Урок 67 по теме :
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ
« ЧТО ДАЕТ НАШ КРАЙ СТРАНЕ ? »
Цели и задачи :
– познакомить учащихся с использованием природных богатств в родном крае;
– сформировать представления об охране природы родного края;
– развивать умение наблюдать, анализировать;
– воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: блокноты, карандаши, папка для гербария.
У р о к 67
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ
«ЧТО ДАЕТ НАШ КРАЙ СТРАНЕ?»
Ц е л и :
– познакомить учащихся с использованием природных богатств в родном
крае;
– сформировать представления об охране природы родного края;
– развивать умение наблюдать, анализировать;
– воспитывать любовь к родному краю.
О б о р у д о в а н и е : блокноты, карандаши, папка для гербария.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
III. Беседа во время экскурсии.
Богата и разнообразна природа нашего края. Люди должны разумно
использовать ее, с любовью охранять.
Расскажите, что вы узнали о родном крае.
1. Какими полезными ископаемыми богат наш край?
2. Как используются реки? Какие грузы перевозят по нашей реке? Много
ли рыбы в реках и озерах нашего края?
3. Богат ли наш край лесом? Какие породы деревьев растут? Как
используются лесные богатства? В какие районы вывозят лес? Как охраняют
лесные богатства? Какое участие принимаете вы в этих мероприятиях?
4. Каких животных нашего края охраняют? Какое участие в охране
животных принимают дети?
5. Что дает наш край другим областям?
Во время экскурсии желательно посетить лес, поле и сад.
IV. Закрепление знаний.
Учащиеся получают 3 варианта карточек (по выбору учителя).
I вариант «Растения и животные сада».
II вариант «Растения и животные поля».
III вариант «Растения и животные леса».
(См. приложение к уроку.)
V. Итог экскурсии.
Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задание на с. 60–61).I вариант «Растения и животные сада»
1. Как ты представляешь себе сад?
2. Назови растения, которые можно встретить в саду.
Травы
Деревья
__________
__________
Кустарники
__________
__________
__________
__________
3. Назови животных – друзей сада.
Насекомые
__________
__________
__________
Птицы
__________
__________
__________
4. Назови животных – врагов сада.
Насекомые
__________
__________
__________
Звери
__________
__________
__________
5. Назови растения. Что объединяет их?
6. Составь цепь питания, складывающуюся в саду.
7. Почему люди разводят сады?
8. Как люди ухаживают за садами?
О т в е т ы :
1. Территория, на которой выращивают плодовые деревья, ягодные
кустарники и травянистые растения.
2. Деревья: яблони, груши, сливы, вишни. Кустарники: облепиха,
смородина, малина, рябина, крыжовник. Травы: земляника.
3. Насекомые: божья коровка, жужелица, пчела. Птицы: горихвост, славка,
соловей, синица, поползень, трясогузка.
4. Насекомые: тля, долгоносик, плодожорка. Звери: зайцы, мыши, кроты.
5. Смородина, рябина, малина, облепиха – кустарники.
6. Яблоко – яблочный плодожорка – славка.7. Плоды растений полезны и вкусны, содержат много витаминов и других
полезных для организма человека веществ.
8. Обрабатывают почву, подкармливают, пересаживают растения,
защищают деревья от грызунов, вредителей, обрезают сухие ветки.
II вариант «Растения и животные поля»
1. Как ты представляешь себе поле?
2. Подпиши названия растений. Дай общее понятие, объединяющее их.
3. Растения, которые человек специально выращивает, называются…
4. Какие овощи выращивают в поле?
5. Назови известные тебе сорняки, растущие в поле.
6. Какие животные обитают в поле?
Насекомые
__________
__________
__________
Птицы
__________
__________
__________
Звери
__________
__________
__________
7. Какие птицы прилетают на поля и уничтожают вредителей?
8. Почему крупные животные не живут в поле?
9. Какие работы люди выполняют на полях?
О т в е т ы :
1. Большой участок земли, засеянный (засаженный) культурными
растениями.
2. Пшеница, овес, гречиха – зерновые хлебные культуры.
3. Культурными.
5. Василек, овсюг, осот, пырей, сурепка.
6. Насекомые: капустная белянка, колорадский жук, жужелица. Звери:
мыши, хомяки, суслики. Птицы: жаворонок, перепел.
7. Канюк, пустельга, грач, сова.
8. На открытой местности трудно спрятаться.9. Обработка, подкормка, полив почвы, уход за посадками, прополка,
уничтожение вредителей.
III вариант «Растения и животные леса»
1. Как ты понимаешь, что такое лес?
2. Какие виды лесов ты знаешь? Напиши, какие деревья растут в этих
лесах.
1. __________ лес 2. __________ лес 3. __________ лес
Деревья
Деревья
Деревья
3. Почему растения в лесу растут «этажами»?
4. Какую роль в жизни леса играют грибы?
5. Что такое лесная подстилка? Какое значение для леса она имеет?
6. Как люди используют лес?
7. Как люди охраняют лес и животных леса?
8. Назовите животных леса.
9. Почему мир животных леса так разнообразен? От чего это зависит?
10. Составь цепочку питания, где звеном будет животное, которое
отгадаешь по описанию: «Крупное животное бурого цвета с сильными лапами,
крупными когтями и крепкими зубами, которое спит в берлоге зимой».
11. Подпиши названия лесных растений.
О т в е т ы :
1. Лес – обширная местность, занятая деревьями, кустарниками, травами.
2. Виды лесов – хвойные (ели, пихты, сосны, лиственницы), лиственные
(береза, осина, рябина, липа, дубы, клены), смешанные (ели, сосны, березы,
осины, дубы и др.).3. Растениям нужно разное количество света: те, кому надо больше света,
занимают верхние «этажи», а те, кому меньше, – нижние.
4. Нити грибниц помогают другим растениям всасывать из почвы воду.
Грибы помогают разлагаться растительным остаткам. Это пища и лекарства
для животных.
5. Опавшие листья и отмершие части растений. Благодаря ей почвы
пополняются перегноем.
6. Место для отдыха: сбор грибов, ягод, орехов, лекарственных растений;
заготовка древесины; охота.
7. Контроль вырубки лесов. Посадка новых растений. Охота – в
определенные сроки. Организация заповедников. Охрана растений и
животных (Красная книга). Нельзя мусорить, жечь костры, ломать и рвать
растения.
8. Паук, мышь, лось, рысь, жуколень.
9. В лесу несколько ярусов разнообразных растений. Животные
приспосабливаются к обитанию и питанию в определенном ярусе. Больше
ярусов – больше животных.
10. Семена растений – мышь – медведь.
11. Кислица, кукушкин лен, папоротник, брусника, копытень, ландыш.