Конспект урока по теме: КТО ОТКРЫВАЛ АМЕРИКУ(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 62 по теме : КТО ОТКРЫВАЛ АМЕРИКУ Цели: – сформировать представление учащихся о географическом положении, природе Америки ; – познакомить с историей открытия Америки ; – развивать умения работать с картой ; – воспитывать познавательный интерес . Оборудование: карта полушарий; глобус; портреты путешественников; фотографии; рисунки с изображением растительного и животного мира Северной и Южной Америки; контурные карты.
Иконка файла материала Окружающий мир.docx
У р о к  62 КТО ОТКРЫВАЛ АМЕРИКУ Ц е л и : –  сформировать   представление   учащихся   о   географическом   положении, природе Америки; – познакомить с историей открытия Америки; – развивать умения работать с картой; – воспитывать познавательный интерес. О б о р у д о в а н и е : карта полушарий; глобус; портреты путешественников; фотографии;   рисунки   с   изображением   растительного   и   животного   мира Северной и Южной Америки; контурные карты. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. – Решите к р о с с в о р д  и прочитайте ключевое слово. В о п р о с ы : 1. Южное вечнозеленое дерево, обычно с прямым стволом и перистыми или веерообразными листьями. (Пальма.) 2. Самое высокое травоядное животное. (Жираф.) 3.   Крупное   хищное   млекопитающее   семейства   кошачьих   с   короткой желтоватой шерстью и с длинной гривой у самцов. (Лев.)4. Крупная человекообразная обезьяна, живущая в Центральной Африке. (Горилла.) 5.   Толстокожий,   сладкий   и   мучнистый   продолговатый   плод,   а   также тропическое и субтропическое растение с большими листьями, дающее эти плоды. (Банан.) 6. Пятнистое хищное млекопитающее семейство кошачьих. (Гепард.) 7.   Крупное   травоядное   млекопитающее   тропической   Азии   и   Африки   с длинным хоботом и двумя бивнями. (Слон.) 8. Крупное копытное млекопитающее, живущее в пресноводных водоемах тропической Африки. (Бегемот.) 9. Ростом невелико, но очень­очень толстое растение. Не боится пожаров, растет в одиночестве. (Баобаб.) 10. Крупное травоядное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды. (Носорог.) К л ю ч е в о е   с л о в о : Ливингстон. – Какой материк исследовал этот путешественник? – Чем удивительна природа этого материка? 2. С о о б щ е н и я   у ч а щ и х с я  о растительном и животном мире Африки. III. Сообщение темы урока. –   Сегодня   мы   отправимся   в   путешествие   на   материк,   о   котором рассказывается в данном с т и х о т в о р е н и и . Незадачливый моряк Плыл на запад, но никак Он Земли не достигал, Компас свой не раз ругал. Плыл он в Индию упорно, Избежав постов проворных, Злата, серебра достать, Никому не отдавать. Все ж приплыл он, наконец, В земли, где народ­творец Он индейцами назвал, Только в точку не попал. (Северная Америка.) IV. Кто открывал Америку. – О каком моряке идет речь, вы узнаете, прочитав текст на с. 136. – Кто первым побывал в Америке? – Кто открыл Америку?– Первооткрывателями Америки по праву следовало бы считать древних скандинавов­викингов. На  своих  небольших  суденышках они еще 1000 лет назад   отважились   плавать   из   Европы   на   далекие   северные   острова Атлантического   океана   и  достигли   берегов  Северной  Америки,  считая  их, правда, тоже берегами каких­то больших островов. Еще шесть веков назад жители   Европы,   Азии   и   Африки   даже   не   подозревали,   что   на   Земле   есть какие­то другие материки. Но вот люди научились строить и водить корабли, способные   совершать   многомесячные   плавания   по   морям   и   океанам.   В результате   этих   плаваний   накопились   наблюдения,   позволившие   ученым уточнить   представления   о   форме   и   размерах   Земли.   Велись   поиски   очень важного для развития торговли морского пути из Европы в Индию вокруг берегов Африки. Но сам путь был очень далеким и опасным. И в это время  в умах европейцев, знакомых с последними достижениями географии, родилась смелая и даже фантастическая для их современников идея: ведь если Земля имеет   форму   шара,   то   можно,   плавая   из   Европы   на   запад,   попробовать пересечь океан и добраться до восточных берегов Евразии – до Китая и далее до Индии. Знания о Земле в то время были очень неточными, и Колумб представлял себе океан существенно меньшим, чем он оказался в действительности. Эта ошибка   помогла   ему   заразить   верой   в   успех   грандиозного   плавания испанского короля, который решился снарядить для небывалого путешествия три больших корабля. С большим трудом Колумб набрал команды из самых отчаянных смельчаков, согласившихся отправиться с ним почти на верную смерть   –   в   плавание   за   океан,   где,   по   представлениям   большинства   их современников,   мог   располагаться   только   край   света,   ад.   