Конспект урока по теме: ОБРАЗОВАНИЕ СССР. КАКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОИЗОШЛИ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 53 ОБРАЗОВАНИЕ СССР. КАКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОИЗОШЛИ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ Цели: – сформировать представление об этапах развития государства после Гражданской войны; – показать желание трудового народа построить справедливое общество; – развивать навыки работы с политической картой; – воспитывать уважение к трудовым подвигам российских народов. Оборудование: политическая карта СССР, герб СССР.
Иконка файла материала Окружающий мир.docx
У р о к  53 ОБРАЗОВАНИЕ СССР. КАКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ  ПРОИЗОШЛИ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ Ц е л и : –   сформировать   представление   об   этапах   развития   государства   после Гражданской войны; – показать желание трудового народа построить справедливое общество; – развивать навыки работы с политической картой; – воспитывать уважение к трудовым подвигам российских народов. О б о р у д о в а н и е : политическая карта СССР, герб СССР. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. Ф р о н т а л ь н ы й   о п р о с . –   Какие   главные   события   произошли   в   начале   ХХ   века   в   Российской империи? – Кто был последним российским императором? – Почему в России произошли революции? – Что изменилось в России после Февральской и Октябрьской революций? – Кто стал во главе государства после Октябрьской революции? – Что такое Гражданская война? – Какой бедой для России она обернулась? – Какие первые декреты объявила Советская власть? 2. Соедините названия государства с его основателем и столицей. Н а   д о с к е : III. Сообщение темы урока. – Сегодня мы узнаем, как стало называться наше государство в начале ХХ века, какой город стал столицей. Н а   д о с к е   з а п и с а н а   т е м а :  «Образование СССР». IV. Как образовался Советский Союз.– После окончания Гражданской войны образовалось несколько советских республик: Российская, Украинская, Белорусская, Закавказская. Покажите на карте эти республики. В   1922   году   эти   республики   добровольно   объединились   в   единое государство – Советский Союз. По ходу изучения нового материала учитель демонстрирует карточки с новыми понятиями. Социалистическая республика – государство, основанное на принципах социализма. Октябрята – члены детской организации в СССР (с 7 лет). Пионеры – члены детской организации в СССР (с 10 лет). Комсомольцы – члены молодежной организации в СССР (с 14 лет). – Позже в состав СССР вошли республики Средней Азии и Прибалтики. Всего в состав СССР входило 15 братских республик. Покажите на карте эти республики. Покажите границы СССР. –   Кто   возглавил   Советский   Союз?   Прочитайте   последний   абзац   текста «Как образовался Советский Союз» на с. 92 учебника. –   Рассмотрите   гербы   РСФСР   и   СССР.   Подумайте,   почему   они   так составлены? V. Что изменилось в хозяйстве страны. – Что принесла Гражданская война? Учитель обобщает ответы учащихся и записывает схему  на доске: – Народ активно взялся за восстановление разрушенного хозяйства. Учащиеся читают статью «Что изменилось в хозяйстве страны» (с. 93–97 учебника). – Кому принадлежали заводы и фабрики в Советском Союзе? – Кого называли колхозниками? – Кто руководил социалистическим хозяйством? – Почему СССР называли большой стройкой? – Кто такие были пионеры и комсомольцы? – Чем они отличались от других школьников?VI. Как жилось людям в Советском Союзе. –   Россия   всегда   была   крестьянской   страной.   В   1927   году   в   деревнях проживало 4/5 всего населения. После разрухи надо было поднимать сельское хозяйство.   Это   можно   было   сделать   только   коллективными   усилиями. Ученый­экономист   Александр   Чаянов   разработал   проект   восстановления через создание кооперативных хозяйств. В 1929 году их насчитывалось уже 165 000.   Это   не   устраивало   руководителей   партии.   Они   решили   «по­ сталински»   провести   коллективизацию.   Все   жители   деревни   должны   были вступать в колхоз, отдавая свое зерно, скот, инвентарь в общее пользование. Кто   не   соглашался,   того   «раскулачивали»:   выгоняли   из   дома,   забирали имущество   и   скот,   арестовывали,   ссылали   и   расстреливали.   В   1930   году арестован и в 1937 расстрелян был и А. Чаянов. В 1932–1933 годы забрали в города   для   рабочих   даже   посевное   зерно,   после   чего   в   стране   разразился массовый   голод.   Голодали   на   Украине,   на   Кавказе,   в   Поволжье.   