Конспект урока по теме "Полимеры"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.12.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В ходе урока учащиеся должны расширить знания о полимерах, их строении, свойствах, классификации, получении и применении. К конспекту прилагается рабочая карта урока, которая позволит организовать самостоятельную работу с учебником. Конспект разработан для учащихся 11 классов, обучающиеся на базовом уровне, УМК О.С. Габриелян.
Иконка файла материала полимеры.docx
Урок химии в 11 классе.                                                            «_____»_______________ 20___ г. Полимеры. Цель. Обобщить  знания обучающихся о полимерах.. Задачи. Образовательные. расширить знания учащихся о полимерах, их строении, свойствах,  классификации, получении и применении. Развивающие. Продолжить  развивать умение работать самостоятельно с текстом учебника,  составлять схемы и систематизировать знания в виде таблиц; реально оценивать результаты своей  работы. Воспитательные. Воспитывать правильную самооценку и оценку деятельности своих  одноклассников, деловые качества, необходимые для работы в парах и группах. Ход урока. 1. Орг. момент. 2. Изучение новой темы. Полимеры – вещества с очень большой молекулярной массой, содержащие многократно  повторяющуюся группировку атомов. По происхождению  полимеры бывают: Природные – биополимеры:  растительного (целлюлоза, крахмал),  животного  происхождения (белки, нуклеиновые кислоты). Химические ­ полимеры , полученные переработкой природного полимера, называют  искусственными (эфиры целлюлозы).  Химические  полимеры, полученные синтезом,  называют синтетическими (полиэтилен, полипропилен, капрон). Строение полимеров. Мономер – низкомолекулярное вещество,  из которого в результате синтеза образуются  ВМС. (наличие кратной связи или функциональных групп). Структурное звено – группа атомов, многократно повторяющиеся в макромолекуле ВМС. Степень полимеризации – число, которое показывает количество структурных звеньев в  макромолекуле. Молекулярная масса полимера (М ср.) = n ср * М структурного звена. Способы получения  Реакции полимеризации – процесс соединения множества молекул мономеров в крупные  молекулы – макромолекулы (участвуют мономеры с кратными связями) Реакции поликонденсации – химический процесс соединения исходных мономеров в  макромолекуле, идущий с образованием побочного низкомолекулярного вещества (чаще  воды). Мономеры должны иметь функциональные группы. Упражнения. 1) Впишите понятия химии полимеров для реакции, уравнение которой:  (­ СН 2 – СН2 ­)n – процесс (4)  ... n   СН2 = СН2  →  1          2                         3 1­ 2 – 3­ 4­ 2) Найдите структурное звено полимера и определите структурную формулу мономера.­ СН2 – СН – СН2 – СН – СН2 – СН ­                Cl                   Cl                  Cl 3) M ср. полиэтилена =500. Вычислите степень полимеризации.  4) Составьте реакции синтеза: А) поливинилхлорида, мономер которого хлорэтен; Б) волокна энант, мономер которого амино­энантовая кислота  H2N – (CH2)6 – COOH Запишите формулу структурного звена, назовите реакцию синтеза. По свойствам и применению: Пластмассы – это конструкционные материалы, содержащие полимер способный при  нагревании приобретать заданную форму и сохранять ее после охлаждения. По отношению к нагреванию пластмассы делятся: ­ термопластичные – при нагревании размягчаются и в этом состоянии легко изменяют  форму; ­ термореактивные – при нагревании становятся пластичными, но затем утрачивают  пластичность, становятся неплавкими, нерастворимыми. Заполните таблицу «Термопластичные и термореактивные полимеры». Полимеры Термопластичные  Термореактивные Признаки сравнения Особенности строения и  свойств Примеры веществ Области применения. Волокна – это полимеры линейного строения, которые пригодны для изготовления  текстильных материалов (нитей, жгутов, тканей). Заполните схему «Классификация волокон» (по происхождению).  Дополните примерами.                                                 Волокна    Неорганические полимеры . Заполните схему «Неорганические полимеры» (по строению)                                             Неорганические полимеры ________________ структуры                                      _________________  структуры Примеры:                                                                         Примеры: ______________                                                              ____________________________ ______________        алюмосиликаты                       ____________________________                _____________                                                                ____________________________Образуют литосферу  Минералы         Горные породы 3. Закрепление. Выберите один правильный ответ. 1. Полимером является: А. глюкоза                                                       В. крахмал Б. глицерин                                                      Г. сахароза 2. Группа органических соединений, среди представителей которой нет полимеров: А. белки                                                           В. нуклеиновые кислоты Б. жиры                                                            Г. углеводы 3. Термопластичный полимер: А. полиметилметакрилат                               В. силикон Б. полиуретан                                                  Г. фенолформальдегидные смолы 4. Полимер, из которого изготавливают пенопласт: А. полистирол                                                  В. полипропилен Б. полиуретан                                                   Г. фенолформальдегидные смолы 5. Природное волокно животного происхождения. А. джут                    Б. пенька                     В. шелк                  Г. хлопок 6. Искусственное волокно: А. ацетатное            Б. капрон                     В. лавсан               Г. нейлон 7. Природный полимер, используемый для производства ацетатного волокна: А. крахмал               Б. белок молока           В. хитин               Г. целлюлоза 8. Тип реакции получения полиэтилена из этилена: А. замещения                                                    В. обмена Б. поликонденсации                                         Г. полимеризации 4. Домашнее задание.