Конспект урока по теме: ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРЫ(4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 33 ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРЫ Цели: – сформировать представление об особенностях природы гор: об изменении температуры воздуха от подножия гор к вершине, о сменяемости видов растительности на разных высотах, о животных, обитающих в горах, о занятии людей; – познакомить с правилами безопасного поведения в горах; – систематизировать знания учащихся по всем природным зонам; – продолжить развитие эмоциональной сферы, воображения и фантазии, умения моделировать природные объекты и явления; – воспитывать эстетические чувства. Оборудование: физическая карта России; карта природных зон; фотографии растений и животных горных районов; схема «Растительность горных районов».
Иконка файла материала Окружающий мир.docx
У р о к  33 ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРЫ Ц е л и : –   сформировать   представление   об   особенностях   природы   гор:   об изменении температуры воздуха от подножия гор к вершине, о сменяемости видов растительности на разных высотах, о животных, обитающих в горах, о занятии людей; – познакомить с правилами безопасного поведения в горах; – систематизировать знания учащихся по всем природным зонам; – продолжить развитие эмоциональной сферы, воображения и фантазии, умения моделировать природные объекты и явления; – воспитывать эстетические чувства. О б о р у д о в а н и е :   физическая   карта   России;   карта   природных   зон; фотографии  растений  и  животных  горных  районов;   схема «Растительность горных районов». Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. С о о б щ е н и е   у ч а щ и х с я  о каком­нибудь животном пустыни. 2.  О п и с а н и е   п у с т ы н и   от имени метеоролога, почвоведа, поэта или художника. 3. К р о с с в о р д  в рабочей тетради (задание № 40 на с. 53). О т в е т ы : варан, тушканчик, черепаха, верблюд, змея эфа. – Чем особенны эти животные пустыни? 4. Т е с т  «Природные зоны России». I   в а р и а н т в) тайгой; г) тундрой. в) лесов; г) арктических пустынь. 1. Северное сияние – явление, характерное для природной зоны: а) пустынь;  б) степей;  2. Густой хвойный лес называют: а) смешанным;  б) степью; 3. Места с довольно пышной растительностью в пустыне – это: а) оазисы; б) миражи. 4. «Многоэтажность» растений можно встретить в … лесу: а) широколиственном; 5. Корни растений глубоко проникают в почву в зоне: а) степей; б) тайге; в) смешанном. в) пустынь;г) лесов. б) тундры; 6. Огромное количество грызунов в зоне: а) степей; б) Арктики; в) лесов; г) пустынь. II  в а р и а н т в) лесов; г) тундры. в) Арктики; г) пустынь. 1. Дождь зимой – явление, характерное для природной зоны: а) пустынь;  б) степей; 2. Теплолюбивые породы лиственных деревьев образуют: а) смешанные; б) лиственные. 3. Богатые перегноем почвы находятся в зоне: а) степей; б) лесов; 4. Стволы растений приземистые и стелющиеся в зоне: а) пустынь;  б) Арктики; 5. Листья растений часто похожи на колючки в зоне: а) Арктики;  б) лесов; 6. Животные ведут ночной образ жизни в зоне: а) пустынь; б) лесов; III. Сообщение темы урока. Учитель читает стихотворение: в) пустынь; г) тундры. в) тундры; г) лесов. в) степей; г) тундры. НА КАВКАЗЕ Если хочешь закалиться, Ледяной воды напиться, Сил набраться про запас, – Нужно ехать на Кавказ! Вот гора. По склонам горным Подберись к вершинам гордым. Пусть потрогает рука Кружевные облака. Вот луга. В потоках света Все готово для букета. Ждут давно тебя цветы Небывалой красоты. Вот ущелье. Как карманы, В них упрятаны туманы. Будь внимателен в пути: Чаще под ноги гляди! Вот овечки – будто взяли И на тропку нанизали Горстку бусинок живых Полюбуйся ты на них! А теперь – не стой в сторонке! Вот мальчишки. Вот девчонки. Нынче – праздник у друзей! Приезжай к нам поскорей! – Что в стихотворении говорит поэт о природе гор? Чем восхищается? – Сегодня на уроке мы узнаем, какова природа горных районов.IV. Фронтальная беседа. – Вспомните, что вы уже знаете о горах. – Какие горы называют вулканами? – Чем опасно путешествие в горах? – Что такое пропасть? – Какие горные растения, животных вы знаете? – Какими могут быть горы? – Как горы изображаются на карте? – Как по цвету окраски можно сравнить высоту гор? – Посмотрите на физическую карту России. Вы видите, что горы занимают большие пространства на северо­востоке и на востоке нашей страны, на юге Сибири. Горы Кавказа, Уральские горы и Хибины на Кольском полуострове окаймляют европейскую часть России. Горные районы возвышаются и среди тундры, и среди тайги, соседствуют со смешанными лесами и со степями. – Чем замечательна природа горных районов? –   Как   и   почему   отличается   жизнь   в   горах,   расположенных   в   разных природных зонах? – Почему образуются ледники в горах? – Отчего даже в жаркой Африке, где не бывает снега, на вершине горы Килиманджаро круглый год белеют снега? – Вот на эти вопросы мы и попытаемся найти ответы. Учащиеся высказывают свои предположения по двум последним вопросам. – Прочитайте текст «Чем замечательна природа гор» на с. 5–6 учебника. – Нарисуйте снеговую линию на схеме гор. Н а   д о с к е : – Давайте совершим мысленное путешествие со снеговой вершины горы к ее подножию. –   Высоко   в   горах   воздух   особенно   чист,   и   солнце   ослепительно   ярко. Видно   далеко   кругом,   небо   почти   всегда   безоблачно,   слоистые   облака плавают где­то внизу. Днем на снегу можно загорать. Но с заходом Солнца все кругом быстро остывает, и ночью очень холодно. Спускаясь, мы заметим, что с понижением высоты постепенно становится все теплее. На какой­то высоте мы увидим, что ледник подтаивает и дает начало пока еще робким ручейкам.Спустимся   еще   ниже.   Здесь   еще   теплее,   льдов   и   снега   все   меньше,   и   мы обнаружим греющиеся на ярком солнце лишайники, которые мы могли видеть на   скалистых   берегах   Северного   Ледовитого   океана,   в   зоне   арктических пустынь. Еще   ниже,   где   ледника   уже   нет,   а   снег   летом   полностью   тает,   мы   с удивлением обнаружим, что на участках земли среди скал попадаются те же растения, что и в далекой тундре: лишайники, мхи, карликовые ивы. Значит, на этой высоте в горах примерно такие же климатические условия, как и в зоне тундры. Только в тундре летом стоит полярный день, а в горах солнечные дни   сменяются   темными   и   очень   холодными   ночами.   В   таких   суровых условиях выживают только самые неприхотливые растения. Чуть   ниже,   где   еще   теплее,   мы   обнаруживаем   сплошь   заросшие травянистой растительностью луга, на которых местами встречаются горные кустарники – рододендроны и азалии. Горные луга называются альпийскими. Местные жители на них пасут отары овец. Из диких травоядных животных здесь обитают горные козлы. Спустившись еще ниже и попав на участки, где за много веков сложился достаточно толстый слой почвы, мы окажемся в хвойном лесу из сосны, ели и пихты. А еще ниже, где уже очень тепло, нас обступает широколиственный, дубовый   и   буковый   лес   с   ярусами   растительности,   с   множеством   лесных животных. Итак,   спускаясь   с   горы,   будто   двигаясь   с   севера   на   юг,   мы   можем   соответствующие наблюдать   сходные   изменения   растительности, постепенному   изменению   климатических   условий.   