Конспект урока по теме: "Мораль"
Оценка 4.8

Конспект урока по теме: "Мораль"

Оценка 4.8
Документация
docx
обществознание
8 кл
09.01.2018
Конспект урока по теме: "Мораль"
Цель: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали. Задачи. Образовательные: • познакомить учащихся с понятием «мораль»; • дать представление об основных категориях морали: «добре» и «зле». Развивающие: • развивать умения анализировать различные ситуации с позиций норм морали, проводить анализ сходных явлений; • развивать умение работать с документами, сравнивать различные точки зрения по проблеме. Воспитательные: • воспитывать толерантность, уважительное отношение к другим людям; • сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей.
мораль.docx
Тема урока: Мораль Урок обществознания в 8 классе. Цель: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали. познакомить учащихся с понятием «мораль»; дать представление об основных категориях морали: «добре» и «зле». Задачи. Образовательные:   Развивающие:   Воспитательные:   развивать умения анализировать различные ситуации с позиций норм морали, проводить анализ сходных явлений; развивать умение работать с документами, сравнивать различные точки зрения по проблеме. воспитывать толерантность, уважительное отношение к другим людям; сформировать  понимание  ценности  собственных  жизненных  целей  и  задач  при  уважении   целей  и  задач  других людей. Мораль, нравственность. Добро и зло. 1 2 Эпиграф урока:    «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло» В.О.Ключевский. План урока. I.                    Проверка домашнего задания. 1 ученик работает у доски  ­ задание  на соотношение терминов и сфер общественной жизни;  2 ученик выполняет задание на Смарт­доске, составляя анаграмму «Фазы социализации личности» (проверка на прочность знаний) 6­8 учащихся выполняют тест «Духовная сфера общества» Работа с классом: ­ Какую сферу общественной жизни мы  изучали на прошлом уроке? (Сфера духовной жизни) ­Какие еще сферы общественной жизни знаете? ­Что отличает духовную сферу от других сфер общества? ­ Как связаны культура общества и культура отдельного человека? ­Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России? ( сообщение учащегося) Актуализация знаний  и переход к новой теме: Выберите лишнее в ряду  и объясните свой выбор – книга, скульптура, воображение, картина  (воображение относится к внутренней культуре, а что еще …?) Презентация  Слайды 1 ­2  ­ Прав ли Иммануил Кант (1724­1804) – нем. Философ, внесший значительный вклад в разработку проблем нравственности. ­Может быть кто­то догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? II   .Объявление темы и целей урока. ­Тема нашего сегодняшнего урока: «Мораль» Слайды 3­4. «Крошка сын к отцу пришел,  и спросила  Кроха: Что такое хорошо  и что такое плохо?»…простые понятия, что же они означают? ­Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятиями как «мораль» и его основными категориями: «добром» и «злом», узнаем, чем отличаются понятия «мораль» и «нравственность», поговорим о том, как понимали добро философы в разные времена.  (В тетради записать тему и план урока)  . Знакомство с новым материалом. III  1.«Корзина идей». ­Предлагаю вам назвать  слова или словосочетания к понятию «мораль». ­Какие ассоциации у вас возникли? Вывод: Мораль ­ правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законах.                                              Мораль и право Вопросы для сравнения Право Кто вырабатывает Где закреплено? Государство Мораль Общество В законах государства Нет письменного закрепления Каковы последствия нарушения? Наступает юрид. ответственность Общественное осуждение, критика, “угрызение” совести Выполнение Что регулирует? Обязательно Не обязательно служат для регулирования и оценки поступков человека. Слайды 5­6 ­Обратимся к словарю. Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости (запись в тетради)  ­ Стр. 37­38 с опорой на текст учебника – объясните понятие. Каково происхождение морали? ­Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа Цицерона. Но определенные правила поведения существовали задолго до появления самого термина «мораль». ­Опираясь на текст учебника, докажите это.  (стр. 38­39 учебника: Моисей, Конфуций, Иисус Христос) Еще в VI веке до н.