Конспект урока по теме: КАК ЖИВЕТ ЛУГ. ЗНАЧЕНИЕ ЛУГОВ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА(4 КЛАСС)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 38 КАК ЖИВЕТ ЛУГ. ЗНАЧЕНИЕ ЛУГОВ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА Цели : – познакомить учащихся с разнообразием растений и животных луга, взаимосвязями между ними, пищевыми цепями, складывающимися в этом природном сообществе ; – рассмотреть возможное негативное воздействие на природное сообщество луга человеком ; – уточнить, в чем значение лугов для человека; – развивать экологическое мышление, умение рассуждать. Оборудование: фотографии и иллюстрации (растения и животные луга); гербарий.
Иконка файла материала Окружающий мир.docx
У р о к  38 КАК ЖИВЕТ ЛУГ. ЗНАЧЕНИЕ ЛУГОВ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА Ц е л и : –   познакомить   учащихся   с   разнообразием   растений   и   животных   луга, взаимосвязями   между   ними,   пищевыми   цепями,   складывающимися   в   этом природном сообществе; –   рассмотреть   возможное   негативное   воздействие   на   природное сообщество луга человеком; – уточнить, в чем  значение лугов для человека; – развивать экологическое мышление, умение рассуждать. О б о р у д о в а н и е :   фотографии   и   иллюстрации   (растения     и   животные луга); гербарий. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. З а д а н и е  № 17 (рабочая тетрадь). О т в е т ы : 1. Рогоз. 2. Тростник. 3. Элодея. 4. Кувшинка. 5. Клюква. 6. Сфагнум. К л ю ч е в о е   с л о в о : росянка. – Назовите растения болот и озер. 2. Г р а ф и ч е с к и й   д и к т а н т . Если высказывание верное, то учащиеся ставят знак «+», если неверное, то знак «–». 1) Почти вся поверхность болот покрыта влаголюбивыми растениями. 2) На болотах растут тростник, осока, камыш. 3) На болотах нет лекарственных растений. 4) Трясогузки и стрекозы – самые искусные охотники на комаров. 5) Болота – природные фабрики нефти. 6) Особенно богата болотами зона степей. 7) На болоте растет насекомоядное растение – росянка. О т в е т ы : +; +; –; +; –; –; +. Учащиеся сдают на проверку работы. III. Сообщение темы урока. – Отгадайте з а г а д к у : Мы по ковру идем с тобой, Его никто не ткал.Он разостлался сам собой, Лежит у речки голубой И желт, и синь, и ал! (Луг.) – Сегодня мы отправляемся в природное сообщество – луг. IV. Чем замечательны луга. – Бывали ли вы на лугу? – Чем луг отличается от леса? – Вспомните, чем травянистые растения отличаются от кустарников. – Какие луговые растения вы знаете? – Широкой полосой вдоль рек и озер тянутся луга. Их можно встретить как на равнине, так и в горах, везде, где на длительное время скапливается вода. На лугах растут сочные влаголюбивые травянистые растения. Весной луга покрываются зеленым ковром, летом этот ковер раскрашивается яркими цветами. Много растений на лугу. Среди них – ценные кормовые травы, например тимофеевка   луговая,   ежа   сборная.   Их   отлично   поедают   животные.   Среди кормовых   и   медоносных   растений   на   лугах   выделяются   клевер   луговой   и мышиный горошек. На лугах растут и ядовитые растения, например лютик едкий, чемерица и другие.   По   топким   берегам   рек   и   канав   растет   одно   из   самых   ядовитых растений – вех ядовитый. Это высокое, часто выше метра, растение с полым стеблем и множеством мелких белых цветков, собранных в зонтики. Если яд этого   растения   попадет     в   организм,   то   он   действует   на   мозг,   тогда прекращается дыхание и наступает смерть.Прекрасен вид цветущего луга. Наверное, нигде нельзя встретить такое разнообразие   трав,   как   лугу.   Среди   них   немало   лекарственных   трав, встречаются съедобные растения, многие цветы – прекрасные медоносы. На   лугах   и   лесных   опушках   часто   встречается   тысячелистник обыкновенный. Посмотрите на его лист, и вам станет ясно, откуда пошло такое название растения. Каждый лист разрезан на мелкие дольки, а каждая долька имеет еще и ажурные края. Это   одно   из   древнейших   лекарственных   растений.   