Урок 39 по теме :
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ « ПУТЕШЕСТВИЕ
ПО ПРИРОДНЫМ СООБЩЕСТВАМ »
Цели :
– обобщить и повторить знания учащихся о природных сообществах ;
– закрепить знание взаимосвязей в природе ;
– развивать мышление, внимание;
– воспитывать познавательный интерес.
Оборудование: иллюстрации (растения и животные); карточки с заданиями.
У р о к 39
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ
ПО ПРИРОДНЫМ СООБЩЕСТВАМ»
Ц е л и :
– обобщить и повторить знания учащихся о природных сообществах;
– закрепить знание взаимосвязей в природе;
– развивать мышление, внимание;
– воспитывать познавательный интерес.
О б о р у д о в а н и е : иллюстрации (растения и животные); карточки с
заданиями.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
III. Проведение игрысоревнования.
Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение:
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики…
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Берегите Землю! Берегите!
Чудо песен городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий,
Старости последнюю отраду –
Женщину, бегущую к детсаду,
Нежности беспомощное пенье
И любви железное терпенье,
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу –
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю! Берегите,
Времени крутые повороты,
Радость вдохновенья и работы,
Древнего родства живые свойства,
Дерево надежд и беспокойства,
Откровение земли и неба –
Сладость жизни, молока и хлеба.
Берегите доброту и жалость,Чтоб она за слабого сражалась.
Берегите будущего ради…
М. Дудин
Задание «Узнай природное сообщество».
У ч и т е л ь ч и т а е т з а г а д к и :
1) Мы по ковру идем с тобой,
2) Посреди поля
Лежит зеркало,
Стекло голубое,
Рама зеленая.
(Озеро.)
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой
И желт, и синь, и ал!
(Луг.)
3) Все обходят это место:
Здесь земля
Как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.
(Болото.)
Задание «Кроссворд».
– Решите кроссворд и определите в нем ключевое слово.
Н а д о с к е :
1. Ну лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
2. Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
3. Кто за печкою живет,
Спать мне ночью не дает?
4. То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?Ну конечно…
5. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
6. Нос долог,
Голос тонок.
Кто его убьет,
Тот свою кровь прольет.
7. В лесу у пня
Суета, беготня:
Народ рабочий
Весь день хлопочет.
8. Не моторы, а шумят.
Не пилоты, а летят.
Не змеи, а жалят.
9. Сок из цветов она берет
И в сотах копит сладкий мед.
О т в е т ы : 1. Кузнечик. 2. Бабочка. 3. Сверчок. 7. Светлячок. 5. Стрекоза.
6. Комар. 7. Муравьи. 8. Осы. 9. Пчелы.
В выделенных клетках открылось слово «насекомое».
– В каком природном сообществе больше всего насекомых? (На лугу.)
Задание «Что здесь растет?»
– Узнайте растение и назовите место его обитания.
1) Белая корзинка –
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка – на лугу.)
2) Мох не мох – в лесу перинка,
На перинке не малинка:
И пригожа, и красна, разрумянилась она.
(Клюква – на болоте.)
3) Стоит над водой,
Трясет бородой.
(Камыш – на озере.)
4) Кувшинки и блюдца
Не тонут и не бьются.
(Кувшинки – на озере.)
5) Кто ни прикасается, –За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки.
(Репейник – на лугу.)
Задание «Кто здесь живет?»
1) Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка – на озере, болоте.)
2) Сама ползет,
На себе дом везет.
(Улитка – на озере.)
3) Крылья есть,
Да не летает,
Глаза есть,
Да не мигает,
Ног нет,
Да не догонишь.
(Рыба – на озере.)
4) Не кузнец,
А с клещами.
(Рак – на озере.)
5) Череп, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног – без копыт,
Летит – воет,
Сядет – землю роет.
(Жук – на лугу.)
6) На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(Сом – на реке.)
7) Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Пчела – на лугу.)
8) Водяные мастераСтроят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину.
(Бобры – на озере.)
9) Сделал дыру,
Вырыл нору,
Солнце сияет
А он и не знает.
(Крот – на лугу.)
IV. Самостоятельная работа.
Учащиеся работают по карточкам (3 варианта).
Карточка «Водоем – природное сообщество».
1. Как ты представляешь себе водоем?
2. Какие виды водоемов ты знаешь?
3. Назови животных водоемов.
4. Как приспособились млекопитающие к условиям жизни в водоемах?
5. Составь две цепочки питания, которые сложились в водоеме.
6. Подпиши названия этих растений. Что объединяет эти растения?