Это   важное   сходство природы   горных   районов   с   природой   других   зон   первым   изучил   и   описал знаменитый   немецкий   ученый   Александр   Гумбольдт,   много путешествовавший по горам Америки и России. V. Путешествие по Кавказским горам. Заранее   подготовленные   учащиеся   рассказывают   о   природе   Кавказских гор.  Учитель   демонстрирует   фотографии  растительного  и  животного  мира Кавказских гор. У ч и т е л ь . Приближаясь к Кавказскому хребту с севера, еще за 200 км видишь на южной стороне горизонта очертания Эльбруса, который, как шатер кочевника, белеет в ясное утро над равниной. ИЗМЕНЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА С ВЫСОТОЙ 1 ­ й   у ч е н и к .   Растительность   Кавказских   гор   –   это   сложный   мир,   в котором высота над уровнем моря играет решающую роль. Подъем на каждые200 м в горах означает понижение температуры на 1–2С. Поэтому, двигаясь по направлению к заоблачным высотам, мы наблюдаем весьма быструю смену растительности,   пока   не   попадаем,   наконец,   в   область   вечных   снегов,   где мороз и метели так же свирепствуют, как и на Крайнем Севере нашей страны, но здесь днем в летнее время температура воздуха значительно повышается. ЛИАНОВЫЕ ЛЕСА 2 ­ й   у ч е н и к . У подножия южных склонов Кавказских гор в заповеднике леса сохранили свою первобытную мощь. Едва   путешественник   сделает   два   шага   в   сторону   от   тропинки,  как   он окажется   в   непролазной   чаще   деревьев,   сквозь   которую   приходится прокладывать   лазейку   топором.   Невысокие,   но   необычно   плотные   леса   из самых разнообразных лиственных пород – дуба, каштана, граба, клена, липы – оплетены   густой   сетью   лиан,   которые   своими   гибкими   стеблями перебрасываются с ветки на ветку, с дерева на дерево. В этих лесных чащах бродят кабаны, воют по ночам трусливые шакалы, питающиеся падалью. Кавказский   кабан   –   могучее   животное   массой   нередко   до   300   кг,   с огромной головой и страшными клыками. Кабан питается орехами, желудями, корнями некоторых растений. Но особенно его привлекают каштановые леса, где он находит роскошное пастбище. БУКОВЫЕ ЛЕСА 3 ­ й   у ч е н и к .  На   высоте   около  600  м   вид   леса   меняется.  Здесь   горы поросли рощами из буков. Их огромные стволы, покрытые гладкой светло­ серой   корой,   расставлены   редко,   словно   колонны.   В   таких   лесах   видно далеко, звук чист и отчетлив. Однако кругом обычно царит немое безмолвие. Не  слышно  ни жужжания  насекомых, ни щебетания  птиц.  Листва  буковых лесов образует сплошную зеленую завесу, которая составляет непреодолимую преграду для солнечных лучей. Поэтому, войдя в буковый лес, вы найдете здесь сырость и сумрак не меньше, чем в только что покинутых лиановых лесах. ХВОЙНЫЕ ЛЕСА 4 ­ й   у ч е н и к . Поднявшись по глухим ущельям и склонам до высоты 1200 м, путешественник вступает в хвойный лес, состоящий из пихт и елей. В этом царстве   облаков,   тумана   и   прохлады   деревья   растут   на   значительном расстоянии друг от друга, но зато достигают огромных размеров. Нередко встречаются стволы, имеющие в поперечнике 2 м, а в высоту 60 м. Временами вам кажется, что вы попали в какой­то сказочный лес, где человек чувствуетсебя карликом среди окружающих его великанов. Это ощущение усиливается, когда вплотную сдвинутся громады туч и вас застигнет в горах буря, когда под   порывами   ветра   лес   содрогнется   и   зашатается,   оглушительный   скрип деревьев и треск ломающихся ветвей сольются с раскатами грома. Из зверей в хвойных лесах на склонах Кавказа первое место принадлежит бурому   медведю.   Всюду   видишь   тропы,   на   которых   трава   помята   как   бы колеями   повозки:   это   медведь   при   ходьбе   волочил   ноги   и  своей   широкой ступней придавил траву. Часто также встречаются камни и щепы, которые перевернул медведь, чтобы достать из­под них насекомых и слизняков. Еще медведь в поисках пищи спускается в буковые и лиановые леса. Здесь до того, как дубовые желуди и каштаны начнут опадать, медведь, чтобы их достать, влезает   на   деревья   и   ломает   толстые   сучья.   