Конспект урока по теме: Л. КАССИЛЬ. «У КЛАССНОЙ ДОСКИ»(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 63 Л. КАССИЛЬ. «У КЛАССНОЙ ДОСКИ» Цели: развивать речь, память учащихся, умение отвечать на поставленные вопросы, подтверждать свои ответы словами из текста; познакомить учащихся с содержанием рассказа Л. Кассиля; работать над правильным осознанным чтением; расширять кругозор учащихся. Оборудование: грамзапись песни «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. И. Лебедева-Кумача).
Иконка файла материала чтение.docx
У р о к  63 Л. КАССИЛЬ. «У КЛАССНОЙ ДОСКИ» Ц е л и :  развивать   речь,   память   учащихся,   умение   отвечать   на поставленные   вопросы,   подтверждать   свои   ответы   словами   из   текста; познакомить   учащихся   с   содержанием   рассказа   Л.   Кассиля;   работать   над правильным осознанным чтением; расширять кругозор учащихся.  О б о р у д о в а н и е :     грамзапись     песни     «Священная     война»   (муз.   А. Александрова, сл. В. И. Лебедева­Кумача). Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. Рассказ о Прошке по плану: 1) как он выглядит; 2) какую работу выполняет; 3) чего ему больше всего хотелось и о чем он размышляет. 2. Вопросы учителя. – С какими произведениями Чехова, Сенкевича и Мамина­Сибиряка вы познакомились на последних уроках? –   Какой   одной   темой   объединены   эти   рассказы?  (Они   повествуют   о жизни детей бедняков в дореволюционной России.) –   Узнали     ли     вы,     ребята,     что­то     новое,     знакомясь     с     этими произведениями? III. Работа над новым материалом. 1. Целевая установка. – Сегодня на уроке мы будем читать литературное произведение, которое расскажет нам о жизни людей уже в другое историческое время. Говорят ли вам, ребята, о чем­нибудь даты, записанные на доске: 22 июня 1941 года – 9 мая 1945 года 2. Прослушивание песни «Священная война». – В первые дни смертельной схватки с фашистами была написана песня «Священная война». Прослушайте эту песню. – Какие чувства вызывает у вас эта песня?  – Какие строки повторяются несколько раз? Как вы их понимаете? – В каких словах с наибольшей силой передается ненависть к фашистским захватчикам?– Каждое слово этой песни звало людей на борьбу, поднимало в бой. На борьбу поднялась вся страна, весь народ. А играли ли какую­нибудь роль в этой   борьбе   ваши   сверстники?  (Подростки   шли   работать   на   заводы, вставали к станкам. Дети оккупированных городов и деревень зачастую становились разведчиками.) 3. Слово учителя. – Тяжкие испытания обрушились на детей военной поры. Очень рано стали они взрослыми. Юные герои совершали подвиги наравне со своими отцами и старшими   братьями   на   фронтах.   В   тылу   подростки   шли   в   опустевшие заводские   цехи,   убирали   урожай   на   осиротевших   полях.   Работали   как взрослые, недоедали, недосыпали. Помогали семьям погибших, в госпиталях ухаживали за ранеными, писали письма их родным, выступали с концертами. А еще – дежурили на крышах, чтобы вовремя погасить «фугаски», следили за светомаскировкой. И учиться дети  военного времени стремились  как  можно лучше, чтобы гордились  ими   отцы   на  фронте,  чтобы  доставить   хоть  небольшую  радость матерям, на чьи плечи легли все тяготы и невзгоды военного лихолетья.  Учиться приходилось в три смены, порой при свете керосиновой лампы. Не хватало учебников, а писали иногда на сшитых из бумажных мешков тетрадях самодельными, приготовленными из сажи чернилами. 4.   Чтение   учащимися   1­й   части   рассказа   Л.   Кассиля   «У классной доски»  по   абзацам   «цепочкой»  (до   слов   «Ребят   вместе   с   Ксенией Андреевной втолкнули в класс»). Параллельно с чтением ведется уточнение значения малоизвестных учащимся слов. Немецкий   патруль  –   группа   немецких   солдат,   которые   следили   за порядком в занятом ими городе или селе. Траншея  –   глубокий   длинный   ров,   окоп;   по­другому   в   этом   тексте траншея названа щелью. 5. Работа над содержанием 1­й части. –   В   какое   время   и   где   происходят   события,   описанные   в   рассказе? Подтвердите свой ответ чтением отрывка из текста. – Где находилась сельская школа? Велись ли в школе занятия? Для чего во дворе  школы  была  вырыта  траншея?  Зачем  ребята  собирались  у школы? – Как помогали ребята села частям Красной Армии? Зачитайте. – Что же произошло однажды вечером около школы? Зачитайте. IV. Подведение итогов урока. –   Знакомство   с   каким   произведением   мы   начали   сегодня   на   уроке?   О каком историческом периоде оно повествует? – Как, по­вашему, будут развиваться события в рассказе дальше?Домашнее   задание:  прочитать   2­ю   часть   рассказа  (до   слов   «Второй фашист,   оттолкнув   Ксению   Андреевну...»);   подготовить   2   вопроса   по содержанию 1­й части.