Человек   издавна приметил   эту   траву,   которая   оказалась   полезной   при   лечении   ран,   она останавливает кровотечения. П р а к т и ч е с к а я   р а б о т а . 1) Из гербария подберите растения луга. Рассмотрите их. 2) Найдите кормовые травы – тимофеевку и ежу сборную. По рисункам и гербарным экземплярам сравните эти растения по внешнему виду метелок. Чем они отличаются друг от друга? Далее   учащиеся   читают   статью   «Чем   замечательны   луга»   на   с.   30–32 учебника. – Сравните степь с лугом. Чем они похожи, чем отличаются? – Какие луга называют заливными? Альпийскими? – Каких растений больше всего на лугу? (Травянистых.) –   Рассмотрите   растения   в   рабочей   тетради   (задание   №   18   на   с. 10). Назовите растения луга. (Мятлик, клевер, вех ядовитый, лютик ядовитый, герань луговая.) – Чем луговые травы отличаются от пустынных и лесных? V. Животный мир лугов. – Каких животных больше на лугу? (Насекомых.) –   Почему   на   лугах   не   обитают   крупные   животные?  (Открытая местность.) – Рассмотрите на рисунке (а если есть – в коллекции насекомых) пчелу и шмеля. Чем они отличаются друг от друга: по цвету; форме тела; величине? – Каких животных луга вы знаете? – Как приспособились животные к условиям жизни на лугу? –   Богат   животный   мир   луга.   Животные   приспособились   к   жизни   в травяном покрове. С цветка на цветок порхают  бабочки, собирают  нектар пчелы и шмели. Внизу, на земле, бесчисленное множество жуков, муравьев. Насекомые   луга   являются   пищей   для   птиц,   которые   здесь   находят   не только   корм,   но   и   убежище   от   врагов.   Здесь   они   устраивают   гнезда, выращивают птенцов. Среди густой травы можно встретить быстро бегущую птицу   –   коростеля,   луговую   курочку   –   перепела.   Скрываются   в   траве   и находят   богатую   пищу   многочисленные   мыши.   Нередко   на   лугах   можно заметить небольшие кучки рыхлой почвы. Это работа кротов. Большую частьсвоей жизни они проводят в норах, под землей, питаясь корнями растений и личинками насекомых. – Какие животные наведываются на луг подкормиться? – Почему на лугах часто ставят пасеки? – Составьте цепи питания природного сообщества луга:  мятлик  мышь  коршун;  клевер  гусеница  трясогузка. VI. Как человек использует луга. – Прочитайте статью «Как человек использует луга» на с. 33 учебника. – Как человек использует луга? – Чем опасен постоянный выпас копытных животных на лугах? – Что может стать причиной гибели луга? – Послушайте с т и х о т в о р е н и е  И. Сурикова. Зеленый луг, как чудный сад, Пахуч и свеж в часы рассвета. Красивых, радужных цветов На нем разбросаны букеты. Росинки светлые на них Сверкают ярко, точно блестки. Целуют пчелы их и пьют Благоухающие слезки. На том лугу один цветок Был всех душистей и прелестней; Летали ласточки над ним, И вился жаворонок с песней. Но вот пришел ученый муж, Искатель редкостных растений. Заметя чудный тот цветок, Сорвал его без сожалений. Расправил тихо лепестки, Расплюснул стебель, соком полный, И в книгу бережно вложил – И замер в ней цветок безмолвно. Сбежали краски с лепестков, Их покрывавшие в излишке, И потерял он запах свой, Став украшеньем умной книжки. Зато как лучший из цветов, Как редкость, в виде засушенном, Был для потомства сохранен Он любознательным ученым. – Что вы можете посоветовать ученому, изучающему редкие растения? – Нарисуйте экологические знаки о поведении людей на лугу.VII. Итог урока. – Какое значение имеют луга для людей? – Распределите растения по природным сообществам: клевер, овес, просо, тимофеевка, рожь, кислица, тысячелистник, медуница, лютик, колокольчик, василек,   ландыш,   хвощ.  (Поля:   овес,   просо,   рожь.   Луга   –   клевер, тимофеевка,   кислица,   тысячелистник,   медуница,   лютик,   колокольчик, василек. Леса – ландыш, хвощ.) – Расселите животных по природным сообществам: белка, еж, кузнечик, муравей, крот, бобр, стрекоза, утка, кулик, шмель, пчела. (Леса – белка, еж. Луга – кузнечик, муравей, крот, шмель, пчела. Озера – утка, кулик, бобр.) Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задание 19 на с. 10); учебник (с. 30–34).