7. Выбери животных, обитающих только в мелких водоемах: 1) бабочка
капустница; 2) лягушка; 3) комар; 4) муха; 5) акула; 6) линь; 7) окунь; 8)
щука; 9) тритон; 10) карась; 11) стрекоза; 12) плавунец; 13) катушка; 14)
шмель; 15) минтай; 16) клопводомерка.
Укажи самого прожорливого хищника планеты.
8. Если в водоеме исчезнут лягушки, как это повлияет на жизнь комаров и
аистов?
9. Надо ли охранять водоемы? Как охраняют водоемы?
О т в е т ы :
1. Водоем – углубление в поверхности земли, заполненное водой,
населенное разнообразными жителями.
2.
Естественные (ручей,
река,
озеро,
море),
искусственные
(водохранилище, пруд, канал).3. Насекомые: стрекоза, жукплавунец, клопводомерка. Птицы: утка,
цапля, аист. Рыбы: щука, карась, окунь. Звери: бобр, выдра, ондатра.
4. Млекопитающие умеют плавать; с гладкой шерстью; питаются
растениями и животными, обитающими в водоеме, жилье – по берегам
водоемов.
5. Муха – лягушка – цапля.
Водоросли – карась – щука.
6. Рогоз, ряска, кувшинка, стрелолист. Подземные части растений
находятся в илистом дне или под водой. Листья и стебли поднимаются над
водой, плавают на поверхности воды.
7. Лягушка, комар, муха, мышь, окунь, щука, тритон, карась, стрекоза,
плавунец, катушка, минтай, клопводомерка.
8. Комаров будет избыточное количество. Аисты должны будут искать
другое место обитания, так как у них не будет пищи.
9. Не загрязнять водоемы, расчищать родники и ручьи, не мусорить на
берегах, оберегать животных и растения водоемов.
Карточка «Болото – природное сообщество».
1. Что такое болото?
2. Какие бывают болота?
3. Назови животных болот.
4. Как приспособились растения и животные к условиям жизни на болоте?
5. Составь однудве цепочки питания животных болота.
6. Докажи, что болото лечит не только человека, но и нашу землю.
7. Как человек использует болото?
8. Какое растение болота называют хищником?
9. Как надо охранять болота?
10. Подпиши названия болотных растений.
11. Напиши названия растений и животных болота, взятых под охрану.
О т в е т ы :
1. Болото – топкое место (сырой участок земли) часто с застаивающейся
водой.
2. Низменные и верховые.
3. Комар, слепень, чибис, аист.4. Растения – опушенные, с восковым налетом на листьях. Животные
(птицы) – длинные ноги, тонкие вытянутые пальцы, длинный клюв.
5. Комар – лягушка – аист.
6. Болота – хранилища воды. Здесь берут начало ручьи и реки. Болота
фильтруют воду.
7. Добыча торфа; сбор клюквы, голубики, черники.
8. Росянку.
9. Не осушать, не уничтожать растения и животных.
10. Стрелолист, багульник, пушица, клюква, росянка.
11. Журавль, аист, бобр, росянка, белокрыльник.
Карточка «Луг – природное сообщество».
1. Как ты представляешь себе луг?
2. Назови растения луга.
Птицы
3) Луговой чекан
4) Хомяк
7) Капустная белянка
8) Коростель
Звери
__________ __________
__________ __________
__________ __________
3. Опиши животный мир луга.
Насекомые
__________
__________
__________
4. Почему крупные звери не живут на лугах?
5. Составь 1–2 цепи питания, складывающиеся на лугах.
6. Что будет, если на лугу уничтожить жаб?
7. Выбери животных, обитающих только на лугу.
1) Крот
2) Махаон
5) Шмель
6) Аист
8. Как животные приспособились к жизни на лугу?
9. Как человек использует луга?
10. Как охраняют луга?
О т в е т ы :
1. Большой участок земли с травянистой растительностью.2. Клевер, лютик, мышиный горошек, колокольчик, тимофеевка.
3. Насекомые: мухи, пчелы, бабочки, осы, шмели, кузнечики. Птицы:
перепел. Коростель, луговой чекан, трясогузка. Звери: мыши, кроты.
4. На открытой местности трудно скрываться от врагов.
5. Нектар растений – бабочка – трясогузка; муха – луговой чекан.
6. Растительные насекомые начнут размножаться в больших количествах и
погубят много растений.
7. № 1, 2, 3, 5, 8.
8. «Жилье» – на земле, в земле; защитная окраска, небольшой размер.
9. Пастбища; заготовка корма для скота, сбор лекарственных трав.
10. Очищают от кустарников, охраняют некоторые виды растений,
животных.
V. Итог урока.
Учащиеся сдают работы на проверку.
– Что нового узнали на уроке?
– Что хотели бы узнать?