Урок 107
ПРИМЕНЯЕМ ЗНАНИЯ, СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЯ
Цель: формировать умения безошибочного написания окончаний глаголов.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 107
ПРИМЕНЯЕМ ЗНАНИЯ, СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЯ
Ц е л ь : формировать умения безошибочного написания окончаний
глаголов.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте имена существительные с удвоенными согласными.
– Какое среди них имя собственное?
– Как определяли склонение имен существительных?
– Какие окончания в предложном падеже записали? Докажите
правильность своего решения.
– Какие примеры глаголов записали в 3м лице мн. числа? Как определяли
окончания?
– Какие глаголыисключения вам встретились?
III. Работа по теме урока.
1. Г л а г о л ы и с к л ю ч е н и я .
– Сколько глаголовисключений относится ко второму спряжению?
Сколько к первому?
– Подберите и запишите ответы, используя глаголыисключения. Глаголы I
спряжения запишите в 3м лице единственного и множественного числа.
Глаголы II спряжения запишите во 2м лице единственного и множественного
числа.
I в а р и а н т .
1. Различать, воспринимать звуки.
2. Причинять огорчение.
3. Воспринимать окружающее с помощью зрения.4. Заставлять двигаться куданибудь или откуданибудь.
5. Не давать упасть, вырваться.
6. Укладывая, раскладывать по поверхности.
II в а р и а н т .
1. Втягивать и выпускать воздух.
2. Срезать волосы до корня.
3. Подчиняться другим.
4. Испытывать неприязнь или отвращение.
5. Безропотно и стойко переносить чтолибо неприятное, нежелательное.
6. Приводить в круговое движение.
– Выделите личные окончания глаголов. (Проверка по готовому образцу.)
2. Р а б о т а с п о с л о в и ц а м и .
– Соедините части пословиц.
– Сколько пословиц написано?
ПОСТАРАЕШЬСЯ, ТОМУ
ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ
ОДНОГО НЕ ПОЙМА.ШЬ
НА ТОМ И
ОКОЛО ЧЕГО
ЧЕМ ХВАЛ.ШЬСЯ,
НАХЛЕБА.ШЬСЯ
ТАК ВОДЫ
И ПОРАДУ.ШЬСЯ
ПРОВАЛ.ШЬСЯ
ПОГОН.ШЬСЯ – НИ
ЗАЗЕВА.ШЬСЯ
(За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Около чего
постараешься, тому и порадуешься. Чем хвалишься, на том и провалишься.
Зазеваешься, так воды нахлебаешься.)
– Запишите пословицы, решая орфографические задачи в окончаниях.
– Что общего у глаголов в пословицах?
– Чем они различаются?
– Назовите глаголы I спряжения; II спряжения.
– Как решали орфографическую задачу?
3. Н а д о с к е записаны глаголы.
– Одним способом решаются орфографические задачи в окончаниях?
смотрел. смотр.т
Почему?
– Можно ли по такой записи определить окончания? Что нужно знать?
– Какие варианты решения возможны в данных случаях?
4. С п и ш и т е , решая орфографические задачи.Лошадь почу.л. опасность. Охотник увид.л прямо на дороге медведя.
Собака зала.л. и наброс.л.сь на зверя. Около дерева охотник замет.л. двух
медвежат. Они пят.л.сь к лесу.
– Какие орфографические задачи вы решали в глаголах?
– Как определить суффикс перед
в глаголах прошедшего времени?
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
5. У п р а ж н е н и е 461.
– Прочитайте текст диктанта, который написал ученик.
– Исправьте ошибки в нем.
(Выполняется задание с комментированием.)
– Что нужно помнить, чтобы при письме под диктовку не допускать таких
ошибок?
6. П р е д у п р е д и т е л ь н ы й д и к т а н т .
Запоздалая сова чиркает крылом по снегу и летит туда, где темнее.
С верхушек елок все ниже к сугробам сходит утренний свет. Кружит
морозная пудра перед глазами. Лебяжьим пухом повисает она на суках и
колючках, оседает на шапке. Вы идете прямо по сугробам. Снег засыпает
валенки. От удара палкой по сухой елке сойка роняет желудь. Вдыхаешь
свежий морозный воздух, любуешься красотой зимнего леса.
(После завершения орфографической работы над текстом.)
– Какие глаголы автор употреблял в тексте?
– В какой форме? Чему это способствовало?
IV. Итог урока.
– Как решить орфографические задачи в окончаниях глаголов?
Домашнее задание: упражнение 462.