У р о к 89.
ОБЪЕМ. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ОБЪЕМА
Цели: познакомить учащихся с новой величиной – объемом; рассмотреть соотношения единиц объема: 1 см3; 1 дм3 = 1 литр; учить решать задачи, содержащие новую величину
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
ОБЪЕМ. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ОБЪЕМА
У р о к 89.
Цели: познакомить учащихся с новой величиной – объемом; рассмотреть
соотношения единиц объема: 1 см3; 1 дм3 = 1 литр; учить решать задачи,
содержащие новую величину
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а н и е № 369.
– Объясните, что обозначают выражения:
а) 900 : (10 + 15)
б) (900 : (10 + 15)) ∙ 10
в) (900 : (10 + 15)) ∙ 15О т в е т ы: а) количество мест в одном ряду; б) количество мест в 10
рядах; в) количество мест в 15 рядах.
З а д а н и е № 370.
– Выберите выражение, которое является решением данной задачи:
а) 32 – (7 – 3) б) 32 : (7 – 3)
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Прочтите и найдите задачи с «ловушками»:
а) Папа купил на рынке 2 кг яблок, 1 кг груш, 5 кг картофеля и 3 кг
огурцов. Сколько всего килограммов фруктов и овощей купил папа?
б) Папа купил на рынке 2 кг яблок, 1 кг груш, 5 кг картофеля и 3 кг
огурцов и разложил все купленное в две сумки, чтобы удобнее было нести.
Сколько всего овощей и фруктов купил папа?
в) Папа пошел в магазин и купил морковь, капусту и баклажаны. Сколько
всего килограммов овощей купил папа?
– Измените условие задачи так, чтобы «ловушек» не стало, а вопрос задачи
оставьте таким же.
– Решите задачу а).
2. Из кубиков сложили две фигуры. Сколько кубиков ушло на каждую из
них?
А
В
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (выполнение задания № 373).– Сравните пары фигур (с. 112 учебника).
– По какому признаку они составлены?
– Сравните свой ответ с рассуждениями Миши и Маши.
Куб, у которого длина ребра равна 1 см, называется
кубическим сантиметром.
Это обозначают так: 1 см3.
1 см3 – единица объема.
– Из кубиков составлены фигуры. Объем кубика – 1 см3. Чему равен объем
каждой фигуры?
А
В
6 ∙ 8 = 48 (см3) – объем фигуры А.
3 ∙ 6 = 18 (см3) – объем фигуры В.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 374.
– Прочитайте задание.
– Как узнать, чему равен объем данного куба? (Нужно измерить длину
ребра куба. Она равна 1 дм. Значит, это один кубический дециметр.)
1 дм3 – единица объема.
Эту единицу объема можно назвать подругому – один литр.
1 дм3 – 1 литр.
– Из кубиков составлены фигуры. Объем кубика – 1 дм3. Чему равен объем
каждой фигуры?А
В
6 ∙ 11 = 66 (дм3) – объем фигуры А.
3 ∙ 6 + 2 = 20 (дм3) – объем фигуры В.
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 375.
– Прочитайте задачу.
– Нарисуйте схему к данному условию.
Нужно – 120 л воды.
– Запишите решение задачи выражением.
(2 + 2 ∙ 2 + 4 ∙ 2) ∙ 8 = 112 (л) – воды принесли.
112 л < 120 л
О т в е т: на полив огорода воды не хватит.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Продолжение работы по теме урока.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 376.
– Прочитайте задачу.– Начертите схему, она поможет вам решить задачу.
Р е ш е н и е з а д а ч и п о в о п р о с а м:
1) Сколько ведер воды в первой бочке?
84 : 12 = 7 (в.)
2) Сколько ведер воды во второй бочке?
72 : 12 = 6 (в.)
3) На сколько ведер воды больше в первой бочке, чем во второй?
7 – 6 = 1 (в.)
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 377.
– Сравните задачи. В чем их сходство и различие?
а)
Р е ш е н и е:
1) 25 + 40 = 65 (л.) – всего.
2) 682 р. 50 к. = 68250 к.
68250 : 65 = 1050 (к.) – цена 1 литра бензина.
1050 к. = 10 р. 50 к.
3) 1050 ∙ 25 = 26250 (к.) – стоят 25 литров.
26250 к. = 262 р. 50 к.
4) 1050 ∙ 40 = 42000 (к.) – стоят 40 литров.
42000 к. = 420 р.
или
68250 – 26250 = 42000 (к.) – стоят 40 литров.
42000 к. = 420 р.б)
Р е ш е н и е:
1) 40 – 25 = 15 (л) – стоят 157 р. 50 к.
2) 157 р. 50 к. = 15750 к.
15750 : 15 = 1050 (к.) – стоит 1 литр бензина.
3) и 4) действия выполняются аналогично 3) и 4) действиям в задаче а).
VI. Итог урока.
– Какая величина называется объемом?
– Какие единицы объема вы знаете?
Домашнее задание: № 378; тетрадь с печатной основой № 2 (задания №
22, 23, 24).