Конспект урока по теме: ПРИРОДНАЯ ЗОНА. СУРОВАЯ АРКТИКА(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 27 ПРИРОДНАЯ ЗОНА. СУРОВАЯ АРКТИКА Цели : – ввести понятие «природная зона» ; – формировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в Арктике; – рассмотреть экологические проблемы, возникающие по вине человека; – развивать умения выявлять причинно-следственные связи, умение читать карту; – воспитывать понимание красоты и мудрости природы.
Иконка файла материала Окружающий мир.docx
У р о к  27       ПРИРОДНАЯ ЗОНА. СУРОВАЯ АРКТИКА Ц е л и :– ввести понятие «природная зона»; – формировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в Арктике; – рассмотреть экологические проблемы, возникающие по вине человека; – развивать умения выявлять причинно­следственные связи, умение читать карту; – воспитывать понимание красоты и мудрости природы. I. Организационный момент. Сообщение темы урока. Х о д   у р о к а     I. Изучение нового материала. 1. Что такое природная зона. 2. Природа Арктики.  – Составьте карточки погоды летнего и зимнего дня в Арктике после прочтения текста (задание № 3 в рабочей тетради на с. 43) ТЮЛЕНЬ Тюлень живет в прибрежных водах северной части Атлантического океана, в морях Северного Ледовитого и в морях Тихого океана (Беринговом и Охотском). Почти всю свою жизнь тюлень проводит в воде. Только для отдыха и сна, а также для того чтобы погреться на солнце, он выходит на сушу и располагается на прибрежных скалах, песчаных берегах или на льдинах. В такие моменты можно слышать голос тюленя, похожий на хриплый лай. Тюлень, таким образом, не только водное, но отчасти и наземное животное; этой двойственности образа жизни соответствует и строение его тела, длина которого достигает 2 м. Самый толстый и плотный мех не был бы в состоянии сохранить тепло в теле тюленя, так как это животное проводит две трети своей жизни в воде. Мало­помалу воздух, застрявший между волосками меха, был бы вытеснен водой, и она проникла бы до самой кожи. Поэтому мы находим у тюленя сравнительно бедный шерстяной покров, не представляющий защиты от холода. Эту функцию выполняет другой покров, состоящий из толстого слоя жира. Тюлень чрезвычайно быстро плавает и ловко ныряет, благодаря чему он успешно преследует добычу, состоящую главным образом из рыб и отчасти крупных ракообразных, а также ловко ускользает от прожорливых акул. Способствуют этому особенности строения его тела: голова тюленя соединяется с короткой толстой шеей, которая в свою очередь незаметно сливается с длинным цилиндрическим к хвосту туловищем. Общее очертание тела, таким образом, напоминает веретено, легко рассекающее воду. Передние и задние конечности представляют собой как бы руль и весла: пальцы конечностей соединены между собой перепонками,   получаются   широкие   плавники   –   ласты.   Пальцы   тюленя   раздвигаются,   когда   ласты   идут   назад,   и складываются, когда он их направляет вперед. Плечевая часть передних конечностей, а также бедро и голень задних очень коротки и почти вовсе скрыты внутри тела. Вследствие этого наружу в воду выступают одни только ластовидные плавники. Конечности   не   обращены   вниз,   как   это   бывает   у   животных,   живущих   на   суше,   передние   плавники   направлены наискось   наружу,   а   задние   –   назад.   С   большой   силой   складываясь   друг   с   другом,   задние   ласты   выгоняют   воду, находящуюся между ними, и тем самым подвигают тело вперед. Передние же конечности содействуют этой работе и служат рулем. В конце зимы у самки появляются детеныши. Почти месяц они питаются молоком матери. К концу зимы у тюленей начинается линька. Смена волосяного покрова требует, чтобы животные находились вне воды. Поэтому тюлени огромными стадами собираются на поверхности ледяных полей. СИНИЙ КИТ Синий кит достигает более тридцати метров в длину – это высота десятиэтажного дома. Вес взрослого кита равен весу 13 груженых товарных вагонов. Молодые киты прибавляют в день до 100 кг. Плавает кит со скоростью 50 км/ч, может нырять на глубину до 1 километра. Дышат киты легкими и поэтому всплывают на поверхность, чтобы запастись следующей порцией воздуха. Фонтаны, которые выбрасывает кит, – это выдыхаемый китом воздух, который становится видимым из­за сконденсировавшихся