Урок 102
ПРАВИЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ПРАВИЛЬНАЯ БУКВА
Цель: формировать умения грамотно писать безударные личные окончания глаголов, включая глаголы-исключения.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 102
ПРАВИЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ПРАВИЛЬНАЯ БУКВА
Ц е л ь : формировать умения грамотно писать безударные личные
окончания глаголов, включая глаголыисключения.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Как вы понимаете смысл пословиц?
– Как вы решили орфографическую задачу в окончании существительного?
– Как решали орфографические задачи в безударных окончаниях глаголов?
– Глаголы какого спряжения встретились в пословицах? Какие окончания
вы определили?
(Проверка сигнальными карточками.)
III. Работа по теме урока.
1. У п р а ж н е н и е 430.
– Обратитесь к таблице на с. 37 задачника.
– Какие действия надо выполнять, чтобы не ошибиться в правописании
безударного личного окончания глагола?
– Проверьте работу мальчикаиностранца и исправьте ошибку.
– В каких словах вы обнаружили ошибки?
– Запишите эти глаголы правильно.
2. У п р а ж н е н и е 433.
– Найдите ошибки в рассуждении мальчика.
– Что вы посоветуете мальчикуиностранцу? (Проверять по словарю или
выучить правописание часто употребляемых глаголов в неопределенной
форме.)
3. У п р а ж н е н и е 434.
– Какие орфографические задачи вам нужно решить в тексте?– Как определить безударное окончание имени прилагательного?
– Как найти окончание имени существительного?
– Одинаков ли способ объяснения окончания для глаголов
и
Почему?
– Что необходимо определить, чтобы не ошибиться в правописании
родовых окончаний глагола?
– Что необходимо определить, чтобы не ошибиться в написании личных
окончаний глаголов?
– Укажите над глаголами признаки, по которым определяете окончание.
4. У п р а ж н е н и е 435.
– Перед какими действиями вы поставили «+»?
– Объясните свой выбор.
– Сверьте с памяткой в учебнике на с. 139.
– Если я называю глаголисключение – вы приседаете. Если это глагол, не
являющийся исключением из правила, вы хлопаете в ладоши над головой.
Держать, бродить, смотреть, побрить, загладить, слушать, листать,
задышать, переступить, красить, думать, лететь, смотреть, гудеть,
застелить.
5. И г р а « е т е и л и и т е ? ».
Для игры готовят 6 карточек с глаголами в форме 2 лица множественного
числа (глаголов в карточке должно быть столько, сколько ребят сидит в
колонне этого варианта).
Учитель кладет перед учеником, сидящим за первой партой, карточку
задание (обратной стороной вверх). По сигналу «Начали!» ученики открывают
задание, вписывают гласную в окончание глагола и передают карточку
сидящему сзади и т. д.
Выигравшими считаются те ребята, которые выполнят работу правильнее
и быстрее других.
смотр.те
стро.те
посад.те
скаж.те
ед.те
посе.те
паш.те
вер.те
вид.те
мокн.те
заед.те
заплач.те
смаж.те
спряч.те
топ.ете
кле.те
терп.те
пол.те
утон.те
обид.те
запомн.теуед.те
слыш.те
сохн.те
пляш.те
побре.те
раскол.те
покрас.те
вер.те
дыш.те
6. Р а б о т а в п а р а х .
– Определите спряжение глаголов, вставьте окончания.
(Дети, сидящие за одной партой, объясняют друг другу по очереди по
одному глаголу.)
Крепко держ.т, легко дыш.шь, далеко вид.т, гон.т волны, верт.т
колесо, завис.т от погоды, терп.т боль, застел.т кровать, ненавид.шь
ложь, внимательно смотр.шь, побре.т наголо.
– С какими глаголами вы работали в задании?
– Кто запомнил их наизусть? Перечислите их, заполняя схемы.
– К какому спряжению относится первая группа глаголов?
– К какому спряжению относится вторая группа глаголов?
IV. Итог урока.
– Что мы учились делать на уроке?
– Где могут подстерегать нас ошибки при определении безударного
окончания у глагола?
Домашнее задание: упражнение 437.