Умирали старики и дети. Это было страшное время. Но не только беды были у наших прадедов, были и победы. В 20–30 годах были   построены   первые   гидроэлектростанции   –   Волховская   и   Днепрогэс. Построена   железная   дорога   –   Турксиб   (Туркестано­Сибирская   ж.   д.), соединившая   Среднюю   Азию,   Сибирь,   Дальний   Восток.   Началось восстановление   народного   хозяйства.   Были   построены   металлургические комбинаты,   тракторные   и   автомобильные   заводы.   Все   это   достигалось тяжелым трудом. Работали в три смены, днем и ночью. Но все жили мечтой о светлом   будущем   для   своих   детей.   Всеобщее,   обязательное   и   бесплатное обучение детей в начальных и средних школах было введено только в ХХ веке, после революции. Тогда же были запрещены телесные наказания (побои) учеников в школах. В Советском Союзе государство полностью брало на себя расходы не только по обучению детей в школе, но и по обучению молодежи в различных училищах, институтах и университетах, готовящих специалистов разных   профессий.   В   наше   время   существует   и   бесплатное,   и   платное обучение. Учащиеся читают статью «Как жилось людям в Советском Союзе» на с. 98–99 учебника. – Рассмотрите на фотографиях, где отдыхали и чем занимались советские школьники. – Как же развивалась наша страна в эти годы? Во всем мире признаны успехи нашей страны в развитии авиации.Еще в 1937 году весь мир узнал о беспримерном беспосадочном перелете через Северный полюс из Советского Союза в Соединенные Штаты Америки. Этот героический полет выполнил экипаж во главе со знаменитым летчиком­ испытателем Валерием Чкаловым на самолете, который был сконструирован выдающимся   авиаконструктором   Андреем   Николаевичем   Туполевым.   Под руководством   А.   Н.   Туполева   потом   были   созданы   многие   первоклассные самолеты, в том числе первый в мире реактивный пассажирский самолет ТУ­ 104 и другие пассажирские и военные самолеты. Началось освоение Арктики. Преобразились рабочие окраины Ленинграда (Петроград   стал   Ленинградом   с   1924   года).   Были   построены   4­этажные здания   для   рабочих,  дома   культуры,  школы.  Построено   было   метро  (1935 год). Одним из замечательных памятников архитектуры ХХ века являются украшенные   мрамором,   гранитом,   росписями,   скульптурами   залы   станций Московского   метро.   Оформление   некоторых   залов   посвящено   важным событиям   истории   России.   Особенно   значительна   мозаика   из   кусочков цветных   камней   на   потолке   зала   станции   «Комсомольская»,   посвященная великим российским полководцам. Но   вместе   с   тем   уничтожались   архитектурные   памятники,   свидетели истории нашего Отечества: были взорваны два храма в Московском Кремле, возведенные в XVI веке, храм Христа Спасителя, возведенный в честь победы над армией Наполеона в 1812 году, уникальный памятник в Ленинграде – храм Спаса на водах, построенный как память морякам, погибшим в русско­ японской войне 1904–1905 гг. Взрывались многие церкви и храмы по всей России или в них устраивались склады. Руководителем   государства   во   времена   Советского   Союза     являлся Генеральный   секретарь   Коммунистической   партии   (бывшая   партия большевиков). Долгие годы им был И. В. Сталин (Джугашвили) (1879–1953 гг.).   Безгранична   была   его   власть.   Не   согласных   с   решениями   партии   и правительства   ссылали   в   Сибирь,   на   Соловецкие   острова,   в   казахстанские степи или расстреливали. Сталин в 1934 году ввел широкое использование смертной казни. Провинившихся (не согласных) называли «врагами народа», их   семьи   подвергались   гонениям:   их   выселяли   из   квартир,   лишали   льгот, детей не принимали в пионеры и комсомольцы. Многие ученые подвергались репрессиям (гонениям). В заключении (в тюрьме) работали известные сегодня всему миру «отец русской космонавтики» С. П. Королев, создатели новейших в то время в мире самолетов А. Н. Туполев и Н. Н. Поликарпов. VII. Итог урока. – Как называлось наше государство до революции 1917 года?– Как стало называться оно после Февральской революции? – После 1922 года? – Какой город был столицей Российской империи? – Какой город стал столицей Советского Союза? – Что означают серп и молот на гербе СССР? – Сколько  ленточек  перевивают  колосья  пшеницы?  Что это означало? (15 братских республик.) – Почему красная звезда изображена на гербе? – Что символизирует солнце на гербе? –   Каких   успехов   добились   народы   нашей   страны,   восстанавливая разрушенное хозяйство? – Какие действия советской власти вы не одобряете? Домашнее задание:  рабочая тетрадь № 2 (задания № 35, 36 на с. 29); учебник (с. 92–99).