Урок 57
Л. ЯХНИН. «МЕТРО»
Цели: развивать мышление, речь учащихся, умение подробно пересказывать текст; совершенствовать технику и навык чтения учащихся; расширять их кругозор.
продолжить работу по формированию навыков правильного осознанного чтения, пересказа по плану;
развивать монологическую речь, творческие способности детей;
расширять кругозор, словарный запас учащихся;
воспитывать чувство гордости за свою родину;
совершенствовать навыки работы в группе.
воспитывать толерантность;
совершенствовать умение оценивать свою работу и работу товарища.
Оборудование: кроссворд; карточки с загадками; иллюстрации с изображением метрополитенов в различных городах.
У р о к 57
Л. ЯХНИН. «МЕТРО»
Ц е л и :
развивать мышление, речь учащихся, умение подробно
пересказывать текст; совершенствовать технику и навык чтения учащихся;
расширять их кругозор.
О б о р у д о в а н и е : кроссворд; карточки с загадками; иллюстрации с
изображением метрополитенов в различных городах.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
П е р е с к а з т е к с т а «В открытом космосе» учащимися «по це
почке».
– На чем же (на каком виде транспорта) можно отправиться в космический
полет? (На космическом корабле, ракете.)
III. Введение в тему.
– А прежде чем вы узнаете тему сегодняшнего урока, давайте разгадаем
кроссворд.
1
2
5
4
М
Е
3Т
Р
О
Учитель вызывает к доске учеников, которые читают загадки,
записанные на карточках. Учащиеся коллективно отгадывают. Отгадка
записывается в кроссворд.
К а р т о ч к и :
1) Не пчела, не шмель, а жужжит,
Неподвижно крыло, а летит.
(Самолет.)
2) Ее любовно мастерили,
Потом горючее залили.
Она ж из пламени и грома
Умчалась тут же с космодрома.
(Ракета.)3) Огромный красный крокодил
трезвонит, не жалея сил,
по городу ползет лениво,
людей глотает торопливо.
Но, посидев немного в нем,
выходят все они живьем.
У крокодила над спиной
Есть рог, изогнутый дугой, –
когда сердит он, слышен треск
и синих молний виден блеск,
и, словно брат его – дракон,
тропой железной ходит он.
Коль не смекнул еще, то знай,
Что крокодила звать…
(Трамвай.)
4) Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(Троллейбус.)
5) Что за чудо этот дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины,
А питается бензином.
(Автобус.)
– Догадались ли вы теперь, ребята, о каком виде транспорта будем
говорить сегодня? (О подземном, о метро.)
IV. Работа над новым материалом.
1. Целевая установка.
– Сегодня на уроке нам предстоит путешествовать под землей.
2. Чтение 1й части текста «Метро» учащимися по абзацам.
– Почему первая глава текста о метро называется «Сказка о великане»?
Кого автор сравнивает с великаном?
– Чем удобен метрополитен?
Ученик или учитель записывают на доске заглавие первой части
текста.
3. Чтение 2й части текста учащимися, сменяя друг друга.
– Как озаглавил эту часть текста о метро автор? (Запись на доске.)
– Что же мы видим в метро?
– А чего мы не видим в метро?
– Какую работу выполняют диспетчеры?– Что вы можете рассказать о жизни метро ночью?
– Почему в метро всегда дует свежий ветерок?
– Что нового узнали вы о метро, прочитав эту главу?
4. Чтение 3й части текста учащимися в парах.
– Какие вопросы по содержанию этой части вы могли бы задать друг
другу?
Учащиеся обговаривают варианты вопросов в парах, а затем задают
другим.
На доске записывается заглавие данной части.
5. Чтение 4й части текста учащимися про себя.
– Как озаглавил эту часть текста автор? Почему? Как автор представил
себе метро будущего?
– А каким каждый из вас представляет метро будущего?
6. Работа с составленным планом.
– Прочитайте заглавие каждой части текста на доске. Что
получилось? (План.)
– Для чего необходим план текста?
V. Подведение итогов урока.
Игра «Внимательный читатель».
Домашнее задание: опираясь на составленный план текста, подготовить
сообщения о метро разных стран и городов.
С п р а в к а д л я у ч и т е л я
Метрополитен, метро (от греческого «метрополис» – главный город,
столица) – городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных
перевозок пассажиров.
Первая внеуличная железная дорога длиной 3,6 км для поездов с паровой
тягой была построена в Лондоне в 1860 году. С 1890 года в Лондоне началось
строительство тоннелей глубокого заложения, а введение электрической тяги
освободило тоннели от дыма и копоти. В 1868 году в НьюЙорке была
открыта подземная городская железная дорога. Старейшими в Европе
являются метро Будапешта, построенное в 1896 году, а также метро Парижа
– в 1900 году.
Самый длинный в мире железнодорожный туннель – Сейкан в Японии. Он
тянется на 53,85 км, соединяет два острова, и 100 м его длины проходят под
морским дном. Строили этот туннель 24 года.
Самый длинный туннель под морским дном проложен под ЛаМаншем. Он
тянется на 50 км, от Англии до Франции.