Урок 40
ОТКУДА ПОШЛА РУСЬ
Цели:
– закрепить понятия: род, старейшина, племя, вождь; исторические источники;
– повторить изученное о том, где строили древние города наши предки и как их защищали, какие воинские доспехи они имели;
– познакомить с племенами, образовавшими Древнюю Русь, с ее первой столицей – Великим Новгородом, с первыми князьями, правившими на Руси;
– развивать интерес к прошлому своего Отечества;
– развивать умения пользоваться исторической картой, выявлять причины и следствия исторических событий;
– воспитывать уважительное отношение к прошлому своего государства.
Оборудование: настенная физическая карта России; карточки со словами «род», «племя»; ребус.
У р о к 40
ОТКУДА ПОШЛА РУСЬ
Ц е л и :
– закрепить понятия: род, старейшина, племя, вождь; исторические
источники;
– повторить изученное о том, где строили древние города наши предки и
как их защищали, какие воинские доспехи они имели;
– познакомить с племенами, образовавшими Древнюю Русь, с ее первой
столицей – Великим Новгородом, с первыми князьями, правившими на Руси;
– развивать интерес к прошлому своего Отечества;
– развивать умения пользоваться исторической картой, выявлять причины
и следствия исторических событий;
– воспитывать уважительное отношение к прошлому своего государства.
О б о р у д о в а н и е : настенная физическая карта России; карточки со
словами «род», «племя»; ребус.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
– Прочитайте ребус и назовите тему урока.
Н а д о с к е : т е м а у р о к а «Откуда пошла Русь».
III. Кто были наши предки.
– Представьте себе человека, который забыл свое прошлое. Забыл, кто его
родители, где и когда он родился, где и как жил, чему учился и что знал. Горе
такому человеку. То же можно сказать и о человечестве. Горе ему, если оно
забудет свое прошлое. Значение родной истории помогает осознать, чем твой
народ, твое государство отличаются от других народов и государств, каков
вклад твоего народа в достижения всего человечества. Знание истории страны
помогает правильно понимать происходящее в ней сегодня. Ведь «сегодня»
всегда исходит из «вчера», как «завтра» выйдет из «сегодня». Знание истории
помогает не повторять ошибок, за которые дорого заплатили наши предки,
учитывать их горький опыт.Большую помощь вам могут оказать в изучении истории хорошие книги и
картины, документальные и художественные фильмы о прошлом, экспонаты
разных музеев.
– Что вы знаете о жизни наших предков?
– Что означают понятия «род» и «племя»?
Род – группа людей, происходящая от одного предка.
Племя – объединение людей, связанных родовыми отношениями, общими
языком и территорией.
– Какие трудности испытывали наши предки?
– Как их жизнь зависела от природных условий?
– Как они пытались защищаться от природных стихий и недобрых людей?
– Что помогало нашим предкам защищаться от врагов? (Объединились
рода и племена.)
– Главное, что помогало нашим предкам, – это объединение родов и
племен. Объединившись, они становились более сильными, помогали друг
другу в беде, обменивались продуктами своего труда, легче справлялись с
природными стихиями. Так, еще в древности образовывались разные
племенные союзы, которые затем объединялись в государство.
– Прочтите первый абзац текста «Какие племена жили на нашей земле» на
с. 36. Покажите на физической карте племена древних народов и где они жили
на территории современной России.
У ч и т е л ь д о п о л н я е т :
От самого юга до северных земель по берегам Днепра, Припяти, Западной
Двины и их притокам селились славяне. Реки поили и кормили людей, по ним
можно было плавать на плотах в соседние селения.
Жили славяне племенами. На карте вы видите названия славянских
племен: поляне1, дреговичи2, кривичи3, радимичи4 и другие. На ровных
безлесных местах по берегам Днепра жили поляне. Немного севернее, в степи
по берегам Днепра жили поляне. Еще немного севернее, в степи по берегам
Десны и Сожи, жили радимичи.
А еще севернее, по реке Припяти и ее притокам, где было больше болот и
лесов, жили дреговичи. Между Волгой и Доном селились вятичи (близко к
реке Вятке). А чуть севернее дреговичей, у истоков Волги, жили кривичи.
Вокруг озера Ильмень, где теперь стоит Новгород, жили ильменские словены
1 В летописи о них говорится: «Зане (ибо, так как) в поле сидяху». Иначе – «те, кто в полях жили».
2 Дреговичи – от славянского слова «дрегва», что означало болото, непрочная зыбкая сырая земля.
3 Кривичи – племена, которые жили в местах неровных, с лесами и болотами.
4 Радимичи – союз восьми славянских племен, которые породнились между собой.(так их называют в летописях) – не славяне, а словены! И вся эта земля от
днепровских степей до северных земель называлась в летописях славянской.
Все славянские племена, населяющие эту землю, хоть и жили врозь, далеко
друг от друга, общались между собой, чаще по рекам. И в их жизни было
много похожего – обычаи, жилища, занятия, язык.
На севере жили племена неславянского происхождения: чудь, меря, ижора,
весь, у которых были свои обычаи, и язык их был другой, непохожий на
славянский.
В каждом племени люди жили родами. Род селился в одной местности.
Самый старый человек был начальником рода, которому подчинялись все – и
старые, и молодые.
– Рассмотрите историческую карту на с. 41 учебника и расскажите, какие
племенные союзы были на территории нашей страны в далекие времена. (На
карте красным выделены славянские племена, голубым – другие соседние
племена.)