Стадо   кабанов   тогда сопровождает   медведя.   Кабаны   ждут,   когда   он   заберется   наверх,   чтобы поспешно наброситься на падающие плоды. Косолапый же труженик сердито ворчит сверху на непрошеных гостей. ПОЛОСА КУСТАРНИКОВ 5 ­ й   у ч е н и к .   Переступив   на   высоту   1800   м   верхнюю   границу   лесов, путешественник попадает в сравнительно узкую полосу кустарников, которая по своему общему виду несколько напоминает лесотундру нашего Заполярья. Вместо громадных хвойных деревьев в несколько обхватов толщиной здесь растут хилые березки да стелются по земле плотные заросли рододендрона – невысокого, красиво цветущего кустарника. ГОРНЫЕ ЛУГА 6 ­ й   у ч е н и к . Выше по горным склонам, куда не решилась подняться и береза, начинается область горных альпийских лугов. Здесь по большей части голые скалы. Но местами ярко­зеленые лужайки прикрывают каменную осыпь, и трава их так свежа и густа, как газон, тщательно выхоленный садовником. На этом зеленом бархате ярко выделяются необычно крупные цветки герани, незабудки, колокольчики. Еще выше трава начинает редеть, все более обнажая потрескавшуюся поверхность камня. А вот наконец и вечный снег, лежащий громадными сплошными полями. Края его тают, пропитывая влагой соседние лужайки.Горные луга занимают довольно широкую полосу – от 2100 до 3300 м над уровнем моря. Для этой области наиболее характерным животным является тур, или горный козел, – стадное животное с громадными загнутыми назад рогами.   Большей   частью   туры   ходят   по   несколько   вместе.   Подкрасться   к турам нелегко: малейшая неосторожность – и все они моментально исчезают, точно куда­то проваливаются. Вскарабкавшись на гребень, на котором только что были туры, и взглянув вниз, глазам своим не верит человек! Неужели в такую пропасть, где, кроме острых скал, ничего не видно, могли прыгнуть живые   создания,   не   разбившись   вдребезги?   Однако   же   если   осторожно посмотреть из­за камня в эту пропасть, то можно увидеть туров, стоящих без движения и вслушивающихся в малейший шорох. СНЕГА И ЛЬДЫ 7 ­ й   у ч е н и к .   Снег   едва   держится   на   крутых   склонах.   Достаточно небольшого   сотрясения   воздуха   при   выстреле   или   порыве   ветра,   чтобы снежные   сугробы   пришли   в   движение.   Появляются   на   склонах   крохотные снежные   струйки.   Через   несколько   секунд   катятся   вниз   большие   снежные комья.   А   еще   через   несколько   мгновений   со   все   возрастающей   скоростью низвергаются со склонов огромные снежные лавины весом во много тысяч тонн.  Нельзя   без   сожаления   смотреть   на   деревья,   истребленные   лавинами. Вплоть   до   дна   ущелья   тянутся   через   лес   широкие   лысые   полосы,  где   все деревья опрокинуты и лежат обращенными вниз вершинами. Расщепленные пни,   обломки   стволов,   перемешанные   с   грудами   вывороченного   камня, придают всей этой картине печальный вид разрушения. Благодаря   тем   же   лавинам   накапливаются   высоко   в   горах   мощные нагромождения   снега,   который   вследствие   попеременного   таяния   изамерзания, а также давления вышележащих слоев постепенно превращается в сплошной   лед   и   дает   начало   одному   или   нескольким   ледникам,   медленно сползающим   по   склонам   вниз.   В   яркий   солнечный   день   на   поверхности ледника   появляются   многочисленные   ручьи   талой   воды.   