Но   Колумба, убежденного в правильности замысла плавания, ждала великая удача. После изнурительного   двухмесячного   плавания,   когда   отчаявшиеся   команды кораблей   уже   потеряли   веру   в   своего   адмирала,   они,   наконец,   увидели впереди долгожданную землю. Это были острова вблизи южной оконечности Северной Америки. Колумб был убежден, что доплыл до каких­то островов у берегов Китая или Индии. Вернувшись в Европу, он объявил, что морской путь   к   Индии   через   Атлантический   океан   открыт!   До   конца   своей   жизни увенчанный славой мореплаватель не подозревал, что им совершено гораздо более   грандиозное   открытие.   В   последующих   плаваниях   мореплаватели проплыли еще дальше на запад, но пристали не к берегам Китая или Индии, а к берегам не известного никому материка, который позже назовут Америкой. А   коренных   жителей   Северной   и   Южной   Америки,   благодаря   ошибке Колумба, до сих пор называют индейцами. Цветом кожи они действительно схожи с жителями Индии.Веспуччи Америго (1451–1512), итальянский мореплаватель, выяснил, что открытые Х. Колумбом острова не Индия, а новый материк. Северную часть Южной   Америки   он   назвал   Новым   Светом,   а   именем   самого   Америго Веспуччи назвали сначала Южную, а затем Северную Америку. V. Северная Америка. –   Рассмотрите   карту   полушарий.   Назовите   географическое   положение Северной Америки. – Какие океаны омывают Северную Америку? – Есть ли острова около этого материка? – Каковы особенности рельефа? – Дайте характеристику водоемам Северной Америки. Учитель   обобщает   ответы   учащихся,   показывает   географические объекты на карте. Учащиеся отмечают их на контурной карте (с. 46 в рабочей тетради). –   Как   и   Евразия,   материк   Северная   Америка   находится   в   Северном полушарии.   Только   Евразия   располагается   в   основном   в   Восточном полушарии, а Северная Америка – целиком в Западном. Материк омывают воды трех океанов: на севере – Северный Ледовитый, на западе – Тихий, на востоке   –   Атлантический.   Прилегающие   к   северной   части   материка многочисленные острова располагаются близко к Северному полюсу. Среди них находится самый большой остров мира – Гренландия. Южная оконечность материка располагается вблизи экватора. Всю западную часть материка занимают тянущиеся в основном с севера на юг горы – Кордильеры. С их склонов стекают многочисленные реки, в том числе самая крупная река Северной Америки и одна из величайших рек мира – Миссисипи. В центральной и восточной частях материка имеются обширные возвышенности и низменности. А северная часть материка богата большими и малыми   озерами.   Здесь   находятся   крупнейшие   в   мире   после   Каспийского моря   Великие   Американские   озера:   Эри,   Гурон,   Мичиган,   Верхнее   (самое крупное из них). VI. Южная Америка. –   Рассмотрите   карту   полушарий.   Каково   географическое   положение Южной Америки. – Какие океаны омывают Южную Америку? – Каковы особенности рельефа? – Дайте характеристику водоемам Южной Америки.Учитель   обобщает   ответы   учащихся,   показывает   на   карте географические объекты. Учащиеся отмечают их на контурной карте (с. 48 в рабочей тетради). До   сооружения   Панамского   канала,   пересекшего   узкую   полоску   суши между двумя океанами, Южная Америка составляла единое целое с Северной Америкой. Большая часть материка располагается в Южном полушарии. На востоке  его  омывает  Атлантический  океан,  а на  западе –  Тихий.  Материк вытянут   в   направлении   с   севера   на   юг.   В   северной   части   его   пересекает экватор, а южная оконечность располагается вблизи берегов Антарктиды. Так   же,   как   и   в   Северной   Америке,   вдоль   всего   западного   побережья Южной Америки протянулась длиннейшая в мире горная система Анды. По высоте горных хребтов она уступает только горам Азии. Многие вершины здесь поднимаются выше 5000 м. Есть среди них и действующие вулканы. Но большую часть материка занимают низменности и плоскогорья, в том числе – расположенная вблизи экватора величайшая в мире Амазонская низменность. Она пересечена множеством рек – притоков крупнейшей на материке реки Амазонки.  По   количеству   переносимой   к   океану   воды   Амазонка   не  имеет равных среди рек мира. В Южной Америке, на северной оконечности Анд, находится   и   самый   большой   в   мире   водопад   Анхель.   Его   вода   стекает   с горного уступа высотой 1045 м. На севере Анд находится и самое дождливое место   в   мире,   а   на   юге –   одна   из   наиболее   засушливых   пустынь   мира   – Атакама. VII. Что изменилось в Америке после ее открытия.  – Какие государства Северной и Южной Америки вам известны? – Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 138. Назовите животных и растения Северной и Южной Америки. – Сравните животный и растительный мир Северной Америки с животным и растительным миром Южной Америки. – Замечательным   богатством   отличается   растительный   мир   Южной Америки.   