Урок 149
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
Цель: развивать умения выполнять работу над допущенными в контрольной работе ошибками, повторить изученный материал.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 149
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
Ц е л ь : развивать умения выполнять работу над допущенными в
контрольной работе ошибками, повторить изученный материал.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Сообщение результатов контрольной работы.
III. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
После проведенного анализа допущенных ошибок материал для работы
используется выборочно.
Возможны следующие задания:
1. О р ф о г р а м м ы к о р н я .
– Правописание безударных гласных, проверяемых ударением.
а) Письмо под диктовку.
Речной, лесной, гористый,
Морской, родной, лесистый.
Проверь слова, да не спеши,
Красиво, грамотно спиши.
– Какую орфограмму содержат многие слова этого четверостишия?
– Как проверить безударную гласную в корне?
– Объясните правописание рифмующихся слов в последних двух строках.
б) И г р а « О т в е т ь к а » .
Класс делится на две группы. Участник игры из первой группы произносит
слово с безударной гласной, проверяемой ударением. Один из играющих
второй группы должен ответить словом, проверочным для данного.
Группа, которая не сумела придумать проверочное слово за установленное
время (например 5, 10 секунд и т. д.), считается проигравшей.
– Правописание парных согласных.– Придумайте на каждую тему по 3–4 слова с парным согласным,
объясните правописание.
Каток … (гладкий, скользкий).
Сад … (дорожка, тропка, ромашка).
Детский мир … (игрушки, лошадка, рыбка).
Школа … (тетрадка, книжка, обложка).
Море … (пловцы, гребцы, флажки, островки).
Столовая … (сливки, голубцы, пирожки, хлебцы).
– Правописание непроизносимых согласных.
И г р а « П о й м а й с в о е с л о в о » .
– Какие согласные могут быть непроизносимыми?
– Как проверить непроизносимые согласные?
Учитель диктует слова с сочетаниями СТН и СН:
радостный, прекрасный, опасный, доблестный, грустный, вкусный,
ненастный, тесный, местный, сенокосный, устный, киснуть, честный,
повиснуть, известный, ужасный.
Команда мальчиков записывает слова с сочетаниями СТН, а девочки – с
сочетаниями СН.
Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.
2. О р ф о г р а м м ы в о к о н ч а н и я х .
1) Правописание личных окончаний глаголов.
– Сгруппируйте пословицы и поговорки попарно в зависимости от смысла.
– Вставьте пропущенные окончания в глаголы 2го лица единственного
числа, объясните их правописание.
Много захоч. – последнее потеря. .
Что посе., то и пожнешь.
Дырявый мешок не наполн. .
За двумя зайцами погон.ся, ни одного не пойма. .
Что прип.сешь, то и пон.сешь.
Бездонную бочку водой не наполн. .
– Какую поговорку можно назвать лишней?
– Какая орфограмма пропущена в словах этой поговорки?
– Как определить безударные окончания глаголов настоящего и будущего
времени?
2) Правописание родовых окончаний глаголов.
И г р а «Доставь адресату».
На доске прикреплены 4 бумажных кармана с надписями: «Мужской род»,
«Женский род», «Средний род», «Множественное число».Учитель предлагает карточки«письма»,
на которых записаны
грамматические основы. Задача учеников – объяснить правописание
окончания глагола прошедшего времени и опустить «письмо» в карман с
соответствующей характеристикой.
На «письмах» написано:
Солнце светил.. Колесо катил.сь.
Маша видел.. Озеро замерзл.. Река остановил.сь.
Саша ходил.. Вишни выросл.. Мама купил..
Котенок спал. Ветер шумел. Гости ушли.
Она видел.. Коромысло повисл.. Дуб рос.
3) Правописание окончаний имен прилагательных.
а) Составьте и запишите с данными словосочетаниями предложения,
употребив словосочетания во всех падежах.
I вариант – ранняя весна.
II вариант – поздняя осень.
(Взаимопроверка.)
б) Объясните правописание окончаний имен прилагательных.
В жарк. летн. пору лошадей выгоняют на ночь в поле. Выгонять перед
вечером и пригонять на утренн. заре табун лошадей – большой праздник для
крестьянск. мальчишек. Сидя на самых бойк. жеребцах, мчатся они
с весел. гиканьем и криком. Легк. пыль желт. столбом поднимается и несется
по узк. дороге.
4) Правописание окончаний имен существительных.
а) Напишите словосочетания по данным схемам. Окончания имен
существительных должны быть безударными. Объясните их правописание.
По ... (1 скл., ж. р., Д. п.); на ... (2 скл., м. р., П. п.);
на ... (2 скл., ср. р., В. п.); к ... (1 скл., ж. р., Д. п.);
на ... (1 скл., ж. р., П. п.); на ... (3 скл., ж. р., Р. п.);
по ... (1 скл., ж. р., Д. п.); по ... (1 скл., ж. р., Р. п.).
б) К данным словам подберите однокоренные слова другого склонения в
том же числе и падеже.
На брош. – …, около постельк. – ….
по колыбельк. – …, о медал. – …,
в бутыл. – …, о ноч. – …, на сне.. – ….
3. П р а в о п и с а н и е н а р е ч и й .
а) Допишите к наречиям:
а н т о н и м ы : близк., мног., ран., легк.,
громк., вверх., грустн.;
с и н о н и м ы : холодн., правильн., скор., вокруг,гладк., тих. .
– Объясните правописание всех орфограмм.
б) Разберите по составу.
Смело, вежливо, насмешливо, налево, трескуче.
IV. Работа над ошибками, допущенными в грамматическом задании.
(Работа проводится индивидуально.)
V. Итог урока.
– Какие умения вам нужно было применить на уроке для решения
орфографических задач?
Домашнее задание: выполнить работу над индивидуальными ошибками,
допущенными в контрольной работе.
Упражнение 608.