в к а р и с у н к о в .
III. Сообщение темы урока.
– Прочитайте ребус, и вы узнаете тему урока.
О т в е т : Глобус.
– Сегодня на уроке мы узнаем, как устроен глобус.
IV. Изучение нового материала.
Как устроен глобус.
Учитель демонстрирует современный глобус.
– Нынешний глобус точно воспроизводит нашу планету.
Перед вами на подставке – разноцветно раскрашенный шар, немного косо
посаженный на стержень и вращающийся вокруг него. Стержень глобуса
показывает, где проходит земная ось. Конечно, у самой Земли никакой
видимой оси нет, ее можно только математически вычислить. Те точки, где
земная ось (стержень в глобусе) входит и выходит из глобуса – Земли,
называются полюсами. Верхняя точка – Северный полюс, нижняя – Южный
полюс.Если посмотреть на середину глобуса, можно увидеть густую синюю
линию, которая как бы рассекает его пополам. На Земле этой линии нет. Как и
земная ось, она может быть проведена только мысленно. Эта линия
называется «экватор», что полатыни означает «уравнитель».
Экватор делит глобус на два полушария: верхнее – Северное, где мы с
вами и живем, и нижнее – Южное.
Теперь внимательно рассмотрим, что нарисовано на глобусе. Каждая из
нанесенных на него красок, несмотря на кажущийся беспорядок, имеет свое
строго определенное назначение. На глобусах, обычно в районе около Южного
полюса, имеется цветовая шкала с цифрами. По ней можно судить, каким
глубинам или высотам относительно уровня океана соответствует та или иная
краска. Изучите эту шкалу и сопоставьте с раскраской на глобусе. Вам
потребуется только одно пояснение: высоты на суше до 500 метров
называются равнинами, выше – это уже горы.
На каждом глобусе есть также масштаб, который показывает, во сколько
раз уменьшены действительные расстояния поверхности Земли при
изображении их на глобусе. Например, запись «масштаб 1 : 50000000»
означает, что в одном сантиметре глобуса уложилось 50 миллионов
сантиметров, или 500 километров земной поверхности.
V. Работа с книгой.
Учащиеся читают статью «Как устроен глобус» на с. 55–56 учебника;
одновременно рассматривают глобус.
После разбора текста учащиеся выполняют задание № 26 на с. 20 в рабочей
тетради.
– Надпишите названия линий и точек на рисункесхеме глобуса.
– Обозначьте разным цветом меридианы, параллели, полюсы, экватор на
данной схеме.
Учитель повторяет с помощью учащихся рисуноксхему на доске.
Далее учащиеся выполняют задание № 29 на с. 21 в рабочей тетради.
Учащиеся работают самостоятельно.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а . Обсуждаем ответы на вопросы.
– Человек придумал для удобства ориентировки на глобусе и карте
условные линии.
– Вдоль какой условной линии глобуса располагается ваша тень в полдень?
(Вдоль меридиана, который условно проходит через наблюдателя и
полюса Земли.)
– Где должен стоять дом, чтобы все его окна смотрели на юг? (На
Северном полюсе.)
– Можно ли, будучи на Северном полюсе, потрогать ось вращения Земли?
(Нет, так как она тоже условная.)– Сколько раз в году и в какие дни Солнце бывает на экваторе в зените? (2
раза – 22 июня и 22 декабря.)
VI. Практическая работа.
Практическая работа выполняется на основе задания № 31 на с. 21 в
рабочей тетради.
Работу можно выполнять в группах по 4 человека. Если глобусов
недостаточно, то следует провести фронтальную работу, вызывая учеников к
столу учителя.
Первое задание поможет ученикам убедиться, что параллели имеют разную
длину, а меридианы – одинаковую. Самая длинная параллель – это экватор.
Для выполнения второго задания ученикам необходимо знать длину
экватора. Учащиеся должны догадаться спросить об этом учителя. Длина
экватора – 40 000 км. Переведите ее в сантиметры – 4 000 000 000 см и
разделите на измеренную в глобусе длину экватора в сантиметрах. Если
позволит время, то можно рассчитать, какой высоты на глобусе с данным
масштабом могла бы быть гора Эверест (8848 м).
– Чем отличается смена дня и ночи, смена времен года на полюсах Земли и
на экваторе?
– Сколько дней понадобится, чтобы обойти Землю вдоль экватора, если
проходить за день 40 км?
– Сколько времени потребуется самолету, чтобы облететь Землю, если он
летит со скоростью 100 км/час?
VII. Итог урока.
– Для чего люди придумали глобус?
– Какие условные линии есть на глобусе?
– Почему глобус имеет форму шара и вращается? Почему его ось
наклонена?
Домашнее задание: рабочая тетрадь № 1 (с. 20, № 27, с. 21, 30); учебник
(с. 55–56).