Это   родина   картофеля,   томатов,   шоколадного   и   каучуковых деревьев.  Тропические   леса   Амазонской   низменности   являются   ценнейшим природным   заповедником   мира,  в  сохранении которого  заинтересовано  все человечество. В Америке поставлен памятник жуку­долгоносику, съевшему весь урожай хлопчатника.   Американские   фермеры   вынуждены   были   посеять   кукурузу, чтобы   не   простаивала   земля,   и   получили   богатый   урожай.   С   тех   пор, благодаря   жуку­долгоносику,   кукуруза   заняла   почетное   место   среди культурных растений.Заранее подготовленные у ч а щ и е с я   р а с с к а з ы в а ю т  о растительном и животном   мире   Америки.   Учитель   демонстрирует   рисунки,   изображающие обитателей материка. Полосатый скунс живет в Северной Америке. Держится в кустарниковых зарослях, предпочитая поймы рек и ручьев. Скунс прославился своей манерой защищаться.   Он   не   пытается   убежать   или   скрыться,   а   поворачивается   к преследователю   спиной,   вскидывает   хвост,   подпрыгивает   на   месте   и «выстреливает»   струю   невообразимо   вонючей   жидкости.   За   это   скунса называют   иногда   вонючкой.   Избавиться   от   запаха   пострадавшему   не   так просто.   А   если   жидкость   попадает   в   глаза,   то   придется   помучиться   от нестерпимого жжения. Самая крупная речная рыба – арапайма живет в бассейне Амазонки. Она достигает в длину 4–5 м и весит 200 кг! В период размножения арапайма с помощью плавников выкапывает в песчаном дне гнездо диаметром около 50 и глубиной до 15 см. Иногда одно гнездо используется два года подряд. В   лесах   Центральной   и   Южной   Америки   живет  ленивец.   Спешить ленивцам   некуда,   поскольку   питаются   они   побегами,   цветками   и   плодами деревьев,   на   которых   и   проводят   всю   жизнь…   вниз   головой.   Мощными изогнутыми когтями, словно крючками, цепляются ленивцы за ветки. Как же этим   медлительным   и   беззащитным   существам   удается   не   стать   легкой добычей   хищников?   Их   спасает   защитная   окраска.   Живущие   в   шерсти ленивцев   микроскопические   водоросли   придают   ей   зеленоватый   оттенок, который и маскирует животных в листве. А спят эти лентяи по 15 часов в сутки! Секвойя  – это вечнозеленое хвойное дерево. Высота 120 м. Живет 2000 лет. В дупло упавшего дерева можно свободно проехать  верхом на лошади. Человек 60 могут поместиться на  пне секвойи. Секвойе для жизни необходимы пожары. У нее кора и древесина как будто из железа. Листья, конечно, сгорают, но скоро вырастают вновь. После пожара растение начинает расти вширь и ввысь. Расчищенная пожаром территория хорошо   обогревается   солнцем,   необходимым   для   семян   секвойи.   Они   не растут в тени и в большом обилии других растений. Большой муравьед живет в Южной Америке и питается муравьями. У него очень длинная, трубкообразная голова и маленький рот с 60­сантиметровым языком. Язык втягивается в рот по 160 раз в минуту, каждый раз смачиваясь клейкой слюной. Обнаружив термитник или муравейник, ударами передних лап муравьед пробивает твердые стены, просовывает узкую морду в пролом и языком   собирает   добычу.   Поскольку   зубов   у   него   нет,   насекомыеперетираются сильными стенками желудка и находящимися там песчинками и камешками. За день муравьед съедает до 30 тыс. муравьев и термитов. Удав  анаконда,   населяющий   водоемы   тропических   лесов   Южной Америки,   –   самая   крупная   змея   в   мире.   Средняя   ее   длина   5–6 м,   но встречаются экземпляры до 11 м! Вес таких змей превышает 200 кг. Лежа в воде, анаконда подкарауливает добычу – птиц, мелких кайманов, приходящих на водопой млекопитающих. Может долго находиться под водой, при этом ее ноздри закрываются особыми клапанами. Как и другие удавы, анаконда душит своих жертв, стягивая их кольцами своего тела. Колибри  живут   в   Северной   и   Южной   Америке,   но   больше   всего   их   в амазонской сельве. Самая маленькая птица на свете – колибри­пчелка: ее вес всего 1,6 граммов. Колибри машут крыльями с частотой 80 раз в секунду! Такая   работа   требует   огромных   затрат   энергии.   Поэтому   эти   пернатые малютки съедают  за  сутки  корма в два  раза  больше  собственного веса.  А когда они не летают и сидят на ветке, температура тела у них резко снижается и   птички   впадают   в   оцепенение.   Чтобы   обеспечить   высокую «работоспособность»,   нужно   сильное   сердце   –   у   колибри   оно   занимает половину полости тела! VIII. Итог урока. – Кто из великих мореплавателей до конца жизни не знал, что он открыл новый материк? – Какой это материк? – Какие государства Северной и Южной Америки вам известны? – Сравните природу Канады и России. Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задание № 9–11; на с. 47–49); учебник (с. 136–139).