У р о к 77.
МИЛЛИМЕТР. ЕДИНИЦЫ ДЛИНЫ
Цели: познакомить учащихся с новой единицей длины – миллиметр; повторить соотношение единиц длины; учить выполнять сложение величин; рассмотреть способы выражения расстояния, данного в метрах, в километрах; упражнять в умножении многозначных чисел на однозначное число; развивать умение выделять закономерности.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 77.
МИЛЛИМЕТР. ЕДИНИЦЫ ДЛИНЫ
Цели: познакомить учащихся с новой единицей длины – миллиметр;
повторить соотношение единиц длины; учить выполнять сложение величин;
рассмотреть способы выражения расстояния, данного в метрах, в километрах;
упражнять в умножении многозначных чисел на однозначное число; развивать
умение выделять закономерности.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. >, < или = ?
1 дм … 10 см
5 см2 … 5 дм2
6 дм … 600 см2
8 м2 … 800 дм2
1 м … 10 дм
1 м2… 100 дм2
1 м2 … 10 дм2
50 см = 5 дм
2. Разгадайте правило, по которому записан ряд величин, и продолжите
его:
а) 96 см2, 1 дм2, 104 см2, 1 дм2 8 см2… .
б) 291 м, 295 м, 299 м … .
в) 6 км 3 м, 5 км 5 м, 4 км 7 м … .
3. Вставьте числа, чтобы равенства были верными:5 дм = … см
2 дм2 = см2
24 м = … дм
24 м2 = … дм2
7 м = … дм
7 м2 = … дм2
4 дм = … см
4 дм2 = … см2
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 290.
– На каком расстоянии находится точка А от точек B, C, D?
Пользуясь линейкой, учащиеся измеряют расстояние между точками и
обсуждают результаты.
– Как измерить расстояние между точками?
О т в е т: нужно соединить точки по линейке. Получим три отрезка АВ, АС
и AD. Длина отрезка АВ – это расстояние между точками А и В и т. д.
– Какими единицами мы пользуемся для измерения расстояния?
О т в е т: единицами длины. Для измерения длины небольших отрезков
пользуемся сантиметрами. Но мы не можем измерить длину отрезка АВ в
сантиметрах, так как получается 8 см и еще маленький отрезок, длина
которого меньше 1 см.
Учитель.
Для измерения небольших расстояний люди договорились
использовать еще одну единицу длины. Она в десять раз меньше сантиметра и
называется 1 миллиметр (1 мм). Это очень маленький отрезок.
1 см = 10 мм
Ч т е н и е д и а л о г а Маши и Миши (с. 93 учебника).
З а п и с ь в т е т р а д я х:
AB = 8 см 6 мм
AC = 4 см 3 мм
AD = 5 см 8 мм
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 291.
– Запишите единицы длины в порядке возрастания:
1 км, 1 м, 1 дм, 1 см, 1 мм.
Запишите и запомните таблицу:
1 км = 1000 м
1 м = 10 дм
1 дм = 10 см
1 см = 10 мм
– Используя эту таблицу, выполните задание – ответьте на вопросы:
а) Во сколько раз 1 дм больше, чем 1 мм?
б) Во сколько раз 1 м больше, чем 1 мм?Задание № 291 (а) учащиеся выполняют самостоятельно, а задание №
291 (б) – на доске с объяснением.
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 292 (а).
– Выберите величины, которые можно сложить.
(В задании есть «ловушка»: 840 м + 120 м2, так как можно складывать
только однородные величины.)
При сложении величин учащиеся могут действовать поразному.
I с п о с о б
3084 м + 285 дм
285 дм = 28 м 5 дм
3084м
28м 5 дм
311 2м 5 дм
II с п о с о б
3084 м + 285 дм
3084 м = 30840 дм
30840дм
285дм
311 25дм
31125 дм = 3112 м 5 дм
31125 дм = 311250 см
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Продолжение работы по теме урока.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 293 (а, б, в).
– Объясните, как расстояние, данное в метрах, выразить в километрах.
– Если затрудняетесь, то прочитайте рассуждения Миши и Маши (с. 94
учебника).
– Выполните задание самостоятельно.
В з а и м о п р о в е р к а в парах.
2. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а (выполнение задания № 294).
– Начертите отрезок длиной 7 см 5 мм.
– Увеличьте его на 8 мм.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
– Откройте учебник (с. 95, задание № 294) и проверьте свой ответ с
ответом Миши и Маши.
– Кто прав: Миша или Маша?
Ответ можно записать поразному.
З а п и с ь в т е т р а д и: 83 мм = 8 см 3 мм.
3. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а (выполнение задания № 295).
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
4. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (выполнение задания № 296).– Найдите закономерность и продолжите ряды величин.
а) 9 дм 3 см, 27 дм 9 см, 83 дм 7 см, 251 дм 1 см, … .
Каждая следующая величина в ряду в 3 раза больше предыдущей. Чтобы
обнаружить эту закономерность, необходимо выразить данные величины в
сантиметрах: 93 см, 279 см, 837 см, 2511 см, … .
– Продолжите ряд величин, записав еще 3–4 величины (7533 см, 22599 см,
67797 см, 203391 см).
З а п и с и:
2511см
3
7533см
7533 см
3
22599 см
и. т. д.
– Выразите каждую величину в данном ряду в единицах различных
наименований:
27 дм 9 см = 2 м 7 дм 9 см
83 дм 7 см = 8 м 3 дм 7 см
251 дм 1 см = 25 м 1 дм 1 см
Перевод величин, записанных в сантиметрах, в единицы различных
наименований лучше выполнять поэтапно:
I с п о с о б
1 м = 100 см, значит, 7533 см = 75 м 33 см.
1 дм = 10 см, значит, 75 м 33 см = 75 м 3 дм 3 см.
II с п о с о б
1 дм = 10 см, значит, 7533 см = 753 дм 3 см.
1 м = 10 дм, значит, 753 дм 3 см = 75м 3 дм 23 см.
б) 3 м 4 дм, 6 м 8 дм, 13 м 6 дм, 27 м 2 дм, … .
– Каждая следующая величина в ряду увеличивается в 2 раза. Чтобы
обнаружить эту закономерность, необходимо выразить данные величины в
дециметрах: 34 дм, 68 дм, 136 дм, 272 дм, … .
Аналогично провести работу далее.
VI. Итог урока.
– Какой единицей длины измеряют небольшие расстояния? (Миллиметр.)
– Сколько миллиметров в 1 см?
Домашнее задание: № 292 (б), 293 (г, д, е), № 296 (найти сумму трех или
четырех величин каждого ряда).