Конспект урока по теме ,,Подготовка к итоговому сочинению 11 класс 2017 г.

  • Разработки курсов
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • docx
  • 21.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

2 октября 2013 года на заседании Президентского Совета по культуре и искусству член совета Карен Шахназаров высказал идею о возвращении в школу обязательного выпускного экзамена по литературе. «Мне кажется, было бы логично именно в Год культуры в России ввести обязательный экзамен по литературе в школах. Мне кажется, вообще было бы правильно ввести курс классической русской литературы во всех вузах страны, включая технические вузы и военные, средние и высшие учебные заведения».
Иконка файла материала конспект.docx
Подготовка к итоговому сочинению по литературе в 11 классе:           проблемы и пути их решения    2 октября 2013 года на заседании Президентского Совета по культуре и искусству  член совета Карен Шахназаров высказал идею о возвращении в школу обязательного  выпускного экзамена по литературе. «Мне кажется, было бы логично именно в Год  культуры в России ввести обязательный экзамен по литературе в школах. Мне  кажется, вообще было бы правильно ввести курс классической русской литературы  во всех вузах страны, включая технические вузы и военные, средние и высшие  учебные заведения».     В итоге в Поручении Президента, которое нужно выполнить к 1 марта 2014 года,  возникла следующая формулировка: «Принять меры по совершенствованию  федеральных государственных образовательных стандартов начального общего,  основного общего и среднего общего образования, исходя из необходимости  повышения требований к результатам изучения русского языка и литературы и  необходимости учёта при оценке степени  освоения соответствующей   образовательной  программы полного общего образования результатов публичной  защиты обучающимися индивидуальных проектов в форме сочинения».    Новость о возвращении выпускного сочинения «взорвала» общественность.  Педагоги – практики, преподаватели вузов, журналисты, писатели, общественные  деятели – все подключились к ее активному обсуждению.   1.   Сочинение ­ один из жанров литературного творчества, в котором наряду с  изложением, исследовательской работой, докладом и другими видами учебной  деятельности ученик излагает собственные мысли на определённую заданную или  самостоятельно выбранную тему. За годы существования ЕГЭ сочинение по  литературе ушло на задний план.      Действительно, за 10 лет существования ЕГЭ по русскому языку учителя готовили ребят к сочинению по прочитанному текста (часть С). Литература же была в списке  предметов, которые учащиеся могли сдавать по выбору. (По статистике такой выбор  делали лишь 5 % выпускников). В программе по литературе, конечно, оставались  часы на развитие речи. Но дети, не заинтересованные в сдаче экзамена, не пытались  создавать собственные тексты, а прибегали к ресурсам Интернета. Борьба со  списыванием, естественно, велась, но  учащиеся утратили способность писать  выпускную и, следовательно, объёмную работу, логически завершающую  литературное образование.2.  Федеральный учебный план обязывает администрацию школ выделять в пятых ­ восьмых классах по 2­3 часа уроков литературы в неделю, в девятых ­ одиннадцатых ­ по три, по русскому языку в седьмом классе – четыре – пять   часа в неделю, в восьмом классе ­ три, в девятом ­ два, в десятом ­ одиннадцатом классах ­ один час в неделю.        Как показал мониторинг ни педагоги, ни учащиеся десятых классов не были готовы к написанию и публичной защите сочинения как вида итоговой работы.      Нужно найти возможность увеличить количество часов на изучение русского языка и   литературы   в   старших   классах,   особенно   в   выпускных.   Учителя   литературы девятых­одиннадцатых классов при составлении рабочих программ скорректировали часы внутри курса, темы, а также разработали новые подходы к изучению текстов художественных произведений и литературной критики.  3.  В свое время Лев Толстой отмечал: «Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из­под пера»...Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше   выходит».   Поэтому,   понимая   и   принимая   суть   высказывания   великого писателя, современный педагог будет строить обучение написанию сочинений разных жанров на уроках русского языка и литературы на протяжении всех школьных лет. Это могут быть впечатления от прочитанной книги, о проведенных выходных днях или   каникулах,   которыми   дети   охотно   делятся   даже   в   начальной   школе.   Важно, чтобы   уже   в   этот   период   их   творческие   работы   по   личным   впечатлениям   были развивающими,   носили   исследовательский   характер   и   ориентировались   на отдалённую перспективу ­ на качественное выпускное сочинение.      