В ходе урока учащиеся должны расширить знания о полимерах, их строении, свойствах, классификации, получении и применении. К конспекту прилагается рабочая карта урока, которая позволит организовать самостоятельную работу с учебником. Конспект разработан для учащихся 11 классов, обучающиеся на базовом уровне, УМК О.С. Габриелян.
полимеры.docx
Урок химии в 11 классе. «_____»_______________ 20___ г.
Полимеры.
Цель. Обобщить знания обучающихся о полимерах..
Задачи.
Образовательные. расширить знания учащихся о полимерах, их строении, свойствах,
классификации, получении и применении.
Развивающие. Продолжить развивать умение работать самостоятельно с текстом учебника,
составлять схемы и систематизировать знания в виде таблиц; реально оценивать результаты своей
работы.
Воспитательные. Воспитывать правильную самооценку и оценку деятельности своих
одноклассников, деловые качества, необходимые для работы в парах и группах.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Изучение новой темы.
Полимеры – вещества с очень большой молекулярной массой, содержащие многократно
повторяющуюся группировку атомов.
По происхождению полимеры бывают:
Природные – биополимеры: растительного (целлюлоза, крахмал), животного
происхождения (белки, нуклеиновые кислоты).
Химические полимеры , полученные переработкой природного полимера, называют
искусственными (эфиры целлюлозы). Химические полимеры, полученные синтезом,
называют синтетическими (полиэтилен, полипропилен, капрон).
Строение полимеров.
Мономер – низкомолекулярное вещество, из которого в результате синтеза образуются
ВМС. (наличие кратной связи или функциональных групп).
Структурное звено – группа атомов, многократно повторяющиеся в макромолекуле ВМС.
Степень полимеризации – число, которое показывает количество структурных звеньев в
макромолекуле.
Молекулярная масса полимера (М ср.) = n ср * М структурного звена.
Способы получения
Реакции полимеризации – процесс соединения множества молекул мономеров в крупные
молекулы – макромолекулы (участвуют мономеры с кратными связями)
Реакции поликонденсации – химический процесс соединения исходных мономеров в
макромолекуле, идущий с образованием побочного низкомолекулярного вещества (чаще
воды). Мономеры должны иметь функциональные группы.
Упражнения.
1) Впишите понятия химии полимеров для реакции, уравнение которой:
( СН
2 – СН2 )n – процесс (4) ...
n СН2 = СН2
→
1 2 3
1
2 –
3
4
2) Найдите структурное звено полимера и определите структурную формулу мономера. СН2 – СН – СН2 – СН – СН2 – СН
Cl Cl Cl
3) M ср. полиэтилена =500. Вычислите степень полимеризации.
4) Составьте реакции синтеза:
А) поливинилхлорида, мономер которого хлорэтен;
Б) волокна энант, мономер которого аминоэнантовая кислота H2N – (CH2)6 – COOH
Запишите формулу структурного звена, назовите реакцию синтеза.
По свойствам и применению:
Пластмассы – это конструкционные материалы, содержащие полимер способный при
нагревании приобретать заданную форму и сохранять ее после охлаждения.
По отношению к нагреванию пластмассы делятся:
термопластичные – при нагревании размягчаются и в этом состоянии легко изменяют
форму;
термореактивные – при нагревании становятся пластичными, но затем утрачивают
пластичность, становятся неплавкими, нерастворимыми.
Заполните таблицу «Термопластичные и термореактивные полимеры».
Полимеры
Термопластичные
Термореактивные
Признаки сравнения
Особенности строения и
свойств
Примеры веществ
Области применения.
Волокна – это полимеры линейного строения, которые пригодны для изготовления
текстильных материалов (нитей, жгутов, тканей).
Заполните схему «Классификация волокон» (по происхождению).
Дополните примерами.
Волокна
Неорганические полимеры .
Заполните схему «Неорганические полимеры» (по строению)
Неорганические полимеры
________________ структуры _________________ структуры
Примеры: Примеры:
______________ ____________________________
______________ алюмосиликаты ____________________________
_____________ ____________________________ Образуют литосферу
Минералы Горные породы
3. Закрепление.
Выберите один правильный ответ.