– Заполните таблицу на доске, используя историческую карту:
Название племени
Словени
Полочане
Кривичи
Радимичи
Вятичи
Северяне
Поляне
Дреговичи
Древляне
Река
Сев. Двина, озеро Ильмень
Сев. Двина
Волга
Днепр
Ока
Десна, Днепр
Днепр
Днепр
Днепр, Припять
Города
Новгород
Полоцк, Витебск
Ростов, Муром
Смоленск
Киев, Переславль
Туров
– С помощью карты можно узнать, какие славянские племена первыми
объединились и образовали Русь.
Далее учащиеся выполняют в рабочей тетради задание № 4 (с. 15).
IV. Как защищались наши предки.
– Славянские племена разрастались. Один род жил богаче, другой –
беднее. Часто более сильный род нападал на более слабый, отнимал у него
часть земли, присоединял к своей и становился еще богаче. Иногда несколько
родов объединялись и селились в одном месте, которое так и называлось –селенье. Чаще дома старались устроить на высоком берегу реки. Селенья
огораживались – от диких зверей, которые могли из леса заходить и разорять
дворы, таскать скот, и от недобрых людей. С течением времени небольшие
селенья разрастались, укреплялись стеной или валом, и получался город
крепость.
Несколько родов, объединившись, собирали дружины для охраны своей
земли. Дружины выбирали воеводу. Так стали образовываться воеводства. К
сильным дружинам и воеводствам присоединялись люди и из других племен,
ища защиты от нападения врагов.
– Прочитайте текст на с. 40 учебника «Как защищались наши предки» .
– Как строили города наши предки?
– Какое оружие они имели?
Далее учащиеся выполняют задание № 1 в рабочей тетради (с. 14).
– Укажите на рисунке с изображением поселения древних славян
сторожевую башню, земляной вал, жилища, выпас для домашних животных,
святилище.
– Выполните задание № 2 в рабочей тетради (с. 14).
О т в е т ы :
Несколько родов образуют племя.
Дружинники подчиняются князю.
Ремесленники продают свои изделия купцам. (Купцы продают изделия
ремесленников.)
– Рассмотрите рисунки – экспонаты краеведческого музея (задание № 3).
Что можно узнать по этим экспонатам о жизни древних славян? (На первом
рисунке изображен Полевик – добрый дух поля, который бережет хлебные
растения. На втором – Баба Яга, злой дух.)
Учитель рассказывает о работе археологов.
Остатки поселений, укрепленных валами и рвами, называются в
археологии городищами. На территории России первые городища строились
на высоких мысах при слиянии рек. Верхняя треугольная площадка мыса
отгораживалась от плато (поля) одним, двумя или тремя валами, между
которыми рылись рвы. По гребням валов иногда забивали стоймя заостренные
бревна, устраивая частокол. Внутри сооружались жилища и различные
хозяйственные постройки. Позже по гребням валов стали ставить деревянные
срубы, наполненные землей и камнями. Кроме полуземлянок и наземных
деревянных построек стали возводить каменные сооружения, главным
образом храмы. Вокруг городищ группировались неукрепленные поселения –
селища.Время уничтожило деревянные стены, стерло наземные постройки и
землянки, но валы и рвы остались. В них находятся оружие, наконечники
стрел.
Одним из самых распространенных видов археологических раскопок
являются старинные погребения. В древности считали, что покойник
продолжает жить после погребения, ему клали в могилу необходимые вещи и
пищу. В погребениях все вещи находятся на тех местах, где их положили во
время захоронения. Украшения, металлические пуговицы, предметы, которые
носили на поясах, помогают восстановить вид одежды, которая давно истлела.
В глиняной посуде сохраняются остатки пищи. Могилы бывают бедные и
богатые. В погребениях богатых можно обнаружить дорогие воинские
доспехи, золотые украшения, богатую сбрую коня, серебряные сосуды. В
бедной могиле – каменный топор, горшок с полбой (зерновая культура,
подобная пшенице).
Часто над богатыми могилами насыпали высокий холм круглой формы –
курган. Все вещи, находимые в погребениях, археологи называют курганным и
могильным инвентарем. Особый интерес для археолога представляют остатки
древних мастерских и рудников. Не менее интересным памятником являются
наскальные изображения, их еще называют писаницами. Наскальные
изображения находят в пещерах и на открытых скалах. К археологическим
памятникам относятся и архитектурные сооружения древности, и
обнаруженные письменные источники,
которые изучают историки.
Письменные источники хранятся и изучаются в архивах. Вещественные
источники хранятся в залах и кладовых музеев. Но главный их хранитель –
это земля. Слой земли, в котором находят вещественные источники, называют
культурным слоем. Толщина культурного слоя в Новгороде составляет 9
метров, в историческом центре Москвы – около 8 метров, на ее окраине –
всего 10 см.
Сохраняются вещественные источники поразному. Это зависит от
стойкости материала и от окружающей среды. Большой стойкостью обладают
изделия из обожженной глины (керамики), кремния, кости и рога. Хорошо
сохранились изделия из кожи и ткани, если они находились в воде или
абсолютно сухом воздухе. Во влажной почве Новгорода сохранились
деревянные постройки и изделия: мостовые, сани, телеги, бочки, кожаная
обувь, берестяные грамоты.
V. Итог урока.– По каким историческим источникам узнали о том, как жили наши
предки, как объединились в государство? (Летописи, берестяные грамоты,
археологические раскопки, исторические памятники.)
– Чем занимается наука археология?
– Что влияет на сохранность предметов древности? В каких природных
зонах они лучше сохраняются?
– Что археологи называют городищами?
– По каким признакам можно обнаружить древние поселения с помощью
вертолетов и самолетов? (С воздуха хорошо видны насыпанные защитные
валы, рвы.)
– Какой уклад жизни был у наших далеких предков?
– Почему славянские племена селились по берегам рек, болот и озер, в
лесах?
– Кто им угрожал?
Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задания № 5, 6 на с. 15);
учебник (с. 36–39).