Урок 38
КАК ЖИВЕТ ЛУГ. ЗНАЧЕНИЕ ЛУГОВ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
Цели :
– познакомить учащихся с разнообразием растений и животных луга, взаимосвязями между ними, пищевыми цепями, складывающимися в этом природном сообществе ;
– рассмотреть возможное негативное воздействие на природное сообщество луга человеком ;
– уточнить, в чем значение лугов для человека;
– развивать экологическое мышление, умение рассуждать.
Оборудование: фотографии и иллюстрации (растения и животные луга); гербарий.
У р о к 38
КАК ЖИВЕТ ЛУГ. ЗНАЧЕНИЕ ЛУГОВ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
Ц е л и :
– познакомить учащихся с разнообразием растений и животных луга,
взаимосвязями между ними, пищевыми цепями, складывающимися в этом
природном сообществе;
– рассмотреть возможное негативное воздействие на природное
сообщество луга человеком;
– уточнить, в чем значение лугов для человека;
– развивать экологическое мышление, умение рассуждать.
О б о р у д о в а н и е : фотографии и иллюстрации (растения и животные
луга); гербарий.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. З а д а н и е № 17 (рабочая тетрадь).
О т в е т ы : 1. Рогоз. 2. Тростник. 3. Элодея. 4. Кувшинка. 5. Клюква. 6.
Сфагнум.
К л ю ч е в о е с л о в о : росянка.
– Назовите растения болот и озер.
2. Г р а ф и ч е с к и й д и к т а н т .
Если высказывание верное, то учащиеся ставят знак «+», если неверное,
то знак «–».
1) Почти вся поверхность болот покрыта влаголюбивыми растениями.
2) На болотах растут тростник, осока, камыш.
3) На болотах нет лекарственных растений.
4) Трясогузки и стрекозы – самые искусные охотники на комаров.
5) Болота – природные фабрики нефти.
6) Особенно богата болотами зона степей.
7) На болоте растет насекомоядное растение – росянка.
О т в е т ы : +; +; –; +; –; –; +.
Учащиеся сдают на проверку работы.
III. Сообщение темы урока.
– Отгадайте з а г а д к у :
Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал.Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой
И желт, и синь, и ал!
(Луг.)
– Сегодня мы отправляемся в природное сообщество – луг.
IV. Чем замечательны луга.
– Бывали ли вы на лугу?
– Чем луг отличается от леса?
– Вспомните, чем травянистые растения отличаются от кустарников.
– Какие луговые растения вы знаете?
– Широкой полосой вдоль рек и озер тянутся луга. Их можно встретить
как на равнине, так и в горах, везде, где на длительное время скапливается
вода. На лугах растут сочные влаголюбивые травянистые растения. Весной
луга покрываются зеленым ковром, летом этот ковер раскрашивается яркими
цветами.
Много растений на лугу. Среди них – ценные кормовые травы, например
тимофеевка луговая, ежа сборная. Их отлично поедают животные. Среди
кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер луговой и
мышиный горошек.
На лугах растут и ядовитые растения, например лютик едкий, чемерица и
другие. По топким берегам рек и канав растет одно из самых ядовитых
растений – вех ядовитый. Это высокое, часто выше метра, растение с полым
стеблем и множеством мелких белых цветков, собранных в зонтики. Если яд
этого растения попадет в организм, то он действует на мозг, тогда
прекращается дыхание и наступает смерть.Прекрасен вид цветущего луга. Наверное, нигде нельзя встретить такое
разнообразие трав, как лугу. Среди них немало лекарственных трав,
встречаются съедобные растения, многие цветы – прекрасные медоносы.
На лугах и лесных опушках часто встречается тысячелистник
обыкновенный. Посмотрите на его лист, и вам станет ясно, откуда пошло
такое название растения. Каждый лист разрезан на мелкие дольки, а каждая
долька имеет еще и ажурные края.
Это одно из древнейших лекарственных растений. Человек издавна
приметил эту траву, которая оказалась полезной при лечении ран, она
останавливает кровотечения.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а .
1) Из гербария подберите растения луга. Рассмотрите их.
