Конспект урока по теме: КАК УСТРОЕН ГЛОБУС(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 13 КАК УСТРОЕН ГЛОБУС Цели: – формировать знания о глобусе как модели Земли; – познакомить с условными точками и линиями на глобусе; – развивать умение моделировать объекты окружающего мира, работать со схемами; – воспитывать желание применять полученные знания на практике. Оборудование: глобусы, нитка, линейка. иллюстрации (представления древних о форме Земли, изображения старинных глобусов); карта полушарий.
Иконка файла материала Окружающий мир.docx
У р о к  13 КАК УСТРОЕН ГЛОБУС Ц е л и : –  формировать знания о глобусе как модели Земли; – познакомить с условными точками и линиями на глобусе; – развивать умение моделировать объекты окружающего мира, работать со схемами; – воспитывать желание применять полученные знания на практике. О б о р у д о в а н и е : глобусы, нитка, линейка. иллюстрации (представления древних о форме Земли, изображения старинных глобусов); карта полушарий. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. У ч а щ и е с я   р а с с к а з ы в а ю т , как в древности народы представляли Землю. 2. В ы с т а в к а   р и с у н к о в . III. Сообщение темы урока. – Прочитайте ребус, и вы узнаете тему урока. О т в е т : Глобус. – Сегодня на уроке мы узнаем, как устроен глобус. IV. Изучение нового материала. Как устроен глобус. Учитель демонстрирует современный глобус. – Нынешний глобус точно воспроизводит нашу планету. Перед вами на подставке – разноцветно раскрашенный шар, немного косо посаженный   на   стержень   и   вращающийся   вокруг   него.   Стержень   глобуса показывает,   где   проходит   земная   ось.   Конечно,   у   самой   Земли   никакой видимой оси нет, ее можно только математически вычислить. Те точки, где земная   ось   (стержень   в   глобусе)   входит   и   выходит   из   глобуса   –   Земли, называются полюсами. Верхняя точка – Северный полюс, нижняя – Южный полюс.Если   посмотреть   на   середину   глобуса,   можно   увидеть   густую   синюю линию, которая как бы рассекает его пополам. На Земле этой линии нет. Как и земная   ось,   она   может   быть   проведена   только   мысленно.   Эта   линия называется «экватор», что по­латыни означает «уравнитель». Экватор делит глобус на два полушария: верхнее – Северное, где мы с вами и живем, и нижнее – Южное. Теперь внимательно рассмотрим, что нарисовано на глобусе. Каждая из нанесенных на него красок, несмотря на кажущийся беспорядок, имеет свое строго определенное назначение. На глобусах, обычно в районе около Южного полюса, имеется цветовая шкала с цифрами. По ней можно судить, каким глубинам или высотам относительно уровня океана соответствует та или иная краска.   Изучите   эту   шкалу   и   сопоставьте   с   раскраской   на   глобусе.   Вам потребуется   только   одно   пояснение:   высоты   на   суше   до   500   метров называются равнинами, выше – это уже горы. На каждом глобусе есть также масштаб, который показывает, во сколько раз   уменьшены   действительные   расстояния   поверхности   Земли   при изображении   их   на   глобусе.   Например,   запись   «масштаб   1   :   50000000» означает,   что   в   одном   сантиметре   глобуса   уложилось   50   миллионов сантиметров, или 500 километров земной поверхности. V. Работа с книгой. Учащиеся   читают   статью   «Как   устроен   глобус»   на   с.   55–56   учебника; одновременно рассматривают глобус. После разбора текста учащиеся выполняют задание № 26 на с. 20 в рабочей тетради. – Надпишите названия линий и точек на рисунке­схеме глобуса. – Обозначьте разным цветом меридианы, параллели, полюсы, экватор на данной схеме. Учитель повторяет с помощью учащихся рисунок­схему на доске. Далее   учащиеся   выполняют   задание   №   29   на   с.   21   в   рабочей   тетради. Учащиеся работают самостоятельно. Ф р о н т а л ь н а я   п р о в е р к а . Обсуждаем ответы на вопросы. –   Человек   придумал   для   удобства   ориентировки   на   глобусе   и   карте условные линии. – Вдоль какой условной линии глобуса располагается ваша тень в полдень? (Вдоль   меридиана,   который   условно   проходит   через   наблюдателя   и полюса Земли.) –   Где   должен   стоять   дом,   чтобы   все   его   окна   смотрели   на   юг?  (На Северном полюсе.) – Можно ли, будучи на Северном полюсе, потрогать ось вращения Земли? (Нет, так как она тоже условная.)– Сколько раз в году и в какие дни Солнце бывает на экваторе в зените? (2 раза – 22 июня и 22 декабря.) VI. Практическая работа. Практическая   работа   выполняется   на   основе   задания   №   31   на   с.   21   в рабочей тетради. Работу   можно   выполнять   в   группах   по   4   человека.   Если   глобусов недостаточно, то следует провести фронтальную работу, вызывая учеников к столу учителя. Первое задание поможет ученикам убедиться, что параллели имеют разную длину, а меридианы – одинаковую. Самая длинная параллель – это экватор. Для   выполнения   второго   задания   ученикам   необходимо   знать   длину экватора.   Учащиеся   должны   догадаться   спросить   об   этом   учителя.   Длина экватора   –   40 000   км.   Переведите   ее   в   сантиметры   –   4 000 000 000   см   и разделите   на   измеренную   в   глобусе   длину   экватора   в   сантиметрах.   Если позволит время, то можно рассчитать, какой высоты на глобусе с данным масштабом могла бы быть гора Эверест (8848 м). – Чем отличается смена дня и ночи, смена времен года на полюсах Земли и на экваторе? – Сколько дней понадобится, чтобы обойти Землю вдоль экватора, если проходить за день 40 км? – Сколько времени потребуется самолету, чтобы облететь Землю, если он летит со скоростью 100 км/час? VII. Итог урока. – Для чего люди придумали глобус? – Какие условные линии есть на глобусе? –   Почему   глобус   имеет   форму   шара   и   вращается?   Почему   его   ось наклонена? Домашнее задание: рабочая тетрадь № 1 (с. 20, № 27, с. 21, 30); учебник (с. 55–56).