Сливаясь   друг   с другом, эти ручьи образуют горные речки, которые мчатся по склонам гор. Б е с е д а . – Где можно побывать сразу в нескольких природных зонах? – Почему сменяются виды растений, если подниматься от подножия горы к ее вершине? – Как отличается растительность гор, расположенных в разных природных зонах? – На какие вопросы о горах вы хотели бы получить ответы от ученых? Учитель читает стихотворение К. Кулиева. Я знаю: трудно быть горой, Хранить покой века. Я знаю, тяжелы порой Снега и облака. Но как прекрасно быть горой, Вовек не знать забот И понимать, что над тобой Лишь снег и небосвод. Как хорошо на мир глядеть С той белой высоты, К которой могут долететь Лишь птицы и мечты. VII.   Повторение   и   систематизация   знаний   учащихся   о   природных зонах России. 1. Ф р о н т а л ь н ы й   о п р о с . – Какие природные зоны имеются на территории России? – Перечислите порядок расположения природных зон, начиная с севера или юга. – К чему приходится приспосабливаться растениям и животным в разных природных зонах? –   Как   приспособились   растения   и   животные   к   длительному   холоду?   К засухе? –   Приведите   примеры   защитной   окраски   животных,   обитающих   в   зоне арктических пустынь, в пустыне. – Приведите примеры животных, строение тела которых приспособлено к водной среде обитания. – Какое значение имеют колючки у кактусов? – Какое значение имеет восковой налет на листьях растений?– К хвойным или лиственным породам относится лиственница? – Что мешает деревьям поселиться в степи? – Приведите примеры положительного и отрицательного влияния человека на плодородие почвы в различных природных зонах. – В каких природных зонах бывают часто пылевые бури, а в каких их не бывает никогда? – Почему в пустынях ящерицы днем забираются на ветки кустарников, а ночью в песок? – Чем отличается приспособляемость растений к сезонным изменениям в зоне лесов и в зоне пустынь? –   Почему   в   Арктике   нельзя   пользоваться   ртутным   термометром?  (В Арктике  не пользуются  ртутными  термометрами,  потому  что  ртуть замерзает при температуре –39С. Спирт замерзает при температуре – 114С.) 2. Вставьте пропущенные слова (устно). Большая часть территории России покрыта … (лесами). Лес, где растут в основном   хвойные   деревья,   называют   …  (тайгой).  Если   вместе   растут   и хвойные и лиственные деревья, то лес называют …  (смешанным).  Если же преобладают   деревья   лиственных   пород,   то   такой   лес   называют   … (широколиственным).   Пространства   без   леса   называют   …  (степями).   В степях   растут   в   основном   …  (травянистые)  растения   и   изредка   … (кустарники). В … (тайге) обитают … (бурые медведи), волки, глухари. В … (широколиственных)  – кабаны, зайцы. В степях встречаются множество … (грызунов), крупные птицы … (дрофы). 3. З а д а н и е   н а   д о с к е . Определите природную зону. – В какой природной зоне можно встретить перечисленные ниже растения? Ель, лиственница, сосна. Ковыль, полынь, пырей. Дуб, липа, бук. Береза, осина, ель. Верблюжья колючка, саксаул. Ягель, стелющийся кустарник, мох. –   Символами   каких   природных   зон   могли   бы   стать   названные   ниже растения? Лиственница – ... (лес) Ковыль – ... (степь) Саксаул – ... (пустыня) Ягель – ... (тундра) – В каких природных зонах встречаются названные животные? Змеи, ящерицы, скорпион. Песец, северный олень, гагара. Ястреб, дрофа, суслик. Медведь, волк, рысь.4.   Отметьте   в   каждом   ряду   «лишнее»   слово.   Объясните,   почему   оно является лишним. а) Европа, Азия, Франция, Америка, Австралия. б) Пальма, секвойя, лес, дуб, сосна. в) Пустыня, почва, степь, тундра, тайга. г) Камчатка, Таймыр, Кольский, Сахалин, Чукотский. д) Морошка, багульник, ковыль, брусника, ягель. VIII. Итог урока. – Что нового вы узнали о горных районах? Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задания 1, 2 на с. 2); учебник (с. 5–8).