2) Найдите кормовые травы – тимофеевку и ежу сборную. По рисункам и
гербарным экземплярам сравните эти растения по внешнему виду метелок.
Чем они отличаются друг от друга?
Далее учащиеся читают статью «Чем замечательны луга» на с. 30–32
учебника.
– Сравните степь с лугом. Чем они похожи, чем отличаются?
– Какие луга называют заливными? Альпийскими?
– Каких растений больше всего на лугу? (Травянистых.)
– Рассмотрите растения в рабочей тетради (задание № 18 на с. 10).
Назовите растения луга. (Мятлик, клевер, вех ядовитый, лютик ядовитый,
герань луговая.)
– Чем луговые травы отличаются от пустынных и лесных?
V. Животный мир лугов.
– Каких животных больше на лугу? (Насекомых.)
– Почему на лугах не обитают крупные животные? (Открытая
местность.)
– Рассмотрите на рисунке (а если есть – в коллекции насекомых) пчелу и
шмеля. Чем они отличаются друг от друга: по цвету; форме тела; величине?
– Каких животных луга вы знаете?
– Как приспособились животные к условиям жизни на лугу?
– Богат животный мир луга. Животные приспособились к жизни в
травяном покрове. С цветка на цветок порхают бабочки, собирают нектар
пчелы и шмели. Внизу, на земле, бесчисленное множество жуков, муравьев.
Насекомые луга являются пищей для птиц, которые здесь находят не
только корм, но и убежище от врагов. Здесь они устраивают гнезда,
выращивают птенцов. Среди густой травы можно встретить быстро бегущую
птицу – коростеля, луговую курочку – перепела. Скрываются в траве и
находят богатую пищу многочисленные мыши. Нередко на лугах можно
заметить небольшие кучки рыхлой почвы. Это работа кротов. Большую частьсвоей жизни они проводят в норах, под землей, питаясь корнями растений и
личинками насекомых.
– Какие животные наведываются на луг подкормиться?
– Почему на лугах часто ставят пасеки?
– Составьте цепи питания природного сообщества луга:
мятлик мышь коршун;
клевер гусеница трясогузка.
VI. Как человек использует луга.
– Прочитайте статью «Как человек использует луга» на с. 33 учебника.
– Как человек использует луга?
– Чем опасен постоянный выпас копытных животных на лугах?
– Что может стать причиной гибели луга?
– Послушайте с т и х о т в о р е н и е И. Сурикова.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На нем разбросаны букеты.
Росинки светлые на них
Сверкают ярко, точно блестки.
Целуют пчелы их и пьют
Благоухающие слезки.
На том лугу один цветок
Был всех душистей и прелестней;
Летали ласточки над ним,
И вился жаворонок с песней.
Но вот пришел ученый муж,
Искатель редкостных растений.
Заметя чудный тот цветок,
Сорвал его без сожалений.
Расправил тихо лепестки,
Расплюснул стебель, соком полный,
И в книгу бережно вложил –
И замер в ней цветок безмолвно.
Сбежали краски с лепестков,
Их покрывавшие в излишке,
И потерял он запах свой,
Став украшеньем умной книжки.
Зато как лучший из цветов,
Как редкость, в виде засушенном,
Был для потомства сохранен
Он любознательным ученым.
– Что вы можете посоветовать ученому, изучающему редкие растения?
– Нарисуйте экологические знаки о поведении людей на лугу.VII. Итог урока.
– Какое значение имеют луга для людей?
– Распределите растения по природным сообществам: клевер, овес, просо,
тимофеевка, рожь, кислица, тысячелистник, медуница, лютик, колокольчик,
василек, ландыш, хвощ.
(Поля: овес, просо, рожь. Луга – клевер,
тимофеевка, кислица, тысячелистник, медуница, лютик, колокольчик,
василек. Леса – ландыш, хвощ.)
– Расселите животных по природным сообществам: белка, еж, кузнечик,
муравей, крот, бобр, стрекоза, утка, кулик, шмель, пчела. (Леса – белка, еж.
Луга – кузнечик, муравей, крот, шмель, пчела. Озера – утка, кулик, бобр.)
Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задание 19 на с. 10); учебник (с.
30–34).