э. Конфуцием было сформулировано «золотое правило», которое гласит:  Не делай другому того, чего себе не желаешь.  Слайды 7­10 2.Мораль, нравственность. ­Некоторые ученые считают, что между понятиями «мораль» и «нравственность»  можно поставить знак =,  а кто­то утверждает, что это  ­ не одно и то же. ­А как считаете вы? Обоснуйте свою позицию. Слайды 11­14 Мораль правила поведения (как надо поступать) Нравственность практические поступки людей ­У людей есть образец поведения, но все ли следуют нормам морали? Основное противоречие морали­ между знанием и поступком, человек знает моральные нормы, но склонен поступать зло 3.Стимулы нравственного поведения. Слайды 15­16. ­Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа:  Боязнь общественного осуждения  Совесть, чувство долга  Одобрение окружающих  Желание делать,  как все  Боязнь наказания ­Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому, основными категориями морали являются добро и зло. ­ ­Существуют ли нормы, закрепленные в законах, которые бы регулировали нравственные поступки людей? (Нет) ­Но все же есть правила, нормы,  которые не закреплены письменно, но, тем не менее, регулируют жизнедеятельность людей.  . Добро и зло.  IV  Слайд 16 1.Прием «мозговой штурм». ­Какие  ассоциации у вас  возникают к слову «добро»? «зло»? Назовите их. ­А теперь давайте обратимся к словарю Ожегова.. 2.Работа в парах( по вариантам) с текстом учебника. Над этими понятиями люди размышляют на протяжении всей истории человечества. Не утихают споры и в наше время. Давайте обратимся к  тексту учебника и ответим на вопрос:  ­ Что вкладывается в понятие добра и зла­ ­ Напишите качества доброго человека на солнечных лучиках (каждая пара получает по   «лучику», на котором   нужно написать качество доброго человека, свойство доброты). Слайды 17­20 V   .Закрепление изученного материала. 1.Притча «Ведро яблок» ­Иногда очень трудно оценить поступок с позиций добра и зла. ­Почему в сказках добро всегда побеждает зло? ­ Как должен вести себя человек, по отношению к которому совершают дурной поступок? Ответить на этот вопрос нам поможет притча «Ведро яблок». ­В чем смысл этой притчи? 3.Портрет доброго человека. ­ В виде какого предмета, явления можно изобразить добро? ­Давайте попробуем составить портрет доброго человека в виде солнца. (Учитель прикрепляет к доске солнышко, дети на его лучах должна написать качества доброго человека, прикрепить к доске)   ­Итак, у нас получился собирательный образ доброго человека. Каждый из нас должен помнить, что он всегда находится перед выбором и только сам человек решает, как поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему выбрать. 4. Домашнее задание Слайд 21 ­Я предлагаю вам подумать вам над этим вопросом и дома, после изучения параграфа №5 учебника. Кто желает получить оценку «отлично», должен будет выполнить задание на выбор (за заданием подойти в конце урока). Д/З на выбор:   подобрать материалы  из  средств  массовой   информации   или  художественной  литературы  о  моральном  выборе  человека (добро и зло)  или  написать эссе на тему: «Приходилось ли тебе когда­нибудь делать выбор между добром и злом?» VI   .Подведение итогов. Рефлексия. ­Наш урок подходит к концу. Что он вам дал?  ­Какие выводы вы для себя сделали? ­Вы сегодня работали очень хорошо, аргументировано отвечали на поставленные вопросы и заслуживаете оценки «отлично». Но помните, что окончательную оценку вам поставит сама жизнь. Старайтесь всегда в любой ситуации руководствоваться «золотым правилом», которое гласит: (хором) Не делай другому того, чего себе не желаешь!                           Притча о мудром Мастере. ­Послушайте притчу о мудром Мастере и объясните, в чем ее смысл. Давно­давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?». Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил: ­Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Он крепко держал бабочку в своих ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер сказал: ­Все в твоих руках.

Конспект урока по теме: "Мораль"

Конспект урока по теме: "Мораль"

Конспект урока по теме: "Мораль"

Конспект урока по теме: "Мораль"

Конспект урока по теме: "Мораль"

Конспект урока по теме: "Мораль"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2018