1. Полимером является:
А. глюкоза В. крахмал
Б. глицерин Г. сахароза
2. Группа органических соединений, среди представителей которой нет полимеров:
А. белки В. нуклеиновые кислоты
Б. жиры Г. углеводы
3. Термопластичный полимер:
А. полиметилметакрилат В. силикон
Б. полиуретан Г. фенолформальдегидные смолы
4. Полимер, из которого изготавливают пенопласт:
А. полистирол В. полипропилен
Б. полиуретан Г. фенолформальдегидные смолы
5. Природное волокно животного происхождения.
А. джут Б. пенька В. шелк Г. хлопок
6. Искусственное волокно:
А. ацетатное Б. капрон В. лавсан Г. нейлон
7. Природный полимер, используемый для производства ацетатного волокна:
А. крахмал Б. белок молока В. хитин Г. целлюлоза
8. Тип реакции получения полиэтилена из этилена:
А. замещения В. обмена
Б. поликонденсации Г. полимеризации
4. Домашнее задание.§ 7 упр. 8 стр. 66
Рабочая карта урока.
Учени___ 11 класса ___________________________________________________________
Тема урока: Полимеры.
1. Полимеры – это _______________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
2. Заполните схему.
Классификация полимеров по происхождению
Полимеры
______________ _________________ ______________________
Примеры: примеры: примеры:
_______________ _________________ _______________________
_______________ _________________ _______________________
3. Строение полимера.
Мономер – это _________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Структурное звено – это _________________________________________________________
Степень полимеризации – это ____________________________________________________
______________________________________________________________________________
Молекулярная масса полимера (М ср.) = n ср * М структурного звена.
4. Способы получения полимеров:
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
5. Впишите понятия химии полимеров для реакции, уравнение которой:
n СН2 = СН2
→
( СН
2 – СН2 )n – процесс (4) ...
1 2 3
1_______________________________________________________________________
2 –______________________________________________________________________
3_______________________________________________________________________
4_______________________________________________________________________
6. Найдите структурное звено полимера и определите структурную формулу мономера
СН2 – СН – СН2 – СН – СН2 – СН
Cl Cl Cl
Структурное звено :________________________________________________________
Мономер:________________________________________________________________
7. M ср. полиэтилена =500. Вычислите степень полимеризации.
____________________________________________________________________________
8. Составьте реакции синтеза:
А) поливинилхлорида, мономер которого хлорэтен;
________________________________________________________________________
Структурное звено:_________________________________________________________
Реакция _________________________________________________________________
Б) волокна энант, мономер которого аминоэнантовая кислота H2N – (CH2)6 – COOH
________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Структурное звено:________________________________________________________
Реакция _________________________________________________________________
9. Пластмассы это ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________
10. По отношению к нагреванию пластмассы делятся:
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
11. Заполните таблицу «Термопластичные и термореактивные полимеры».
Полимеры
Термопластичные
Термореактивные
Признаки сравнения
Особенности строения и
свойств
Примеры веществ
Области применения.
12. Волокна – это
__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________ 13. Заполните схему «Классификация волокон» (по происхождению).
Дополните примерами.
Волокна
14. Неорганические полимеры.
Заполните схему «Неорганические полимеры» (по строению)
Неорганические полимеры
________________ структуры _________________ структуры
Примеры: Примеры:
______________ ____________________________
______________ алюмосиликаты ____________________________
_____________ ____________________________
Образуют литосферу
Минералы Горные породы
15. Выберите один правильный ответ.
1. Полимером является:
А. глюкоза В. крахмал
Б. глицерин Г. сахароза
2. Группа органических соединений, среди представителей которой нет полимеров:
А. белки В. нуклеиновые кислоты
Б. жиры Г. углеводы
3. Термопластичный полимер:
А. полиметилметакрилат В. силикон
Б. полиуретан Г. фенолформальдегидные смолы
4. Полимер, из которого изготавливают пенопласт:
А. полистирол В. полипропилен
Б. полиуретан Г. фенолформальдегидные смолы
5. Природное волокно животного происхождения.
А. джут Б. пенька В. шелк Г. хлопок
6. Искусственное волокно:
А. ацетатное Б. капрон В. лавсан Г. нейлон
7. Природный полимер, используемый для производства ацетатного волокна:
А. крахмал Б. белок молока В. хитин Г. целлюлоза
8. Тип реакции получения полиэтилена из этилена:
А. замещения В. обмена
Б. поликонденсации Г. полимеризации
Конспект урока по теме "Полимеры"
Конспект урока по теме "Полимеры"
Конспект урока по теме "Полимеры"
Конспект урока по теме "Полимеры"
Конспект урока по теме "Полимеры"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.