Однако в последние годы приходится слышать сетования от педагогов­ практиков,   что   каждый   раз,   проверяя   письменные   работы   детей,   они   видят,   что качество творческих работ оставляет желать лучшего. Речь идёт о слабом знании событий,   фактов   и   текста   литературного   произведения,   речевой   грамотности   и творческой составляющей. Особенно это касается сочинений старшеклассников, и это,   к   сожалению,   подтверждает   проверка   части   «С»   единого   государственного экзамена по русскому языку. Вероятно, проблема заключается в том, что работа по развитию   речи   неравномерно   рассредоточена   в   программе   по   русскому   языку   и литературе; возможно, в погоне за безупречной грамотностью, учителя сокращали количество часов на обучение написанию сочинений, так как на выпуске из школы из итоговой аттестации сочинение было исключено. Кроме того, существует мнение, что кому­то   дано   умение   писать   сочинения,   а   кого­то   просто   нельзя   научить   этому нелегкому делу.  4.  Необходимы определённые затраты на пополнение книжного фонда библиотек, в  том числе электронно­образовательных ресурсов по школьной программе курса  литературы.   Грустно констатировать факт, но современные ученики очень малочитают. Делают это они по необходимости, когда надо выучить параграф по истории, географии, химии… Художественные тексты предпочитают в кратком изложении  или в виде кинофильма. Телефон, компьютер, телевизор заменили нашим детям  книгу. Недостаток чтения сказывается на успеваемости учащихся, их кругозоре –  беднеет словарный запас. Часто замечаешь, что даже сильные ученики не могут точно ответить на вопрос, дать какое­то определение, хотя понимают, о чём идёт речь.  Причина – не хватает слов! Эта проблема возникает и при написании изложений и  сочинений.      5.     Современные   тенденции   гуманитарного   образования,   и   филологического   в частности,   убеждают   нас,   что   на   уроках   развития   речи   по   русскому   языку   и литературе нужно больше внимания уделять систематической работе с текстовой информацией.   Это   должно   обеспечить   формирование   коммуникативной компетентности школьника: «погружаясь в текст», грамотно его интерпретировать, выделять   разные   виды   информации   и   осознавать   оригинальность   авторской содержательно­концептуальной   позиции,   заявленной   в   тексте.   На   это   нацелены сегодня в связи с введением федеральных образовательных стандартов все учебно­ методические комплексы по русскому языку и литературе. Мониторинг показал, что недостаточное внимание уделяется в работе с учащимися практике   аргументированного   пересказа,   обеспечивающего   грамотную   передачу информации с использованием оценки изложенных автором фактов, с привлечением собственных фактов.  6.   Результаты   проверки   части   «С»   единого   государственного   экзамена свидетельствуют   о   необходимости   увеличения   времени   на   работу   учащихся   по предупреждению   речевых   и   грамматических   ошибок   в   устном   и   письменном высказывании,   так   как   общий   уровень   речевой   культуры   выпускника   во   многом определяется на основе оценки практического освоения им нормативных требований русского литературного языка.  7. Нельзя не сказать о преподавательском составе. Многие  учителя русского языка и   литературы   не   имели   опыта   подготовки   учеников   к   написанию   выпускного сочинения. Поэтому они нуждались в специальных курсах повышения квалификации. Региональный   институт   развития   образования     должен   проводить   для   учителей русского языка и литературы практикоориентированные семинары и стажировки по подготовке школьников к написанию итогового сочинения.      Подводя итог всему сказанному, хочется отметить, что я «за» сочинение. Во­ первых, дети, которые сейчас в 10 классе, уже зашевелились; во­вторых, сочинение  теперь стараются писать сами, не прибегая к помощи Интернета. А главное, что  читать начали (большая часть), понимают, что перед экзаменами всё сразу не  прочтёшь». Конечно, делать это надо было нужно не со следующего года, сначаланужно пересмотреть стандарты, увеличить общее количество часов литературы, а  так же количество часов, отведенных на развитие речи. Процедуру проведения  экзамена, на мой взгляд, можно доверить школе. Сдавать экзамен по литературе  можно и в форме билетов, по вопросам, заранее опубликованным региональным или федеральным органом управления образования. Или писать сочинение, но выбор  формы сдачи оставить за  школой. И пусть этот экзамен будет обязательным.  Умение связно и грамотно излагать свои мысли пригодится в жизни каждому  человеку.

Посмотрите также