У р о к 125.
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ. БУКВЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ
Цели: совершенствовать навыки решения «усложненных» уравнений; закреплять умения составлять уравнения по данному условию; повторить порядок выполнения действий в выражении, правило деления суммы на число; совершенствовать навыки сложения и вычитания многозначных чисел; развивать умение сравнивать, выделять общие признаки.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ. БУКВЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ
У р о к 125.
Цели: совершенствовать навыки решения «усложненных» уравнений;
закреплять умения составлять уравнения по данному условию; повторить
порядок выполнения действий в выражении, правило деления суммы на число;
совершенствовать навыки сложения и вычитания многозначных чисел;
развивать умение сравнивать, выделять общие признаки.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а н и е № 503 (третья задача).
– Выберите уравнение, которое соответствует данной схеме и условию
задачи.
а) x ∙ 12 = 54 ∙ 8 б) x + 12 = 54 + 8 в) 12 : x = 54 + 8
III. Устный счет.
З а д а н и я:1. Заполните таблицы:
320
а
b
a + b
80
90
290
a – b
120
230
20
80
c
d
c ∙ d
c : d
80
8
5
8
2. Найдите корни уравнений:
40 + b = 40 + 2
x + 25 = 17 + 25
95 – a = 95 – 16
y – 14 = 68 – 14
6 ∙ x = 9 ∙ 6
x : 10 = 70 : 10
195 – y = 194 – 14
222 + c = 225 + 25
3. К текстам придумайте вопрос:
а) В упаковочном цехе карандашной фабрики а карандашей разложили в
коробки по x штук в каждую.
б) В а коробок положили по x карандашей в каждую.
– Выберите для каждой задачи буквенное выражение, которое будет
являться решением:
x
a
x a
a x
:
a
x
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 504.
– Прочитайте задачу.
– Самостоятельно вычислите значения данных выражений.
Учитель наблюдает за работой учащихся.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
– Чем похожи и чем отличаются выражения в каждой строчке?
x – 308275 и x + 308275
– Каким должно быть шестизначное число в первом выражении?
(Должно быть больше 308275.)
Аналогично рассматриваются выражения во второй и третьей
строчках.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 505 (устно).
– Проанализируйте выражения.
– Верно ли утверждение, что значения всех выражений одинаковы?Учащиеся, используя правила умножения на нуль, деление нуля на
число, делают вывод, что в выражениях а), б), в), г), д) одинаковое
значение: нуль. А в выражении е) значение, отличное от нуля, – 130275.
Н а д о с к е можно выполнить записи:
а) (75689 + 45711) : 5 ∙ 0 = 0
б) 0 : (45004 ∙ 89 + 143) = 0
в) 256 ∙ 0 + (98941 – 98941) = 0
г) (789141 + 9495) ∙ (7568 – 7568) = 0
д) (807932 + 10807) ∙ 0 : 56 = 0
е) 130275 – 0 ∙ 9307 = 130275
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Повторение пройденного материала.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 506.
– Самостоятельно расставьте порядок выполнения действий в выражениях
и найдите их значения.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
– Объясните, почему значения этих выражений одинаковы. (В данных
выражениях используется правило деления суммы на число.)
2. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (выполнение задания № 507).
– Запишите предложение уравнением: «Сумму неизвестного числа и пяти
увеличили в 3 раза и получили 27».
– Сравните свое уравнение с записями Миши и Маши.
x + 5 ∙ 3 = 27 и (x + 5) ∙ 3 = 27
– Кто прав? Кто записал, как Миша? Кто записал, как Маша?(Неизвестное число увеличили на
– Прочитайте первое уравнение.
произведение чисел 5 и 3, получили 27.)
– Найдите корни данных уравнений.
Учащиеся с объяснением решают уравнение на доске.
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 508 (а, б, в, г).
– Сравните уравнения а) и в):
150 – x : 2 = 140 и (150 – x) : 2 = 65
– Чем похожи? Чем отличаются?
– Сравните уравнения б) и г):
300 – x ∙ 5 = 210 и (300 – x) ∙ 5 = 210
– Чем похожи? Чем отличаются?
– Самостоятельно решите уравнения.
Двое учащихся работают на закрытой части доски.
Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а.
4. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (задание на доске).
– Подберите подходящую к задаче схему и составьте по ней буквенное
выражение.
По телеканалу ОРТ за год было показано 1573 фильма, по НТВ – на 128
фильмов больше, а по ТВ6 был показан 2391 фильм. Сколько всего фильмов
было показано по трем телеканалам за год?
а)
б)
в)г)
Р е ш е н и е: a ∙ 2 + b + c.
О т в е т: схема г).
VI. Итог урока.
Домашнее задание: № 508 (д, е, ж, з);