§ 7 упр. 8 стр. 66 Рабочая карта урока. Учени___ 11 класса ___________________________________________________________ Тема урока: Полимеры. 1. Полимеры – это _______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ 2. Заполните схему.                              Классификация полимеров по происхождению                                                Полимеры  ______________            _________________         ______________________ Примеры:                        примеры:                             примеры: _______________           _________________          _______________________ _______________           _________________          _______________________ 3. Строение полимера. Мономер – это _________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Структурное звено – это _________________________________________________________ Степень полимеризации – это ____________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Молекулярная масса полимера (М ср.) = n ср * М структурного звена. 4. Способы получения полимеров: ______________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ 5. Впишите понятия химии полимеров для реакции, уравнение которой: n   СН2 = СН2  →  (­ СН 2 – СН2 ­)n – процесс (4)  ...  1          2                         3 1­_______________________________________________________________________ 2 –______________________________________________________________________ 3­_______________________________________________________________________ 4­_______________________________________________________________________ 6. Найдите структурное звено полимера и определите структурную формулу мономера ­ СН2 – СН – СН2 – СН – СН2 – СН ­                Cl                   Cl                  Cl Структурное звено :________________________________________________________ Мономер:________________________________________________________________ 7. M ср. полиэтилена =500. Вычислите степень полимеризации.  ____________________________________________________________________________ 8. Составьте реакции синтеза: А) поливинилхлорида, мономер которого хлорэтен; ________________________________________________________________________ Структурное звено:_________________________________________________________ Реакция _________________________________________________________________ Б) волокна энант, мономер которого амино­энантовая кислота  H2N – (CH2)6 – COOH ________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Структурное звено:________________________________________________________ Реакция _________________________________________________________________ 9. Пластмассы  ­ это ____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ 10. По отношению к нагреванию пластмассы делятся: ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ 11. Заполните таблицу «Термопластичные и термореактивные полимеры». Полимеры Термопластичные  Термореактивные Признаки сравнения Особенности строения и  свойств Примеры веществ Области применения. 12. Волокна – это  __________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________13. Заполните схему «Классификация волокон» (по происхождению).  Дополните примерами.                                                 Волокна    14. Неорганические полимеры. Заполните схему «Неорганические полимеры» (по строению)                                             Неорганические полимеры ________________ структуры                                      _________________  структуры Примеры:                                                                         Примеры: ______________                                                              ____________________________ ______________        алюмосиликаты                       ____________________________                _____________                                                                ____________________________   Образуют литосферу  Минералы         Горные породы 15. Выберите один правильный ответ. 1. Полимером является: А. глюкоза                                                       В. крахмал Б. глицерин                                                      Г. сахароза 2. Группа органических соединений, среди представителей которой нет полимеров: А. белки                                                           В. нуклеиновые кислоты Б. жиры                                                            Г. углеводы 3. Термопластичный полимер: А. полиметилметакрилат                               В. силикон Б. полиуретан                                                  Г. фенолформальдегидные смолы 4. Полимер, из которого изготавливают пенопласт: А. полистирол                                                  В. полипропилен Б. полиуретан                                                   Г. фенолформальдегидные смолы 5. Природное волокно животного происхождения. А. джут                    Б. пенька                     В. шелк                  Г. хлопок 6. Искусственное волокно: А. ацетатное            Б. капрон                     В. лавсан               Г. нейлон 7. Природный полимер, используемый для производства ацетатного волокна: А. крахмал               Б. белок молока           В. хитин               Г. целлюлоза 8. Тип реакции получения полиэтилена из этилена: А. замещения                                                    В. обмена Б. поликонденсации                                         Г. полимеризации