Цель: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали.
Задачи.
Образовательные:
• познакомить учащихся с понятием «мораль»;
• дать представление об основных категориях морали: «добре» и «зле».
Развивающие:
• развивать умения анализировать различные ситуации с позиций норм морали, проводить анализ сходных явлений;
• развивать умение работать с документами, сравнивать различные точки зрения по проблеме.
Воспитательные:
• воспитывать толерантность, уважительное отношение к другим людям;
• сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей.
мораль.docx
Тема урока: Мораль
Урок обществознания в 8 классе.
Цель: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле
как этических категориях морали.
познакомить учащихся с понятием «мораль»;
дать представление об основных категориях морали: «добре» и «зле».
Задачи.
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
развивать умения анализировать различные ситуации с позиций норм морали, проводить анализ сходных явлений;
развивать умение работать с документами, сравнивать различные точки зрения по проблеме.
воспитывать толерантность, уважительное отношение к другим людям;
сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других
людей.
Мораль, нравственность.
Добро и зло.
1
2
Эпиграф урока:
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло»
В.О.Ключевский.
План урока.
I.
Проверка домашнего задания.
1 ученик работает у доски задание на соотношение терминов и сфер общественной жизни;
2 ученик выполняет задание на Смартдоске, составляя анаграмму «Фазы социализации личности» (проверка на прочность знаний)
68 учащихся выполняют тест «Духовная сфера общества»
Работа с классом:
Какую сферу общественной жизни мы изучали на прошлом уроке? (Сфера духовной жизни)
Какие еще сферы общественной жизни знаете?
Что отличает духовную сферу от других сфер общества?
Как связаны культура общества и культура отдельного человека?
Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?
( сообщение учащегося)
Актуализация знаний и переход к новой теме: Выберите лишнее в ряду и объясните свой выбор – книга, скульптура, воображение,
картина (воображение относится к внутренней культуре, а что еще …?)
Презентация
Слайды 1 2
Прав ли Иммануил Кант (17241804) – нем. Философ, внесший значительный вклад в разработку проблем нравственности.
Может быть ктото догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
II .Объявление темы и целей урока.
Тема нашего сегодняшнего урока: «Мораль»
Слайды 34.
«Крошка сын к отцу пришел, и спросила Кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?»…простые понятия, что же они означают?
Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятиями как «мораль» и его основными категориями: «добром» и «злом», узнаем, чем
отличаются понятия «мораль» и «нравственность», поговорим о том, как понимали добро философы в разные времена.
(В тетради записать тему и план урока)
. Знакомство с новым материалом.
III
1.«Корзина идей».
Предлагаю вам назвать слова или словосочетания к понятию «мораль».
Какие ассоциации у вас возникли?
Вывод:
Мораль правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законах.
Мораль и право
Вопросы для сравнения
Право
Кто вырабатывает
Где закреплено?
Государство
Мораль
Общество
В законах государства
Нет письменного закрепления
Каковы последствия нарушения? Наступает юрид. ответственность Общественное осуждение, критика, “угрызение” совести
Выполнение
Что регулирует?
Обязательно
Не обязательно
служат для регулирования и оценки поступков человека.
Слайды 56 Обратимся к словарю. Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к
окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости (запись в тетради)
Стр. 3738 с опорой на текст учебника – объясните понятие.
Каково происхождение морали?
Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа Цицерона. Но определенные
правила поведения существовали задолго до появления самого термина «мораль».
Опираясь на текст учебника, докажите это.
(стр. 3839 учебника: Моисей, Конфуций, Иисус Христос)
Еще в VI веке до н.э. Конфуцием было сформулировано «золотое правило», которое гласит:
Не делай другому того, чего себе не желаешь.
Слайды 710
2.Мораль, нравственность.
Некоторые ученые считают, что между понятиями «мораль» и «нравственность» можно поставить знак =, а ктото утверждает, что
это не одно и то же.
А как считаете вы? Обоснуйте свою позицию.
Слайды 1114
Мораль
правила поведения
(как надо поступать)
Нравственность
практические поступки людей
У людей есть образец поведения, но все ли следуют нормам морали?
Основное противоречие морали между знанием и поступком, человек знает моральные нормы, но склонен поступать зло
3.Стимулы нравственного поведения.
Слайды 1516.
Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа:
Боязнь общественного осуждения
Совесть, чувство долга
Одобрение окружающих
Желание делать, как все
Боязнь наказания
Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому,
основными категориями морали являются добро и зло.
Существуют ли нормы, закрепленные в законах, которые бы регулировали нравственные поступки людей? (Нет)
Но все же есть правила, нормы, которые не закреплены письменно, но, тем не менее, регулируют жизнедеятельность людей.
. Добро и зло.
IV
Слайд 16
1.Прием «мозговой штурм».
Какие ассоциации у вас возникают к слову «добро»? «зло»? Назовите их.
А теперь давайте обратимся к словарю Ожегова..
2.Работа в парах( по вариантам) с текстом учебника.
Над этими понятиями люди размышляют на протяжении всей истории человечества. Не утихают споры и в наше время.
Давайте обратимся к тексту учебника и ответим на вопрос:
Что вкладывается в понятие добра и зла
Напишите качества доброго человека на солнечных лучиках (каждая пара получает по «лучику», на котором нужно написать
качество доброго человека, свойство доброты).
Слайды 1720
V .Закрепление изученного материала.
1.Притча «Ведро яблок»
Иногда очень трудно оценить поступок с позиций добра и зла.
Почему в сказках добро всегда побеждает зло?
Как должен вести себя человек, по отношению к которому совершают дурной поступок? Ответить на этот вопрос нам поможет
притча «Ведро яблок».
В чем смысл этой притчи?
3.Портрет доброго человека.
В виде какого предмета, явления можно изобразить добро?
Давайте попробуем составить портрет доброго человека в виде солнца. (Учитель прикрепляет к доске солнышко, дети на его лучах должна написать качества доброго человека, прикрепить к доске)
Итак, у нас получился собирательный образ доброго человека. Каждый из нас должен помнить, что он всегда находится перед
выбором и только сам человек решает, как поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему выбрать.
4. Домашнее задание
Слайд 21
Я предлагаю вам подумать вам над этим вопросом и дома, после изучения параграфа №5 учебника. Кто желает получить оценку
«отлично», должен будет выполнить задание на выбор (за заданием подойти в конце урока).
Д/З на выбор:
подобрать материалы из средств массовой информации или художественной литературы о моральном выборе человека
(добро и зло) или
написать эссе на тему: «Приходилось ли тебе когданибудь делать выбор между добром и злом?»
VI
.Подведение итогов. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. Что он вам дал?
Какие выводы вы для себя сделали?
Вы сегодня работали очень хорошо, аргументировано отвечали на поставленные вопросы и заслуживаете оценки «отлично». Но
помните, что окончательную оценку вам поставит сама жизнь. Старайтесь всегда в любой ситуации руководствоваться «золотым
правилом», которое гласит:
(хором)
Не делай другому того, чего себе не желаешь!
Притча о мудром Мастере.
Послушайте притчу о мудром Мастере и объясните, в чем ее смысл.
Давнодавно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А
есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?». Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую
бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в своих ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер сказал:
Все в твоих руках.
Конспект урока по теме: "Мораль"
Конспект урока по теме: "Мораль"
Конспект урока по теме: "Мораль"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.