Конспект урока по теме" Рельеф Земли"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: опираясь на знания учащихся из курса 6 класса, продолжить формирование таких понятий, как литосфера, рельеф, научить наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые явления, выделять общие признаки. Задачи урока: 1. Сформировать у учащихся представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли. 2. Обосновать причины разнообразия рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли. 3. Продолжить формирование навыков работы с картой.
Иконка файла материала размещение основнвх форм рельефа.docx
География – 7 класс Тема урока: Рельеф Земли.  Цель урока: опираясь на знания учащихся из курса 6 класса, продолжить формирование таких  понятий, как литосфера, рельеф, научить наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые явления,  выделять общие признаки. Задачи урока: 1. Сформировать у учащихся представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности  Земли. 2. Обосновать причины разнообразия рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних  сил Земли. 3. Продолжить формирование навыков работы с картой. Оборудование: Физическая карта мира и карта строения земной коры. Ход урока  1. Оргмомент. 2. Повторение изученного материала Повторение производится в форме фронтального опроса. Примеры вопросов. · Что такое литосфера? Какие виды земной коры вы знаете? · Что такое сейсмический пояс? · Покажите на карте места расхождения литосферных плит. · Какие доказательства движения литосферных плит вы можете привести? · Где в Евразии много вулканов? Объясните этот факт. 3. Изучение нового материала  1). Понятие рельефа Вопросы к учащимся: - Кто помнит из курса 6 класса, что такое рельеф? (Рельеф - совокупность неровностей земной поверхности). Учащиеся записывают данное определение в словарик, который находится с обратной стороны тетради. - Вспомните, какие формы рельефа вы знаете и заполните схему на доске. Ученики заполняют схему в тетради. 2). Образование равнин и гор А) Образование равнин. Учитель строит объяснение по данной схеме. По ходу рассказа учителя учащиеся переносят схему в  свои тетради. Образование равнин. Океаническая земная кора (мягкая и тонкая) легко сминается в складки, и на  ее месте могут образоваться горы. Тогда породы, слагающие ее, поднимаются на высоту несколькихГеография – 7 класс километров над уровнем моря. Происходит это в результате интенсивного сжатия. Мощность земной  коры возрастает до 50 км. Б) Образование гор. Едва родившись, горы начинают медленно, но неуклонно разрушаться под действием внешних сил –  ветра, водных потоков, ледников, да и просто перепадов температур. В предгорных и межгорных  прогибах накапливается большое количество обломочных пород, причем внизу оказываются более  мелкие, а вверху – все более грубые. Старые (глыбовые, возрожденные) горы. Океаническая земная кора сминалась в складки, они  разрушались до состояния равнин, затем альпийская эпоха складчатости возродила горный рельеф на  месте разрушенных горных сооружений. Эти невысокие горы имеют небольшую высоту и вид глыб.  Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры древних гор  (Уральские, Аппалачи, Скандинавские, Драконовы, Большой водораздельный хребет и т.д.) Средние (складчато­глыбовые) горы образовывались также, как и древние, но разрушение не  довело их до состояния равнин. Их глыбообразование началось на месте полуразрушенных гор. Так  образовались средние глыбово­складчатые горы. Далее учащиеся, работая с тектонической и  физической картами, приводят примеры средних гор (Кордильеры, Верхоянский хребет).  Молодые горы образуются и в настоящее время. Являясь молодыми горами, они не несут признаков  разрушения. В основном, это горы высокие, имеют вид складок. Часто их вершины острые, покрытые  снежными шапками. Яркими примерами молодых гор являются Альпы, Гималаи, Анды, Кавказ и т.д.  4. Внутренние и внешние силы Земли Вопросы к учащимся: ∙      Скажите, почему океаническая земная кора превращается в горы? (действуют внутренние силы  Земли) ∙      Почему горы превращаются в равнины? (действуют внешние силы Земли). ∙      Итак, какие силы Земли влияют на облик рельефа нашей планеты? (внутренние и внешние). ∙      Давайте вместе с вами нарисуем схему, которая поможет нам разобраться, что это за силы и  каким образом они действуют. С давних пор гранит являлся олицетворением стойкости и прочности. С гранитом в равной степени  можно сравнить и волевого, несгибаемого человека, и нерушимую, верную дружбу. Однако даже  гранит рассыплется в мелкий щебень, крошку и песок, если он длительно будет испытывать перепады  температур, влияние ветра, деятельность живых организмов и человека. Факторы, влияющие на образование форм рельефа Внешние силы ­    действуют на поверхности Земли        ­     выветривание ­    работа текучих вод ­    подземных вод ­    ледников ­    морского прибоя   ­ деятельность человека Рельеф Внутренние силы ­    процессы движения литосферы ­    внедрение мантии в земную кору ­ излияние мантии на поверхностьТабл. Взаимодействие внутренних и внешних процессов. Процессы, под  влиянием которых  образуется формы  рельефа Причины  возникновения  процессов Проявление деятельности этих  процессов Результат действий  процессов на формы  рельефа Перепады  температур. С первыми лучами Солнца высоко в  горах начинает  таять снег и лед. Активное  воздействие  растительных и  животных  организмов Активное  воздействие  растительных и  животных  организмов на  горные породы  становится  причиной  биогенного  выветривания . Вода проникает во все трещины и  углубления горных пород. Ночью  температура падает на несколько  градусов ниже нуля, и вода  превращается в лед. При этом она  увеличивается в объеме на 9% и  раздвигает трещины, расширяя и  углубляя их. Так продолжается день  за днем, год за годом, пока какая­ нибудь трещина не отделит от  основного массива кусок горной  породы и тот не скатится по склону.  Горные породы также подвергаются  то нагреванию, то охлаждению. У  входящих в них минералов разная  теплопроводность. Расширяясь и  сжимаясь, они разрывают прочные  связи между собой. Корни растений совершают  механическое разрушение, а кислоты,  выделяющиеся в процессе их  жизнедеятельности, ­ химическое. Когда же эти связи  полностью  разрушаются, порода  превращается в  песок.   . В результате  многолетней  деятельности живых  организмов  возникают  коралловые рифы и  особый вид островов  – атоллы,  образованные  известковыми  скелетами морских  животных. Реки и Мировой  океан   река образует русло и речную долину,  воды океана формируют береговую  линию. Льды при своем движении  Пляжбороздят прилегающие территории.   Ветер.     заполняет углубления и  трещины,вразрушает горную породу Хозяйственная  деятельность  человека Человек добывает полезные  ископаемые в результате чего образуются карьеры, строит здания, каналы, делает насыпи  и засыпает овраги. Это все прямое  воздействие, но оно может быть и  косвенным, представляющим собой  создание благоприятных условий для  рельефообразующих процессов  (распашка склонов вызывает бурный  рост оврагов). дюны и барханы,  башни, столбы и  причудливые замки. Овраги, карьеры 5. Закрепление пройденного материала Практическая работа   Тема: Сопоставление карт геология ­ рельеф  1.Определите какие формы рельефа, соответствуют зонам платформ, щитов, складчатых областей,  разломам, заполнив таблицу: Геологическая структура Форма рельефа Пример Платформа Щит Складчатая область             2.Дать описание гор и равнин по картам атласа. 6. Домашнее задание. П.10