водяных паров. Фонтаны поднимаются иногда на высоту до 7–8 метров. Живут киты до 30 лет. Питается кит растительным и животным планктоном. Глотка у кита совсем узенькая. В нее проходят только мелкие рачки, моллюски и другие мелкие морские животные. Раскрыв огромную пасть и ударяя сильным хвостом по воде, плывет кит на такой глубине, где водятся миллионы маленьких животных. Они попадают массами в рот кита, и тогда он закрывает пасть и выпускает обратно воду сквозь роговые пластинки («китовый ус»), находящиеся в верхней челюсти. Живут киты небольшими семьями в 3–4 головы, но иногда, переселяясь на зиму в более теплые воды или найдя богатое подводное пастбище, они держатся стадами в несколько сотен голов.Родятся детеныши прямо в воде, по одному у матери, и мать заботится о них до тех пор, пока они кормятся ее молоком и не научатся сами добывать пищу. Когда китенок устает, мать поддерживает его плавником. Даже раненная гарпуном, она ни за что не бросит детеныша. Огромные размеры кита не спасают его от врагов. Самый опасный среди них – человек. Он охотится на китов из­за огромного количества жира, которым пропитано все тело и даже кости кита, из­за крепкой кожи и китового уса (роговые пластинки во рту). Мясо кита отчасти идет в пищу, отчасти – на удобрение. – Прочитайте статью «Какие растения и животные обитают в Арктике на с. 110–113 учебника. – Составьте пищевые цепи, используя текст учебника: •  водоросли fi рачки fi рыбы fi тюлени fi белый медведь; •  водоросли fi рачки fi рыбы fi гагарка. – Как животные приспособились к суровым условиям Арктики? (Толстый слой жира, теплый мех, пух.) – Чем же занимаются люди в Арктике? На берегах островов в суровых условиях живут и работают люди. Они ловят рыбу, охотятся на морского зверя. На многих островах, даже на льду океана созданы научные полярные станции, на которых ученые изучают суровую природу Севера: погоду, воды океана, животный мир, движение льдов. Арктика имеет очень большое влияние на погоду всей страны, и поэтому ее необходимо изучать. С 1937 г. началось регулярное   изучение   этого   района   путем   организации   станций   «Северный   полюс»,   которые   располагаются   на   льдах океана и движутся вместе с ними. Кроме того, на островах и берегах морей живут зимовщики, ведущие постоянные наблюдения   за   погодой   Арктики.   Вдоль   берегов   Северного   Ледовитого   океана   проложен   морской   путь,   который называют Северным морским путем. Суда проходят его с помощью мощных ледоколов. Далее учащиеся читают статью «Жизнь людей в Арктике» на с. 111–116 учебника. – Чем занимаются коренные жители Арктики? (Рыболовством, охотой.) – Что изучают полярники? (Погоду, воды океана, животный мир, движение льдов.) – Какой  вред  наносит  Арктике  хозяйственная  деятельность  людей?  (Истребление животных.) –  Какие   животные   Арктики   занесены  в  Красную  книгу?  (Белый   медведь,  гренландский   кит,   морж,   овцебык, розовая чайка.) V. Закрепление знаний. 1. – О каких природных явлениях говорится в стихотворениях? (О северном сиянии.) Ах, как играет этот Север! Ах, как пылает надо мной Разнообразных радуг веер В его короне ледяной. М. Дудин Над вольной равниной Лишь ветер один, Да льдина за льдиной Встает из­за льдин. К. Бальмонт (О движении льдин.) 2. – Восстановите цепи питания: а) … fi рачки fi … fi … . б) водоросли fi … fi … fi чайки. в) … fi … fi … fi тюлени fi … . 2. Р а б о т а   с   к а р т о й  (рабочая тетрадь, задание № 4, с. 43). – Какие острова и полуострова России входят в зону арктических пустынь?  (о. Врангеля, Новосибирские о­ва, о. Северная Земля, о. Новая Земля, о. Земля Франца­Иосифа.) – Именами каких российских путешественников названы географические объекты в Арктике?  (Берингов пролив, море Лаптевых, Баренцево море.) – Какие заповедники есть в Арктике? (Остров Врангеля.) – Устья каких крупных рек находятся за Северным полярным кругом?  (Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма.) – В каких городах России бывает полярная ночь? (Мурманск.) VI. Итог урока. – Какие территории на Земле географы называют природными зонами? – Почему на территории России разные природные зоны? – Каковы климатические условия в Арктике? Домашнее задание: рабочая тетрадь № 1 (задание № 5, с. 44); учебник (с. 107–116).